Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности нарушения мышления при различных симптомах.






-У алигофреников-снижение уровня обобщения.

-Эпилепсики-не могут выделить основные св-ва предметов. Возвращает слова к однажды выделенному признаку.Большое число запаздывающих ответов.

-Шизофрения-больные сближают любые отношения между предметами и явлениями.Выполнение заданий на обобщенном уровне.Бессодержательный характер суждений.

-Маниокально депрессивный синдром-в последовательном порядке осмысливают сюжет.

 

 

43.Методики исследования интеллекта. 1)Прогрессивные матрицы Равена. Он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком или несколько матриц с одной недостающей частью. Испытуемому предлагается обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются. 2)Кубики Косса – необходимо сложить картинку из кубиков, оценивается время, с какой части картинки начата работа. 3)Шкала измерения интеллекта Векслера- диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Состоит из вербальных(задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности) и невербальных(шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин) субтестов 4)Тест структуры интеллекта Амтхауэра

 

 

44.Виды нарушения интеллекта. Нарушения интеллекта описывают на основании различной степени снижения способностей к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. синдромы расстройства интеллектуальной деятельности: деменция(психопатологический синдром, включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся нарушениями ориентировки, способности к обучению) и умственная отсталость(состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушениям способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

 

45. Акцентуация - это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии -- психопатии. Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду): 1)Демонстративный тип. Главной особенностью - потребность произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре событий. 2)Педантичный тип. Внешние проявления - повышенная аккуратность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать такой человек долго и тщательно все обдумывает. 3)Застревающий тип - отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний.4)Возбудимый тип - выраженная импульсивность поведения.5)Гипертимический тип - постоянное пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. 6)Дистимический тип. сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. 7)Аффективно-лабильный тип (циклотимический тип) - смена гипертимических и дистимических состояний. 8)Аффективно-экзальтированный - бурная (экзальтированная) реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и впадают в отчаяние от печальных. 9)Тревожный тип - повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. 10)Эмотивный тип. высокая чувствительность. 11)Экстравертированный тип - легко поддается влиянию окружения, постоянно ищет новые переживания. 12)Интровертированный тип - опора на свой жизненный опыт, задумчивость.

 

 

46.Понятие психопатий(П). П — это такие аномалии характера; состояния стойкой дисгармонии личности при достаточно сохранном интеллекте. Формируются в детском или юношеском возрасте, является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации. Критерии: тотальность(одни и те же черты характера обнаруживаются повсюду, в любых обстоятельствах) и относительная стабильность патологических черт характера(малые изменения в течение жизни) и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию(состоит в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе.). Типы психопатических личностей: шизоидные (шизоиды), параноические, психастенические, аффективные, истерические, возбудимые (эпилептоиды), неустойчивые (безвольные), невропатические (астенические). Чистых психопатических типов не существует. Степени выраженности П: Умеренная-компенсаторные механизмы достаточно выражены и могут быть продолжительными, срывы могут быть пропорциональны психической травме, декомпенсация, заострение психопатических черт характера и поведения. Выраженная — компенсаторные возможности нестойки, декомпенсация — от незначительных поводов психические травмы, трудные жизненные ситуации, неполная и нестойкая социальная адаптация. Тяжёлая — компенсаторные механизмы выражены слабо, непродолжительны, высокая декомпенсация, могут достигать уровня психозов.

