Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и значение деловых циклов Й. Шумпетера






В современном понимании экономический цикл представляет собой периодические колебания фактических объемов производства относительно их потенциальной величины (естественного уровня ВНП). Австрийский экономист Йозеф Шумпетер выдвинул идею о трех цикличной схеме колебательных процессов в экономике. Каждый уровень циклов Шумпетер назвал именами ученых, открывших их. Самыми длительными являются циклы Кондратьева - периодичность их колебания может достигать от 47 до 60 лет. Следующий уровень циклов, циклы Жугляра, имеют длительность десять лет. Третий уровень представляют циклы Китчина продолжительностью три года и четыре месяца. Все три уровня циклов взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако для аналитического удобства в своем историческом очерке он представил трициклическую схему: цикл Китчина (3-4 года), Жюгляра (7-11 лет), Кондратьева (48-60 лет). Шумпетер принял без доказательств, что " каждый цикл Кондратьева должен содержать целое число циклов Жугляра, который содержит целое число циклов Китчина". За рамками теории Шумпетера остается причина цикличности инноваций, и соответственно цикличности новаций (изобретений) Кондратьева- Характерный период кондратьевских волн — 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет), циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов.

Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале её наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале. Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн. Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства. Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии Циклы Жугляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7-11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жугляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жугляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объеме товарных запасов), но и колебания в объемах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина, здесь добавляются еще и временные задержки между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей (а также между возведением и актуальным запуском соответствующих мощностей). Дополнительная задержка формируется и между спадом спроса и ликвидацией соответствующих производственных мощностей. Данные обстоятельства и обуславливают то, что характерный период циклов Жюгляра оказывается заметно более продолжительным, чем характерный период циклов Китчина. Циклические экономические кризисы/рецессии могут рассматриваться в качестве одной из фаз цикла Жугляра (наряду с фазами оживления, подъёма и депрессии). Вместе с тем от фазы кондратьевской волны зависит глубина этих кризисов В цикле Жюгляра достаточно часто выделяют четыре фазы, в которых некоторые исследователи выделяют подфазы: фаза оживления (подфазы старта и ускорения); фаза подъема, или процветания (подфазы роста и перегрева, или бума); фаза рецессии (подфазы краха/острого кризиса и спада); фаза депрессии, или застоя (подфазы стабилизации и сдвига)

81.Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом

· Практика экономически развитых стран свидетельствует, что устойчивый рост экономики в условиях глобальной экономической конкуренции обусловлен высоким уровнем внедрения в производство новых технологий и разработок. По различным оценкам от 70 до 100% прироста производства в этих странах сегодня обеспечивается за счет использования инноваций. В этой связи нами исследованы опыт государственной поддержки инновационной деятельности за рубежом. В экономически развитых странах государство стимулирует развитие инновационной деятельности путем создания необходимых экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых условий. К экономическим условиям относятся:

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих потенциально важное значение для государства, но не привлекательных для частных инвесторов;

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

К финансовым условиям относятся:

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

· пресечение недобросовестной конкуренции;

· активизация предпринимательства;

· развитие лизинга наукоемкой продукции;

· содействие модернизации техники;

· предоставление различных видов финансовой поддержки, налоговых и таможенных льгот отечественным предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

· создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

· предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий отечественным и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности. К организационным условиям относятся: формирование и реализация государственных, отраслевых и региональных инновационных программ; развитие инновационной структуры; содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободного доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, к материалам о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах, завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности и т.п.); содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия регионов в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области; Прямое государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе выбора приоритетных направлений развития науки и техники и определения перечня «критических технологий», целенаправленного финансирования проектов из государственного бюджета и софинансирования проектов и программ, реализуемых негосударственными структурами, формирования инфраструктуры инновационной деятельности и др. Косвенные меры стимулирования инновационной деятельности включают использование фискальных методов (льготное налогообложение, ускоренная амортизация, регулирование отдельных рынков, отраслей), нормативное правовое регулирование в области создания, передачи и охраны интеллектуальной собственности, а также формирование благоприятных условий для деятельности структур, участвующих в коммерциализации научных знаний. Как показывает мировой опыт, создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности - задача, прежде всего органов государственного регулирования. Без целенаправленной государственной инновационной политики невозможно обеспечить устойчивое развитие отечественной экономики. Роль государства заключается, в первую очередь, в том, чтоб активизировать инновационные процессы во всех сферах экономики страны. Финансирование НИОКР и инновационной деятельности. Как показывает мировой опыт, развитие инновационной деятельности напрямую связано с состоянием фундаментальной и прикладной науки и коммерческой востребованностью научно-технических разработок. Одним из показателей, характеризующих отношение государства к научно-техническому прогрессу, является объем финансирования науки. Так, в 2000 году расходы государства на научные исследования и разработки составили: в США 246, 2 млрд. долларов (2, 9% от ВВП), в Японии 94, 2 млрд. долларов (3, 0% от ВВП), в Германии 45, 8 млрд. долларов (2, 35% от ВВП), во Франции 28, 0 млрд. долларов (2, 25% от ВВП), в Швеции 7, 6 млрд. долларов (4, 0% от ВВП). Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2, 5% от ВВП. Для сравнения - в России этот показатель в 2000 году составлял 2, 2 млрд. долларов (1, 09% от ВВП), в Казахстане - 13, 7 млн. долларов (0, 08% от ВВП). При пересчете на душу населения эти затраты составили в США и Швеции - по 858, Японии - 747, Германии - 536, Франции - 480, России -64, Казахстане - 0, 9 доллара США.Методика выбора приоритетов инновационного развития и методы финансирования НИОКР и инновационной деятельности в различных странах реализуются по-разному, т.к. они должны соответствовать стратегическим направлениям государственной политики, которая постоянно корректируется с изменением как внешних, так и внутренних условий экономического развития. Поддержка научно-технической деятельности, имеющей инновационную направленность, государствами ЕС осуществляется в соответствии с общими для всех стран рыночной экономики принципами. Принцип комплементарности (дополнительности) оказания финансовой помощи состоит в том, что приоритет имеют работ, направленные на заполнение пробелов в технологическом развитии страны. Принцип поддержки предконкурентных исследований и разработок заключается в том, что государство субсидирует только создание общедоступного научно-технического продукта, не нарушая сложившегося на рынке соотношения между своими фирмами. Соответствующие мероприятия по поддержке осуществляются различными государственными органами с привлечение разного рода агентств, кредитных и инвестиционных учреждений. Во Франции поддержка инновационной деятельности сосредоточена в сферах малых и средних предприятий. Финансовая, организационная и информационная поддержка инновационных проектов, рассчитанных на промышленное внедрение, осуществляется государственным агентством ANVAR, учредителями которого являются три министерства (промышленности, национального образования, науки и технологий, малых и средних предприятий). В Великобритании бюджетное финансирование НИОКР осуществляется по различным каналам - департаментами (министерствами), каждый из которых имеет в своем бюджете средства на науку, различными специализированными агентствами (например, космическим) и другими организациями. Финансирующими организациями также являются семь исследовательских советов по важнейшим направлениям науки и технологии. Советы имеют собственные бюджеты и распределяют средства между научными учреждениями на конкурсной основе, преимущественно в форме грантов.Государственная политика в этой стране реализуется путем программно-целевого финансирования конкретных проектов. В качестве основного механизма государственной поддержки инновационного сотрудничества между промышленностью и научно-исследовательской сферой является система программ LINK. Целью LINK является повышение конкурентоспособности английской промышленности и качества жизни населения посредством поддержки в рамках управляемых программ предконкурентных научно-технических разработок и стимулирования вложений промышленными предприятиями средств в продолжение работ, направленных на получен е продукции, пользующейся коммерческим успехом, эффективных процессов, высокого уровня услуг. В рамках каждой программы получают поддержку совместные НИОКР, направленные на создание предконкурентной научно-технической продукции, рассчитанной на последующую доработку в рыночный продукт. Промышленные предприятия, готовые вложить свои средства в коммерциализацию результатов работ, субсидируемых в рамках LINK, могут получить дополнительную поддержку в рамках соответствующих программ. Финансирование проектов по программам LINK осуществляется на долевых началах. До 50% средств вкладывают правительственные департаменты и научные советы. Ввиду межотраслевого характера большинства проектов, обычно несколько департаментов и научных советов объединяются для финансирования той или иной программы. Остальная часть средств обеспечивается партнерами со стороны промышленности. Научным учреждениям оплачиваются все расходы. В Германии непосредственная финансовая поддержка проектов из федерального бюджета осуществляется в рамках целевых программ федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии (BMBF). Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровень отечественной науки и техники в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.

Экономическое содержание инновации

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

· используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

· достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

крупнейшие базисные инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год; - крупные инновации (на базе аналогичного ранга изобретений) формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем базисные инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше; − средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения; − мелкие инновации улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования Категория «содержание» шире по своему объему, чем категория «сущность». Содержание включает в себя общую сущность и ее конкретные формы и проявления в каждом отдельном случае. Теперь мы можем предположить, что применительно к предмету нашего исследования содержание инновации будет включать в себя ее сущностные характеристики, а также внешнюю сторону, а именно: формы, типы, виды вложений в производственные, научные, финансовые проекты с целью получения прибыли или для решения социальных и экономических проблем. Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод, что инновацию в качестве экономической категории следует определять как экономические отношения, возникающие между гражданами, фирмами, банками и государством по поводу создания и внедрения новых технологий и новой продукции в условиях быстроменяющейся экономической среды за счет привлечения как собственных, так и заемных средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.