Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назовите источники и факторы снижения себестоимости. Дайте им характеристику.






Возможности снижения себестоимости продукции можно выявить и анализировать по двум направлениям - источникам и факторам.

Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции. К ним относятся затраты живого и овеществленного труда, административно-управленческие расходы.

Под факторами понимают мероприятия, вызывающие изменения себестоимости продукции. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные. Народнохозяйственные факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. Внутрипроизводственные факторы предусматривают экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов, оборудования и др.

Выделяются следующие направления, по которым можно наметить резервы снижения себестоимости: сырье и материалы, заработная плата, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, рост производительности труда.

Классификация источников и факторов снижения себестоимости продукции
представлена в табл. ______________________________________________________________

Источники Факторы
Снижение затрат на оплату труда Применение трудосберегающих технологий, улучшение организации производства
Снижение материалоемкости продукции Рациональное и экономное применение материальных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий
Сокращение затрат на управление и обслуживание пооизволства Изменение объема и структуры продукции
Экономия внепроизводственных расходов Повышение качества продукции
Ликвидация непроизводительных потерь и расходов Совершенствование стимулирования

Предприятию необходима отлаженная система отнесения затрат на те виды продукции, на выпуск которых они были использованы. Необходимо везде и на всех стадиях производства иметь системы учета и контроля (от поступления сырья и материалов до сдачи готовой продукции в отдел сбыта и ее реализации). Только при таком контроле возможно снижение затрат на производство и реализацию продукции.


33.Назовите виды затрат на производство и реализацию продукции по следующим признакам: по времени возникновения, по экономической роли в процессе производства, по составу, с точки зрения отдельного предприятия. Дайте им характеристику.

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость затраты подразделяются на расходы текущего периода, расходы будущих периодов и предстоящие расходы.

Под расходами текущего периода понимают расходы, связанные с производством и реализацией продукции в данный период.

К расходам будущих периодов относятся затраты, которые возникли в данном периоде, но подлежат погашению в следующих отчетных периодах (освоение новых предприятий, производств и др.).

К предстоящим расходам относятся зарезервированные расходы (расходы на оплату отпусков и т.д.).

По экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на основные и накладные.

Основные затраты связаны непосредственно с процессом производства, а накладные - с организацией, управлением, технической и технологической подготовкой производства и его обслуживанием.

По составу (однородности) затраты подразделяются на одноэлементные (простые) и комплексные (сложные).

Одноэлементные (простые) затраты однородны по своему экономическому содержанию, комплексные (сложные) состоят из нескольких экономических элементов.

С точки зрения отдельного предприятия затраты подразделяются на индивидуальные и общественные.

Индивидуальные затраты представляют собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта, общественные - затраты на производство определенного объема какой-то продукции с точки зрения всей национальной экономики.


34.Назовите виды затрат на производство и реализацию продукции по следующим признакам: по способу включения в себестоимость, по отношению к объему производства, по периодичности возникновения, по эффективности. Дайте им характеристику.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством отдельных видов продукции и относятся непосредственно на эту продукцию по прямому признаку.

Косвенные затраты связаны с производством продукции нескольких видов и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (производственной себестоимости и др.).

По отношению к объему производства затраты подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные затраты — это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства изменяется незначительно (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы).

Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства.

По периодичности возникновения затраты подразделяются на текущие и единовременные.

Текущие затраты - это расходы, имеющие частую периодичность возникновения (расход сырья и материалов и т.д.).

Единовременные затраты - это затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, запуск нового производства и др.

По эффективности или степени целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные.

Производительные затраты - это затраты на производство продукции ус­тановленного качества при рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства.


35. Дайте определения понятию «цена». Опишите ее виды и функции.

Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Субъекты ценообразования РБ: юридические лица и предприниматели.

Роль цены в экономике проявляется на макро и микро уровнях.

Основные признаки классификации и виды цен:

1. По степени участия государства в регулирование цен:

1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.

1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

2. В зависимости от обслуживаемого оборота:

2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.

