Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность правоохранительных органов в борьбе с рецидивом






 

 

Среди правоохранительных органов ярко выраженную профилактическую направленность имеют: прокуратура, суд, органы внутренних дел. Это объясняется главным образом закреплением обязанности осуществлять такую работу согласно соответствующему законодательству, а также опыту, приобретенному в этом направлении.

Прокуратура выполняет профилактические функции, во-первых, в процессе решения своих основных задач. Осуществляя общий надзор за исполнением законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, используя для этого предусмотренные законом формы: опротестовывать незаконные решения; выдавать предписание по устранению нарушений закона; возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство; выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает соответствующих должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и принятию достаточных мер по их устранению.

Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие, а также осуществляющих контроль и социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.

Во-вторых, профилактическая функция реализуется в деятельности следственных подразделений прокуратуры. Согласно закону следователи по конкретным уголовным делам обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносить представления об их устранении в соответствующие организации и должностным лицам. В данном случае важен механизм реализации такого представления, о чем заблаговременно должен позаботиться каждый следователь.

И, наконец, в-третьих, на органы прокуратуры возложена обязанность по координации деятельности местных правоохранительных органов по борьбе и предупреждению преступности. Решая эту задачу, прокуратура должна опираться на научный анализ криминогенной обстановки в регионе и на основе прогноза преступности и иных правонарушений организовать разработку программы борьбы и предупреждения преступности на местном уровне.

Суд в известном смысле не является субъектом борьбы с преступностью, что, однако, не умаляет его вклада в профилактический процесс.

Всей судебной системе, начиная от Верховного Суда, необходимо повысить ответственность и квалификацию и начать совершенствовать судебную систему РК.

Вынося справедливый приговор по уголовным делам или решение по гражданским спорам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе и предупреждение рецидива. Это прежде всего проявляется в смягчении криминогенности общественной жизни как посредством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение к наказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативного влияния отдельных его субъектов (постановление о лишении родительских прав).

Криминологические исследования показывают, что весьма низкая эффективность частных определений судов вызвана в первую очередь непроработанностью именно таких вопросов.

Основную тяжесть работы в профилактике преступлений несут органы внутренних дел. Многие методы, формы профилактической работы различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу профилактической деятельности, типичные для нее объекты и категории лиц, подвергающиеся профилактическому воздействию.

Важная роль в предупреждении общеуголовной преступности принадлежит подразделениям полиции и прежде всего аппаратам уголовного розыска. Они ведут борьбу с убийствами, разбойными нападениями, телесными повреждениями, изнасилованиями, грабежами и другими преступлениями. В поле зрения уголовного розыска находятся ранее судимые и иные лица, ведущие антиобщественный образ жизни и могущие в силу этого встать на преступный путь. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, эти подразделения выявляют причины и условия совершения преступления, лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступления; принимают меры по склонению этих лиц к отказу от совершения преступления или явке с повинной. При обнаружении признаков подготовки преступления сотрудники уголовного розыска осуществляют документирование этих противоправных действий для последующего реагирования в уголовно-процессуальной форме. Совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления, обеспечивают безопасность лица либо имущества, на которое возможно преступное посягательство, принимают предупредительные меры, исключающие возможность совершения данного преступления.

Проводя оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних, сотрудники уголовного розыска осуществляют целенаправленную работу по выявлению и разобщению преступных групп подростков, обнаруживают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством.[19]

Подразделения ОВД по борьбе с незаконным оборотом наркотиков разрабатывают и осуществляют комплексные меры по предупреждению незаконного оборота наркотиков. Наряду с этим они выявляют специфические причины и условия, способствующие незаконному распространению наркотиков, разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению. Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, данная служба ОВД контролирует производство, хранение и распределение лекарственных наркосодержащих препаратов, иных химических веществ, а также оборудование, применяемое для изготовления наркотиков. Осуществляя подобного рода профилактику, сотрудники подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выявляют и изобличают содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также лиц, склонных к потреблению наркотических средств.

Особое значение в профилактической работе ОВД имеют участковые инспектора полиции, которые первыми получают информацию о бытовых конфликтах, о конкретных правонарушениях и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни. Осуществляя предупредительные мероприятия, участковые инспектора полиции предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств. Участковые инспектора полиции постоянно взаимодействуют с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности. В нормативных документах подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов полиции должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

Подразделения патрульно-постовой службы полиции предупреждают преступления на постах и маршрутах патрулирования. Осуществляя патрульно-постовую службу, сотрудники подразделения проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением, выявляют условия, способствующие совершению преступлений на улицах и в других общественных местах, информируют о них дежурного ОВД. Патрульно-постовая служба пресекает правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, выявляет места концентрации преступных групп подростков, а также устанавливает лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, занятие проституцией или азартными играми, употребление наркотических средств.

В предупреждении автотранспортных преступлений и дорожных происшествий ведущую роль играют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Сотрудники ГАИ контролируют техническую исправность автомототранспорта и состояние дорог, устанавливают и поддерживают безопасный режим дорожного движения, обеспечивают допуск к управлению автотранспортными средствами лиц, имеющих соответствующую подготовку и водительские удостоверения, принимают меры административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения. Подразделения ГАИ проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта; взаимодействуют с аппаратами уголовного розыска по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств; выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению.

Профилактикой преступлений занимаются и другие подразделения и службы ОВД.

