Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. При интеграции России в мировую торговлю предстоит решить целый комплекс сложных вопросов, по которым интересы представителей различных сфер отечественного






При интеграции России в мировую торговлю предстоит решить целый комплекс сложных вопросов, по которым интересы представителей различных сфер отечественного бизнеса, государственной власти, широких слоев населения нередко не совпадают. Фактически ключевым на переговорах о вступлении России в ВТО является вопрос о пределе тех уступок со стороны РФ, перейдя через который она уже не сможет компенсировать потери от присоединения к ВТО полученными от этого выгодами. В настоящее время можно вполне определенно назвать отрасли, которые объективно выигрывают от вступления России в ВТО. В их числе, в частности, черная металлургия и химическая промышленность, испытывающие наибольшие проблемы в связи с постоянно возбуждаемыми против предприятий этих отраслей антидемпинговыми процедурами. С другой стороны, есть и сферы отечественной экономики, в которых в результате вступления в ВТО возникнут весьма сложные проблемы: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, гражданская авиационная промышленность, целый ряд других отраслей промышленности (прежде всего связанных с замещением импорта), банковская и страховая деятельность и т.д. Учитывая то, что национально-государственный интерес так или иначе синтезирует в себе противоречивое единство широкого спектра отраслевых и секторальных интересов, а также интересов широких слоев населения (выступающих и в качестве производителей, и в качестве потребителей), вопрос о комплексной оценке результатов вступления России в ВТО представляется весьма сложным. За последнее время российской стороной уже накоплен значительный опыт сотрудничества с т.н. рабочей группой ВТО по России. В 2007 г. в этой рабочей группе принимали участие 62 страны из 144 стран-участниц ВТО. По существу, это свидетельствует о том, что у остальных стран-участниц ВТО уже отсутствовали какие-либо претензии к РФ. При этом имела место весьма существенная дифференциация по объемам и жесткости требований отдельных стран. Некоторые члены указанной группы вели переговоры по двум-трем видам товаров. Однако, например, с США или со странами ЕС переговоры велись по всем позициям.

На прошедших в декабре 2001 г. переговорах в Женеве российская сторона получила согласие стран - членов ВТО, а с 2002 г. начала обсуждение главного документа о вступлении РФ в ВТО - доклада рабочей группы, где будут четко оговорены все права и обязанности России.

Первый раздел этого доклада посвящен экономическому и торговому режиму вступающей в ВТО страны; второй - обязательствам, которые она берет на себя; в третьем разделе рассматриваются вопросы, связанные с приведением законодательства данной страны и практики его применении в тот вид, который выл бы приемлем для ВТО. В частности, Россия должна привести таможенное регулирование в соответствие с правилами целый ряд ранее принятых законодательных актов - Таможенный кодекс. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (противоречащий в некоторых аспектах TRIMS), Федеральный закон - " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и некоторые другие (это относится к третьему разделу доклада). Существенно то, что взятые на себя обязательства вступившая в ВТО страна должна начать выполнять сразу же с момента присоединения к организации. Важное значение для России будут иметь и приложения к докладу, относящиеся, в частности, к обязательствам России по доступу на рынок товаров и услуг и субсидиям сельскому хозяйству. При решении практических проблем вступления России в ВТО следует, по нашему мнению, руководствоваться принципом - стремиться к вступлению в ВТО, но не форсировать этот процесс искусственно (к чему активно призывали в декабре 2001 г. руководители США и Европейского Союза, обещавшие «похлопотать» за это), не идти на невыгодные для России в целом и ее отечественного бизнеса уступки. Некоторые авторы предупреждают, что складывается впечатление, будто Россию просто " заманивают" в эту структуру для того, чтобы иностранным ТНК было удобнее захватывать наш ресурсный рынок. Вряд ли западные страны хотят получить нового сильного конкурента на международной экономической арене.

Пример Китая вступившего в ВТО в конце 2001 г. свидетельствует об имеющихся в данной области серьезных проблемах. Китай готовился к вступлению более 16 лет, но был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, и не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности.

Самыми сложными вопросами на переговорах остаются:

- таможенное соглашение; соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

- соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).

Признание России страной с рыночной экономикой не аннулировало все существовавшие противоречия. Непросто идут и переговоры в области сельского хозяйства со странами так называемой Кернской группы, участницы которой (Австралия, Новая Зеландия, Бразилия.

Аргентина) отказываются идти на реальные компромиссы в области сельскохозяйственных государственных субсидий. Они выступают за полную ликвидацию всех экспортных субсидий и внутренней государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Эту позицию поддерживают и США, что вызывает закономерное противодействие российской стороны.

К числу наиболее сложных проблем на переговорах относится и вопрос о доступе на российский рынок иностранных услуг. В этих переговорах в декабре 2001- мае 2002 годов участвовали 15 стран - членов ВТО, в то время как некоторые члены ВТО (в частности, страны ЕС) еще не предоставили своих встречных предложений. Обращает на себя внимание тот факт, что классификация услуг содержит 160 основных секторов, однако на практике обсуждается лишь восемь ключевых сфер услуг, которые вызывают наибольший интерес у зарубежных партнеров (банковское дело, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, образование, медицина и транспорт). Иностранные партнеры на переговорах требуют снятия ограничений на деятельность в РФ своих аудиторских и юридичеких компаний, врачебную практику и т.д. Сохраняются расхождений с иностранными партнерами по транспортным услугам (прежде всего в морском судоходстве и авиаперевозках).

Новые обстоятельства в переговорах России о вступлении в ВТО возникают в связи с принятием в эту организацию Китая, который выступил с целым рядом требований в адрес России. Так, лишенный права обращаться в Roster, Китай может попытаться подстраховаться и поставить вопрос об открытии Россией при вступлении в ВТО своего рынка для китайского текстиля, игрушек и других товаров широкого потребления.

В настоящее время необходим комплексный анализ всех " pro" и " contra" вхождения России в ВТО и сроков осуществления этого процесса. Поэтому принципиальное значение приобретает ясность и определенность стратегического подхода Правительства РФ по вопросу о том, какие отрасли и виды производства рассматриваются им в качестве " точек роста" экономики страны и заслуживающими всесторонней ресурсной и протекционистской поддержки.

На наш взгляд, в этой области со стороны Правительства РФ проявляется непоследовательность и нередко отсутствие четкой позиции.

Присоединение России к ВТО - сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.