Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность государственного регулирования процессов безнадзорности несовершеннолетних






Благополучие любого государства и общества оценивается по ряду параметров, в том числе по тому, какое существует отношение к детям. В современных условиях РФ при общем снижении численности населения и сокращения доли в нем несовершеннолетних наблюдается рост числа детей, выпадающих из нормального функционирования общественных отношений: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и беспризорные.

Беспризорность и безнадзорность являются острейшей проблемой современного российского общества. Городские улицы, площади, дворы «спальных» городских районов, вокзалы, места - где чаще всего можно увидеть группы праздно шатающихся подростков. Так в 20-е г. Ф.Э.Дзержинский писал: «Детская беспризорность, часто выявляющаяся в самых уродливых ужасающих формах, как детская преступность, проституция, угрожает подрастающему поколению самыми тяжёлыми последствиями». В 20-30 г. проблемой беспризорности и безнадзорности занимались ведущие отечественные педагоги (А.С.Макаренко, Н.И.Озерецкий), психологи (Л.С. Высотский, В.В.Никольский), медики (П.Н.Соколов, Л.М.Василевский). Проблемам беспризорности граждан были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как С.В.Дармодехин, Ю.Е.Пудовочкин, Ф.А.Мустаева, А.А.Бакаев, Г.М.Иващенко и другие. С.В.Дармодехиным рассматривалась проблема семьи и государства. Ю.Е.Пудовочкиным была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних. Профилактика беспризорности и безнадзорности граждан была изложена в работе Ф.А. Мустаевой. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена А.А.Бакаевым. Г.М.Иващенко посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп. Проблемам беспризорных детей и профилактика социального сиротства в России освещена в диссертационных работах О.А Дорожкиной, Д.З.Зиядовой, Н.Ф.Сморгуновой, В.В.Вершининой, Т.А.Макаренко, Л.И.Рогачёвой. Данная проблема широко рассматривается не только со стороны педагогики, психологии, медицины, в настоящее время ряд учёных изучают государственную политику в сфере работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними гражданами (Л.А.Калиниченко, Г.В.Атаманчук, Н.А.Волгин, Е.И.Холостова) пытаются выявить многообразие причин, закономерностей и условий, порождающих беспризорность и безнадзорность, выявить профилактические меры и методы работы с данной категорией детей. Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различение в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети.

Насчитывается несколько определений беспризорности и безнадзорности, наиболее полным из существующих можно считать определение, которое даётся в Большой Советской Энциклопедии (изданной в 1930 г.):

Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными следует считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными[1].

В «Педагогической энциклопедии» (1964 г.) была опубликована большая статья, в которой говорилось: «Беспризорность детская – отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определённых занятий, семейного и государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного дома и тому подобных причин».[2]

В Федеральном законе «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. (ред. От 14.10.2014). Безнадзорный определяется как несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует в следствии неисполнения или ненадлежащий исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г., в годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было.

В информационно-аналитическом сборнике «Пульс»:

Беспризорныедети - это, те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания[3]. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которому согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль.

Гражданин - человек, состоящий в юридической зависимости с государством, субъект прав и свобод, гарантированных Конституцией.[4]

Процесс - последовательная смена состояний, явлений, известная совокупность решений, действий, событий, приводящая к определённому результату, итогу.

Механизм– является по своему происхождению техническим термином и прочно вошло в систему научной аргументации для обозначения системы, устройства, определяющего порядок какого-нибудь вида деятельности. Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития, именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

По своей сути механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить социальные интересы граждан, социальных групп, населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государ­ственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социальной политики в России со­риентирован на решение важнейших Социальных проблем, главный смысл и содержание их изложены, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (1998) и нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспе­чение политической стабильности и гражданского согласия.

Механизм реализации социальной политики имеет сложную структуру:

• субъект социальной политики — государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

• системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

• методы реализации социальной политики:

• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социальной политики дополняется и дру­гими элементами[5].