Подразделения государственного пожарного надзора осуществляют широкий комплекс организационных, технических, воспитательных, правовых мер предупреждения пожаров. Наряду с профилактикой поджогов и фактов неосторожного обращения с огнем, эти меры способствуют усилению защиты имущества от корыстных посягательств.

Отметим, что определенное воздействие на борьбу с рецидивами преступлений может оказать разработанная концепция уголовной и уголовно-исполнительной политики, сроки и этапы ее осуществления. Эта концепция соответствует потребностям практики борьбы с особо опасным рецидивом, отражает те качественные изменения, которые произошли в последние десятилетия в структуре и динамике рецидивной преступности.

Исследование рецидива и особо опасного рецидива показывает, что рецидивная преступность остается одним из наиболее опасных видов преступности. Повышенная общественная опасность рецидива и особо опасного рецидива обусловлена тем, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении его уголовно-правовые меры. В последнее время в определенной своей части рецидив преступлений становится более опасным, организованным и профессиональным. Ранее судимые и самые опасные преступники значительно осложняют криминогенную обстановку в стране, совершая определенную часть тяжких деяний. Рецидивная преступность проявляется также и в том, что указанные категории правонарушителей оказывают негативное воздействие на неустойчивых граждан, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность, приобщая к воровским идеям, традициям и " законам".

Анализ состояния и тенденций особо опасного рецидива преступлений позволяет констатировать устойчивые изменения к худшему. Следует учесть, что уровень особо опасного рецидива в стране значительно увеличился.

Преступления, совершенные субъектами особо опасного рецидива, характеризуются высокой латентностью. Поэтому значительное число преступлений остается неизвестным сотрудникам органов внутренних дел, прокуратуры и не влечет ответственности виновных. Особо опасный рецидив имеет своеобразный " фон", который составляют неоднократно судимые и молодые люди, при определенных обстоятельствах встающие на путь преступлений.

Сравнение длительных периодов состояния преступности дает возможность выявить ее закономерности, что способствует выработке мер борьбы с рецидивом и особо опасным рецидивом. Коэффициент рецидивной преступности является наиболее объективным показателем ее состояния.

Характер рецидивной преступности выявляется через ее структуру. При этом структура, характер рецидивной преступности не остаются постоянными и зависят от экономических, социальных, исторических, политических условий общества, изменений в уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве, уровня и состояния практики правоохранительных органов.[20]

Изучение показывает, что общий рецидив остается достаточно большим и составляет около 30% всех преступных проявлений. Специальный рецидив представляет повышенную общественную опасность и свидетельствует о профессионализации преступников. Удельный вес особо опасного рецидива преступлений составляет более 8%.

 

Между преступлениями, совершенными одними и теми же лицами, существуют устойчивые связи, которые определяют структуру особо опасного рецидива. Анализ показывает типичную для каждого вида общественно опасных действий направленность преступной деятельности. Просматривается тенденция увеличения особо опасного рецидива в структуре преступлений против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступлений против собственности.

Около 35% субъектов особо опасного рецидива переходит к другой преступной деятельности, остальные (65%) с еще большим постоянством совершают прежние преступления. С каждой новой судимостью структура особо опасного рецидива преступлений, как правило, утрачивает свои первоначальные особенности. Здесь сказываются увеличивающийся с каждой судимостью возраст преступников и соответствующие санкции за противоправные деяния. Вместе с тем подтверждается приверженность самых опасных преступников к избранному виду преступной деятельности.

Неодинаковы структура и характер рецидива и особо опасного рецидива преступлений в городах и сельских местностях. В сельских районах, которые расположены рядом с крупными городами, рецидив и особо опасный рецидив выше, чем в отдаленных от городов сельских поселках. Все это имеет важное практическое значение, поскольку определяет пути борьбы с рецидивом и особо опасным рецидивом преступлений.

Завершение изложения данного пункта позволяет наметить задачу дальнейшего исследования, которая видится нам в использовании рассмотренных в ней теоретических и прикладных положений. Это может оказаться полезным в деле изучения причин особо опасного рецидива, особенностей личности наиболее опасных преступников, их характеристик, выработки приемов воздействия в зависимости от общественной опасности последствий, формулирования критериев индивидуализации уголовной ответственности и исполнения наказания.

Предупреждение рецидива следует осуществлять в двух направлениях: широком (социальном), что означает необходимость исполнения практически всех осуществляемых в стране мер по борьбе с негативными явлениями и процессами, и в узком, как предупреждение одной из опасных форм преступности силами правоохранительной системы, что связано с:

а) совершенствованием законодательной регламентации борьбы с рецидивом (в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве);

б) совершенствованием предупредительной деятельности правоохранительных органов (МВД, суды, прокуратура), а также государственных органов и общественных организаций на различных этапах борьбы с рецидивной преступностью.

Исключительно важную роль в предупреждении рецидивной преступности играют меры постпенитенциарной адаптации, осуществляемой по выходу осужденного на свободу.

В последнее время в связи с проведением экономической реформы, как уже говорилось выше, в трудовых коллективах развивается устойчивый процесс отторжения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, тем более рецидивистов, а усилия одних правоохранительных органов могут оказаться явно недостаточными. Развитие этих негативных тенденций может отрицательно влиять на борьбу с рецидивом преступлений.

Краткий обзор основных профилактических функций различных служб и подразделений органов внутренних дел показывает, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для эффективной борьбы с преступностью путем комплексного воздействия практически на всю систему ее детерминант.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.