Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 123






стоял на плечах гигантов». Главный труд Ньютона — «Математи­ческие начала натуральной философии» (1687) — это, по выраже­нию Дж. Бернала, «библия новой науки», «источник дальнейшего расширения изложенных в ней методов». В этой и других своих работах Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирно­го тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику), и с единой точки зрения объяснил большой объем опытных данных (неравенства движения Земли,! уны и планет, морские приливы и др.).

Кроме того, Ньютон — независимо от Лейбница — создал диф-: еренциальное и интегральное исчисление как адекватный язык атематического описания физической реальности. Он был авто-эм многих новых физических представлений — о сочетании кор-ускулярных и волновых представлений о природе света, об иерар­хически атомизированной структуре материи, о механической при­чинности и др. Построенный Ньютоном фундамент, по свидетель­ству Эйнштейна, оказался исключительно плодотворным и до кон­ца XIX в. считался незыблемым.

Научный метод Ньютона имел целью четкое противопостав­ление достоверного естественнонаучного знания вымыслам и умо­зрительным схемам натурфилософии. Знаменитое его высказы­вание «гипотез не измышляю» было лозунгом этого противопос­тавления.

Содержание научного метода Ньютона (метода принципов) сводится к следующим основным «ходам мыслей»:

1) провести опыты, наблюдения, эксперименты;

2) посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные
стороны естественного процесса и сделать их объективно на­
блюдаемыми;

3) понять управляющие этими процессами фундаментальные за­
кономерности, принципы, основные понятия;

4)осуществить математическое выражение этих принципов, т. е.
математически сформулировать взаимосвязи естественных
процессов;

5) построить целостную теоретическую систему путем дедуктив­
ного развертывания фундаментальных принципов, т. е. «прий­
ти к законам, имеющим неограниченную силу во всем космо­
се» (В. Гейзенберг);


124 Основы философии наукиш

6) «использовать силы природы и подчинить их нашим иелямйН
технике» (В.Гейзенберг). |^Н

С помощью этого метода были сделаны многие важные < ^Ш
крытия в науках. На основе метода Ньютона в рассматриваем]^^]
период был разработан и использовался огромный «арсенал» < ^Ш
мых различных методов. Это прежде всего наблюдение, экспер^Н
мент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические шН
тоды, идеализация и др. Все чаще говорили о необходимости ч^Ш
четания различных методов. ; ^|

Сам Ньютон с помощью своего метода решил три кардин^^Н ные задачи. Во-первых, четко отделил науку от умозрител1^^И натурфилософии и дал критику последней. («Физика, бере^^В метафизики!») Под натурфилософией Ньютон понимал «точ|^^И науку о природе», теоретико-математическое учение о неи-|^В| вторых, разработал классическую механику как целостную сяЩКГ му знаний о механическом движении тел. Его механика стада классическим образцом научной теории дедуктивного типа и эта­лоном научной теории вообще, сохранив свое значение до настоя­щего времени. В-третьих, Ньютон завершил построение новой ре­волюционной для того времени картины природы, сформулиро­вав основные идеи, понятия, принципы, составившие механичес­кую картину мира. При этом он считал, что «было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы».

Основное содержание механической картины мира, создан­ной Ньютоном, сводится к следующим моментам.

1. Весь мир, вся Вселенная (от атомов до человека), понимался
как совокупность огромного числа неделимых и неизменных
частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и вре­
мени, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенно пере­
дающимися от тела к телу через пустоту (ньютоновский прин­
цип дальнодействия).

2. Согласно этому принципу любые события жестко предопре­
делены законами классической механики, так что если бы су­
ществовал, по выражению Лапласа, «всеобъемлющий ум»,
то он мог бы их однозначно предсказывать и предвычислять.

3. В механической картине мира последний был представлен со­
стоящим из вещества, где элементарным объектом выступал
атом», а все тела — как построенные из абсолютно твердых,


Гла ва И. Возникновение науки и основные стадии ее развития 125

однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов. Главными понятиями при описании механических процессов были понятия «тело» и «корпускула».