2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

3. В зависимости от включения в цену расходов по транспортировки предприятия:

3.1. Цена франко-станция отправления – расходы по транспортировке товара несет продавец

3.2. Цена франко-станция назначения – расходы по транспортировке товара несет покупатель

3.3. Цена ДАФ – до границы продавец поставляет товар

3.4. Цена СИФ – все расходы несет продавец

3.5. Цена ФОБ – продавец несет расходы по доставке товара на борт судна

3.6. Цена ФАС – расходы по доставке груза до причала

3.7. Цена КАФ – не включает расходы по страхованию

4. В зависимости от экономических особенностей продукции:

4.1. Оптовые цены

4.2. Закупочные цены – цены на с/х продукцию

4.3. Цены на продукцию строительства

4.4. Розничные цены и тарифы на услуги

5. В зависимости от договорных условий совершения сделок:

5.1.Базисные цены

5.2.Биржевые цены

5.3.Контрактные цены

5.4.Твердые цены

5.5.Справочные цены

5.6.Демпинг

5.7.Ценовая дискриминация

6. В зависимости от рынка:

6.1.Для внутреннего рынка

6.2.Для внешнего рынка

6.3.Для импорта

6.4.Для экспорта

7. В зависимости от сроков действия:

7.1.Постоянные цены

7.2.Скользящие цены

7.3.Ступеньчатые цены

7.4.Сезонные цены

8. Используемые во внутрипроизводственном планировании и учете:

8.1.Планово-расчетные цены

8.2.Учетные цены

8.3.Цены производителей

8.4.Потребительские цены

8.5.Текущие цены

8.6.Сопоставимые цены

9. По степени обоснованности:

9.1.Базисные цены

9.2.Прейскурантные цены

9.3.Фактические цены

Функции цены:

1. Информационная функция — распространение сведений о наличии товара или продукции, об издержках производства, о рынках. Информационная функция цены состоит в доведении до всех участников сведений о конъюнктуре рынка по данному товару.

2. Распределительная функция — распределение ресурсов между производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов.

3. Стимулирующая — создание заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, улучшении качества, снижении издержек.

4. Уравновешивающая — обеспечение равновесия между спросом и предложением. Если спрос на данный товар превышает предложение, цена повышается.

5. Обеспечение доходности — не только возмещение издержек производства продукции, но и получение прибыли.

6. Учетная функция, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем товарооборота, объем производства продукции предприятиями, рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т. д.


36.Назовите виды цен по следующим классификационным признакам: степень участия государства в регулировании цен, обслуживаемый оборот. Дайте им характеристику.

1. По степени участия государства в регулирование цен:

1.1Жестко фиксированные (назначаемые или твердые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

1.2Регулируемые (изменяемые) устанавливаются соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

1.3Договорные (контрактные) - определяются предварительным согласованием между продавцом и покупателем.

1.4Свободные (рыночные) — освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

2. В зависимости от обслуживаемого оборота:

2.1Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвенные сборы и отчисления.

2.2Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и оптовых надбавок оптовой организации, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.

2.3Розничная цена — цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организаций, размер которых ограничен 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером.


37.Дайте определение понятию «прибыль». Назовите виды прибыли. Изложите методику расчета прибыли отчетного года.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров.

Прибыль предприятия – это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из неё налогов уплачиваемых из выручки и затрат на производство.

Прибыль за отчетный период формируется нарастающим итогом с начала периода к его концу; отражается прибыль (убыток) от реализации, от операционных доходов и расходов и прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. Это финансовый результат производственной деятельности предприятия. Прибыль за отчетный период определяется по формуле: П=Пр+Под+Пвд

Прибыль от реализации рассчитывается как выручка от реализации товаров за минусом налогов, включаемых в цену продукции и выплачиваемых из выручки, минус себестоимость реализуемых товаров, а также расходов на реализацию.

Прибыль от операционных доходов и расходов представляет собой финансовый результат, не связанный с основным видом деятельности предприятия. Прибыль рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей за минусом налогов (включаемых в цену и выплачиваемых из выручки) и затрат, связанных с реализацией материальных ценностей.

Прибыль от внереализационных доходов и расходов – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией основных средств. Она образуется путём вычитания из доходов, полученных по данным операциям, расходов связанных с осуществлением этих операций. В состав внереализационной прибыли (убытков) включается сальдо, полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций; сюда же относится прибыль прошлых лет, доходы от аренды; проценты по денежным средствам числящимся на счетах предприятия.

Чистая (нераспределенная) прибыль – она остается в распоряжении предприятия и расходуется на различные цели. Нераспределенная прибыль распределяется на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд. Чистая прибыль служит источником финансовой ответственности предприятия по своим обязательствам и используется им для развития, совершенствования производства, для материального поощрения работников, а также для удовлетворения личных потребностей владельца предприятия:

ЧП=П-Нпр







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.