 

47.Воля. Воля — это сознательная, целенаправленное управление человеком своей деятельности. Расстройства воли выражаются в нарушении способности к деятельности, патологических, извращенных потребностях, нарушении представления о конечных результатах, нарушении контроля за деятельностью, нарушении проецирования процессов в сознании. Расстройства: 1) нарушение структуры иерархии мотивов-заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей 2) формирование патологических потребностей и мотивов(при пищевых расстройствах: анорексия-отсутствие аппетита, подавление желания есть; булимия — патологическое желание постоянно часто и много есть) 3) парабулии - синдромы патологического непреодолимого влечения выдергивать волосы, расстройства двигательно-волевой сферы(гипобулия — нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).)4) симптом аутизма - утрата больным потребности общаться с окружающими с формированием патологической замкнутости, отгороженности и нелюдимости. Методы: Шкала общей самоэффективности (адаптация В. Ромека), Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98»

 

 

48.Нарушения эмоций, методы диагностики. Нарушения: 1.Долговременные расстройства настроения(депрессивные и маниакальные состояния). 2. Эмоциональная неустойчивость (при тревожной депрессии, при церебральном атеросклерозе), 3. Неадекватность эмоций ситуации по силе или содержанию (шизофрения, психопатии, лобный синдром) 4. Амбивалентность аффекта (люблю и ненавижу, при шизофрении). 5. Эксплозивность, склонность к аффективным вспышкам (эпилепсия, психопатии). 6. Неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия). 7. Уплощение эмоций (шизофрения, деменции). 8. Приступообразные эмоциональные расстройства (страхи, панические атаки, патологический аффект).Исследование эмоц сферы начинается с оценки внешнего вида и поведения больного, его манеры говорить, мимики, характера предъявляемых жалоб. Необходимо выяснять эмоц состояние больного, какие-либо изменения в этом состоянии, которые произошли в последнее время. Иногда о подавленном эмоц состоянии говорят многочисленные жалобы на здоровье, раздражительность, заторможенность. Данные наблюдения за больным, а также материал, получаемый в ходе клинической беседы, являются гораздо более ценными источниками информации, нежели результаты формализованных методик(Опросник депрессии Бека, Миннесотский многофакторный личностный опросник, цветовой тест Люшера, различные шкалы тревоги).

 

 

49. Психосоматика - отрасль клинич. психол. и медицины, кот.изуч. влияние психич. фактора на возникн. и разв. соматич. патологии. Предмет психосом. – психосоматич. заболевания. Задачи: 1. Профилактика. а) психогигиена – предупреждение разв. неблагопр. психосоматич. и соматич. заболеваний. б) психоиммунитет – формир-ниеправильн. представлений и отнош. чел.к себе, болезни и миру в целом. в) предотвращение разв. осложнений. 2. Диагностика. а) дифференциальная – постановка диагноза, выявл. удельного веса психол. фактора в разв. заболевания. б) динамич. – динамика болезни. Тяжелое соматич. заболевание, вызыв. психич. активность больного (волнение, переживания) и превращает его в психосоматич. Необходимо выявить момент этого перехода. 3. Психологич. помощь – консультир-ние, коррекция, психотерапия, сенсомоторн. коррекция. 4. Реабилитация – восстановл. статуса человека. Проф., труд., соц. реабилитация. Методы: Психосоматич. исслед. нач. с наблюдения за пациентом, с беседы о его переживаниях, истории жизни, общ-ном положении. Продолжением этой беседы явл. психотерапевтич. лечение, углубление психоанализа методами свободн. ассоц, толкования сновидений, изуч. отнош. больного к внешнему миру в процессе перенесения. Формализация диагностич. беседы в виде стандартизир. интервью позволяет получить более систематизир.анамнестич. сведения. Стандартизация оценки заключ. в семантико-лингвистич. анализе содерж. беседы, что способств. правильн. подбору психотерапевтич. метода лечения.Вспомогательн. ср-вомпроверки гипотез явл. статистич. исслед, цель кот.сост. в том, чтобы изуч. закономерности возникн.опред. явлений.На основе клинич.наблюд. могут возник. гипотезы, кот. проверяют путём изуч. предсказания. Предсказательн. ценность таких гипотез проявл. в том, насколько велико число правильн. предсказаний. При этом обращ. вним. как на показатели соматич. заболевания, так и на психол. показатели. При исслед. ожидаемого оценивают опред. популяции с их соматич. и психич. показателями, кот.затем сравнивают с имевшимися ранее психол. и соматич. показателями.