4. Движение атомов и тел представлялось как их перемещение в
абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.
Эта концепция пространства и времени как арены для движу­
щихся тел, свойства которых неизменны и независимы от са­
мих тел, составляла основу механической картины мира.

5. Природа понималась как простая машина, части которой под­
чинялись жесткой детерминации, которая была характерной
особенностью этой картины.

6. Важная особенность функционирования механической карти­
ны мира в качестве фундаментальной исследовательской про­
граммы — синтез естественнонаучного знания на основе ре­
дукции (сведения) разного рода процессов и явлений к меха­
ническим.

Несмотря на ограниченность уровнем естествознания XVII в., механическая картина мира сыграла в целом положительную роль в развитии науки и философии. Она давала естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологи­ческих и религиозных схоластических толкований. Она ориенти­ровала на понимание природы из нее самой, на познание есте­ственных причин и законов природных явлений.

Материалистическая направленность механической картины Ньютона не избавила ее от определенных недостатков и ограни-ченностей. Механистичность, метафизичность мышления Нью­тона проявляется, в частности, в его утверждении о том, что ма­терия — инертная субстанция, обреченная на извечное повторе­ние хода вещей, из нее исключена эволюция; вещи неподвижны, лишены развития и взаимосвязи; время — чистая длительность, а пространство — пустое «вместилище» вещества, существующее независимо от материи, времени и в отрыве от них. Ощущая не­достаточность своей картины мира, Ньютон вынужден был апел­лировать к идеям творения, отдавать дань религиозно-идеалисти­ческим представлениям.

Несмотря на свою ограниченность, механическая картина мира оказала мощное влияние на развитие всех других наук на долгое время. Экспансия механической картины мира на новые области исследования осуществлялась в первую очередь в самой физике,


126___________________________________ Основы философии наукИ

но потом — в других областях знаний. Освоение новых областеШ потребовало развития математического формализма ньютоновскоИ теории и углубленной разработки ее концептуального аппарата. И

Развитие многих областей научного познания в этот периоЯ
определялось непосредственным воздействием на них идей мехаИ
нической картины мира. Так, в эпоху господства алхимии Р. БойлН
выдвинул программу, которая переносила в химию принципы Ж
образцы объяснения, сформулированные в механике. Бойль предЛ
лагал объяснить все химические явления исходя из представлеЦ
ний о движении «малых частиц материи» (корпускул). Ж

Механическая картина мира оказывала сильное влияние и нН развитие биологии. Так, Ламарк, пытаясь найти естественные прв! чины развития организмов, опирался на вариант механическое картины мира, включавший идею «невесомых». Он полагал, чтИ именно последние являются источником органических движениИ и изменения в живых существах. Развитие жизни, по его мнеН нию, выступает как «нарастающее движение флюидов», котороИ и было причиной усложнения организмов и их изменения. ДоЯ вольно сильным влияние механической картины мира было и наш знание о человеке и обществе (см. об этом тп. VIII).

Однако по мере экспансии механической картины мира на но­вые предметные области наука все чаще сталкивалась с необходи­мостью учитывать особенности этих областей, требующих новых, немеханических представлений. Накапливались факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механической кар­тины мира. Она теряла свой универсальный характер, расщепля­ясь на ряд частнонаучных картин, начался процесс расшатывания механической картины мира. В середине XIX в. она окончательно утратила статус общенаучной.

Говоря о механической картине мира, необходимо отличать
это понятие от понятия «механицизм». Если первое понятие обо­
значает концептуальный образ природы, созданный естествозна­
нием определенного периода, то второе — методологическую ус-;
тановку. А именно — односторонний методологический подход,
основанный на абсолютизации и универсализации данной карти- |
ны, признании законов механики как единственных законов ми- \
роздания, а механической формы движения материи — как един- \
ственно возможной. J







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.