Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический смысл налогового мультипликатора.




Cокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) рас­ширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономическо­го объема с целью сниже­ния объема выпуска и заня­тости производится увели­чение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расхо­дов снизится на ΔT х МРС. При этом объем производ­ства и совокупный доход сокращаются больше чем на ΔTблагодаря действию налогового мультипликато­ра.

 

 

10. Способы финансирования дефицита госбюджета.

 

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономичес­кие агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов пе­рераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосред­ственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители зара­нее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это да­ет толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финанси­руются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетиза­ции, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюд­жетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска госу­дарственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процен­та, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возни­кает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эф­фект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматрива­ется как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако дол­говой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непо­средственно в Центральном банке. Однако последний может скупить эти обли­гации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давле­ния.



В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) про­центные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращает­ся, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплекс­ной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности эко­номики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, который возникает как реак­ция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повыше­ние спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфля­ции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Ни один из способов финансирования дефицита госбюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

 

11.Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью.

Не изменять

 

 

12. Экономический рост, способы измерения, факторы, типы.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ОЗНАЧАЕТ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЕЁ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ.



Экономический рост измеряется двумя способами. Выбор зависит от того, какая проблема и с какой целью анализируется: 1) как увеличение реального производства ВНП, ВВП или НД; 2) как прирост этих показателей на душу населения. Экономический рост принято измерять как в абсолютных, так и в относительных величинах. За определённый промежуток времени экономический рост измеряется «годовыми темпами роста». Для того , чтобы определить годовой темп роста ВНП, из величины реального ВНП данного года необходимо вычесть величину реального ВНП предыдущего года и полученную разность соотнести с величиной реального ВНП предыдущего года, выразив результат в процентах. Выстраивая показатели, характеризующие темпы роста ВНП за ряд лет, можно выявить тенденцию экономического роста.

Показатели такие, как «величина ВНП, ВВП, НД на душу населения)) и темпы его роста обычно используются для характеристики уровня жизни и динамики благосостояния населения страны.

Способность экономики к росту зависит от ряда факторов. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:

- количество и качество трудовых ресурсов;

- количество и качество природных ресурсов;

- объём основного капитала;

- технология и организация производства;

- уровень развития предпринимательских способностей в обществе.
Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у
общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются
факторами спроса и распределения:

- снижением степени монополизации рынка;

- налоговым климатом в экономике;

- эффективностью кредитно- банковской системы;

- ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

- расширением экспортных поставок;

- возможностями перераспределения производственных ресурсов в
экономике;

- действующей системой распределения доходов.

Степень воздействия этих факторов на экономику обуславливает тип экономического роста.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное увеличение производства происходит за счёт привлечения дополнительных экономических ресурсов, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными.

Предпочтительнее интенсивный тип экономического роста, при котором увеличение производимых благ достигается за счет роста производительности труда на совершенствующейся технологической базе и более эффективного использования всех факторов производства. Интенсивный экономический рост имеет место, когда рост ВНП опережает рост количества занятых экономических ресурсов.

Однако в чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь может идти лишь о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте. Интенсивный рост имеет свои особенности и преимущества:

1) он осуществляется главным образом вследствие НТП, поэтому предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, образования и профессиональной подготовки работников;

2) даёт возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов, поэтому одним из важных источников роста при этом типе становится ресурсосбережение;

3) выступает основой роста благосостояния общества.

 

13.Теории экономических циклов.

 

Многочисленные теории, объяс­няющие цикличность, обычно классифицируют по двум группам: "внеш­ние" и "внутренние".

Сторонники "внешних" теориивидят причину экономических коле­баний в действии внешних по отношению к хозяйственной системе фак­торов — научных и технических открытий, политических событий (революции, выборы), изменений цен на нефть, природных катаклизмов, даже пятен на Солнце. .

Представители "внутренних" теорийвидят причину цикла в действии присущих самой экономической системе факторов. Например, Р.Мальтус и С. Снсмондиобъясняли кризис недостаточностью потребляемого дохода по сравнению с произведенным. Выход из этой ситуации Р. Мальтус видел в увеличении непроизводительных расходов земельных собственников и капиталистов для сокращения накопления, а С. Сисмонди — в защите мел­кого производства и развитии внешнего рынка. .

Синтез "внешних" и "внутренних" теорий осуществилП. Самуэльсон. Суть этого синтеза заключается в том, что внешние по отношению к экономической системе факторы производят первоначальные импульсы, необходимые для начала движения, а внутренние (экономические) факто­ры преобразуют эти импульсы в циклические колебания. Его теория опи­рается на кейнсианскую концепцию. Дж. Кейнс, как уже отмечалось, вы­двинул в качестве важнейшей причины циклического развития инвестици­онный импульс. Первоначальные изменения автономных инвестиций преобразуются с помощью механизма мультипликатора в цепочку после­дующих изменений спроса и НД. Вместе с тем мультипликатор, вызываю­щий изменения потребительского спроса и НД, порождает изменения ин­дуцированных инвестиций и вызывает эффект акселератора. Производ­ные инвестиции, в свою очередь, тоже приводят в действие мультиплика­ционный механизм и т. д

К числу других теорий, делающих акцент на внешних либо на внутрен­них факторах экономического цикла, можно отнести следующие.