Психосоматические корреляции. В ответ на неблагопр. психич. сост.у чел. могут возникать разн. физиологич. изменения. Среди них различ. психоген. реакции и психосоматич. заболевания.Изменения, возникающ. в организме под влиянием пси­хич. факторов - психогенные. Психоген.факторы могут вызывать следующ. физиологич. реакции в разн. органах и системах организма: учащение сердцебиения,
изменение кровяного давления; задержку дыхания, рвоту, запоры, сухость во рту; усиленную/ослабленную эрекцию, набухание клитора и секрецию генитальной области, мышеч­ное напряжение, тики, потливость и т. д. Психогенные реакции временны, преходящи, адаптивны.Психосоматич. заболевания — физич. заболев.или нарушения, причиной возникн. кот. явл. аффективн. напряж. (конфликты, недовольство, душевн. страдания и др.).

Соматопсихические корреляции. Считается, что тип реагирования на соматич. заболев.связан в 1-ую очередь с оценкой пациентом его тяжести. Сущ-вует феномен «объективн.тяжести болезни» и «субъективн. тяжести болезни».В каждом конкретн. случае отнош. к болезни имеет индивидуально-специфич. своеобразие, кот.зависит от соц-конституциональн. и индивидуально-психол. особенностей чел. Под соц-конституцион. параметрами поним. влияние пола, возраста и профессии чел; под индивидуально-психол. — св-ва темперамента, особенностей хар-ра и кач-в личности

50. Типы психологического реагирования на болезнь. Принятая в отеч. клинич. психол. типология реагирования на заболевания создана Личко и Ивановым. Схожие типы реагирования объединены в блоки: 1) включ. типы отнош. к болезни, при кот.соц. адаптация сущ-но не наруш. (гармоничн, эргопатич. и анозогнозич. типы). 2) входят типы реагир, приводящ к психич. дезадаптации преимущ-но с интрапсих. направленностью (ипохондрич, тревожн, меланхолич. и апатич.). 3) включ. типы реагир. с наруш. псих. адаптации по интерпсихич. варианту, кот. в наибольш степени зависит от преморбидн особенностей личности больных (эгоцентрич, неврастенич, обсессивно-фобич, сенситивн, эйфорич, паранойяльн).

Типы реагирования на болезнь без наруш. соц адаптации: 1 - При гармоничн. типе психич. реагирования важным явл. реализм в воспр. симптомов и понимании объективн тяжести заболевания.2 – эргопатический - «Уход от болезни в работу». 3 – анозогнозический – активн. отбрасывание мыслей о болезни, о возможн ее последствиях. Непризнание себя больным.

Типы реагирования на болезнь с наруш. соц. адаптации по интрапсихич. варианту: 1 – ипохондрич. - сосредоточение на субъективн. болезнен.и иных неприятн. ощущениях. 2- тревожн. – непрерывн. беспокойство и мнительность в отнош. неблагопр. течения болезни, возможн. осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. 3 -меланхолич. или депрессивн. - удрученность болезнью, неверие в выздоровл, в возможн. улучш, в эффект лечения. 4 –Апатический - полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения.

Типы реагирования на болезнь с наруш. соц адаптации по интерпсихич. варианту: 1-эгоцентрич. - «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающ своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием.2 – неврастенич. - поведение по типу «раздражительной слабости». 3 - обсессивно-фобич, или дисфорич. Тревожная мнительность, кот.прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных: осложнений, неудач лечения, плохого исхода, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейн. ситуации в связи с болезнью. 4 –сенситивн. - чрезмерн озабоченность пациента возможным неблагоприятн впечатлением, кот. может произвести на окружающ информация о его болезни. 5 – эйфорич. - Необоснованно повыш. настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомыслен.отнош. к болезни и лечению.6 – паранойяльный - уверенность, что болезнь явл. результатом чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.