Изучение механизмов реализации государственной политики беспризорности и безнадзорности – важное научное направление, которое должно развиваться с традиционными подходами к изучению этих явлений.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности не нова. Беспризорники были всегда, но именно в периоды войн и социальных катаклизмов численность их резко возрастала. Н.Крупская[6] утверждала, что всему виной «разрушение общественных связей, вызванное войной и революцией». Статистика подтверждает этот вывод: 95-98% ребят, оказавшихся на улице, были из пролетарской и крестьянской среды – из тех слоев, что стали пушечным мясом для исторических потрясений начала XX века. Революция, гражданская война, голод и эпидемии вышвырнули в то время на улицу тысячи сирот, бежали из старых детских домов, где было голодно еще в дореволюционные годы. Годы засух и неурожаев привели к страшному голоду в Сибири и Поволжье, и тысячи детей кинулись искать спасение в городах и в более хлебных губерниях. Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества, в России эта проблема приобрела особую остроту в 90-е годы прошлого столетия. Сегодня в РФ, как это ни парадоксально ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных и безнадзорных. Их число в разных источниках определяется от 2 до 5 миллионов. По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас в России насчитывается 2 миллиона беспризорников. В последнее время все большую тревогу в российском обществе вызывает проблема беспризорности и безнадзорности детей. Распространение такого негативного социального явления как безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию страны, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, прав, изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность граждан. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства, беспризорность в России уже стала настоящим социальным бедствием. Правозащитники бьют тревогу: в стране растет целое поколение потенциальных преступников и попрошаек. О том, что беспризорных детей на улицах российских городов становится все меньше, говорят, как правило, перед выборами. Ситуация улучшается, рапортуют чиновники, 2007 год не стал исключением: по официальным данным, на 7, 6% снизилось число детей, добровольно ушедших из семьи, и на 2, 6% – число детей, ушедших из образовательных организаций. Однако у независимых экспертов другие данные: по одной только столице бродят несколько тысяч «ненужных» детей, а по стране и вовсе миллионы. Несмотря ни на что, проблема по-прежнему решается неэффективно. Беспризорники уже стали постоянными обитателями московских вокзалов и подворотен. Рейды по их отлову приводят только к тому, что ребята меняют место жительства. Шатающиеся по улицам дети и не подозревают о том, что целый комплекс их собственных фундаментальных прав нарушен государством.

Основное условие для полноценного формирования личности - здоровый климат в семье, если родители негативно относятся к алкоголю и наркотикам и ребенок это ощущает с детства, если семья ведет здоровый образ жизни и всячески пропагандирует его, то вряд ли ребёнка, выросшего в этой семье, когда-нибудь прельстит наркотик или рюмка водки. Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорности и беспризорности - от 8 до 13 лет, можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческим условиям. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями, не случайно, как уже отмечалось, сложилось общественное мнение. Что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к беспризорным и безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психологического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, коррупции в органах власти и управления, высокой степени физической и психологической правотравмированности беспризорных и безнадзорных граждан. Отношение к таким гражданам во многом совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинаются возобладать мотивы: если беспризорность и безнадзорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и морально граждан социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным обществом.

Растущая из года в год безнадзорность детей - следствие социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, пре­пятствующих родителям воспитывать своих детей, к примеру, фактор дефицита времени. Вдруг оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени, или фактор нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, в которых родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также требует затрат со стороны семьи. Безработица, нищета, безысходность одной части населения, лихорадочная деятельность, когда появляется возможность заработать, будь то в сфере торговли, услуг, а если повезет, то и по специальности, созда­ли в обществе такую ситуацию, в которой дети часто оказываются за пределами внимания взрослых.

В основательно дезорганизованном обществе семья и школа на про­тяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию. И вот уже в стране появились дети, не умеющие ни читать, ни писать. По данным информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации, к началу 2004 года в стране насчитывалось 2 миллиона совершенно безграмотных детей школьного возраста. Массовая безнадзорность перешла в разряд социального бедствия.

Беспризорные дети стали привычным явлением на вокзалах, в метро, на рынках города.

Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на 2-3 работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношении с детьми у родителей в таких семьях все больше распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм физического насилия.

К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что творческая деятельность наших педагогов, направленная на организацию досуга детей, мало поддерживается и финансируется государством. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребёнка. Плюс ко всему школьников надо подталкивать на занятия творческой деятельностью, особенно ребят из неблагополучных или неполных семей. Такие меры позволят нам, если не избежать подросткового и детского алкоголизма, наркомании, то, по крайней мере, замедлит его быстрое прогрессирование в российском обществе.

Безнадзорность и беспризорность тесно связана с социальным сиротством. Проблема социального сиротства вызывает особую обеспокоенность. По разным причинам дети остаются без родительского попечения при живых родителях. За два последних года в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. На основе анализа состояния проблем и причин резкого усиления беспризорности и безнадзорности можно сделать следующие заключения:

1. Как свидетельствуют исторические данные, государство может эффективно решать проблему беспризорности и безнадзорности. Так, в советское время, даже в период, когда страна была ослаблена войнами и их последствиями, государство успешно боролось с беспризорностью и безнадзорностью и спасало их, заботилось об их обучении, воспитании и здоровье, привлекало к решению проблемы общественные организации. Забота о детях была первоочередной задачей и руководителя государства, и гражданина.

2. Непосредственными причинами беспризорности и безнадзорности в современной России являются: социальное расслоение общества, развал экономики, кризис семьи; рост безнадзорности, ухудшение условия жизнедеятельности, и как следствие, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семьи.

Таким образом, что состояние и динамика беспризорности и безнадзорности граждан характеризуется как стабильно тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идёт о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на ситуативные общественные капании, регулярно органами власти и управления. «Запущенность» беспризорности и безнадзорности граждан, глубина и масштабы десоциализированности, укорененности синдрома беспризорности и безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.