Денежные теории,основоположником которых является Р. Хаутря, а одним из сторонников — М. Фридмен, объясняют деловой цикл рас­ширениями и сжатиями денежного обращения и кредита.

Авторы политических теорий цикла (М. Калецкий, У. Нордхаус, Э. Туфте)видят причину колебаний экономической активности в дейст­виях государственных чиновников, манипулирующих денежно-кредитными и налогово-бюджетными инструментами, чтобы добиться своего повтор ного избрания.

Теории равновесного экономического циклястроятся на неадекват­ном восприятии людьми изменений цен и заработной платы, из-за чего на рынке труда предлагается слишком много или слишком мало труда, что приводит к циклическим изменениям выпуска и занятости. В соот­ветствии с одной из этих теорий безработица увеличивается в периоды спадов, поскольку рабочие удерживают заработную плату на слишком высоком уровне. Авторами этих теорий являются Р.Лукас, Р. Барро, Т. Сарджент.

В теориях реального делового циклаутверждается, что отрицатель­ные или положительные шоки производительности в одном секторе хо­зяйства могут распространиться на всю остальную экономическую сис­тему и вызывать колебания деловой активности (Э. Прескотт, П. Лонг, Ч. Плоссер).

Какая из этих теорий лучше всего объясняет характер и причины эко­номического цикла? Видимо, следует согласиться с П. Самуэльсоном и У. Нордхаусом, подчеркивающими, что "каждая из конкурирующих тео­рий содержит в себе некоторые элементы истины, но ни одна из них не является универсальной, справедливой для всех времен и стран”.

 

 

14.Особенности экономических циклов в современных условиях.

 

В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебания экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема – продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.

На современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов: а) монополистическая структура рынка; б) государственное регулирование экономики; в) НТП; г) процесс глобализации (интернационализации) производства:

а). Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, происходит при сохранении монопольно высоких цен. Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому, в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою очистительную функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата;

б). Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы. Государство активизирует также налоговые инструменты для регулирования капиталовложения и потребительского спроса. В периоды кризисов проводится законодательное сокращение налогов, в периоды подъема, их увеличение. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действия осуществляются автоматически. Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала. Завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовлажения. В тоже время ускоренная амортизация способствует перенакоплению основного капитала, т.е., создает предпосылки для возобновления кризисов. Важный инструмент антициклического регулирования – применение кредитной политики через понижение учетной ставки. Снижение учетной ставки ведет к понижению процента по всем видам кредитов, в т.ч., по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиции и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства;

в). Все более ускоряющиеся темпы НТП обуславливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая кризис. В результате перепроизводства товаров сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, по фазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом;

г). В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания.

 

15. Факторы и проблемы эффективной экономической политики.

Факторы, осложняющие эффективную разра­ботку и проведение экономической политики:

Во-первых, имеются значительные временные лаги в проведении тех или иных мероприятий экономической политики (разрыв во времени между изменением инструмента политики и реакцией экономики), например, измене­ние ставки процента и корректировка домашними хозяйствами и фирмами сво­их планов относительно потребительских и инвестиционных расходов. Однако, это не самая сложная проблема политики: лаги можно учесть, сдвигая во време­ни проведение определенных мероприятий для получения результатов в нужное время.

Вторая трудность связана с фактором неопределенности. Можно выделить три вида неопределенности:

1) неопределенность текущего положения экономики относительно а) уровня выпуска, соответствующего полной занятости, и б) желательного состоя­ния торгового баланса;

2) неопределенность относительно будущих шоков, таких как изменение
спроса на деньги, уровня расходов частного сектора и др.;

3) неопределенность по поводу правильности самой модели (верного значения таких параметров, как предельная склонность к сбережении, к им­портированию, наклона кривых и т.д.).

Третьей проблемой для политиков является такой сложный и плохо под­дающийся оценке фактор, как ожидания, особенно инфляционные. Как из­вестно, проблема ожиданий существенно осложняет дилемму инфляция-безра­ботица. В целом же, фактор ожиданий для некоторых политиков служит осно­ванием для снижения частоты корректировок мер экономической политики в ответ на изменения в экономике вплоть до полного отказа от дискреционной политики.

Наконец, существует и четвертая проблема. Даже если политики и эко­номисты четко предсказывают, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленных целей, могут возникнуть серьезные политичес­кие ограничения. Экономическая логика часто уступает место политичес­ким лозунгам, ссылкам на исторические прецеденты, бюрократическим препят­ствиям, личным интересам государственных деятелей и т.д. "Политическая" со­ставляющая особенно усиливается в периоды трансформации экономических систем. Однако даже при наличии единства в определении целей возникает масса разногласий по поводу конкретных путей их достижения. Поэтому теоре­тические выводы на основе построения абстрактных моделей могут помочь эф­фективному осуществлению экономической политики лишь при учете всех на­званных сложностей и внешних воздействий на экономическую систему.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.011 сек.)Пожаловаться на материал