Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подсистемы.






Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет достоинства с точки зрения ее разработки и эксплуатации:

- упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;

- упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;

- упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работ­ников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Однако в качестве третьей подсистемы можно выделить и организационную подсистему.

 

Функциональные подсистемы (ФП ИС) – комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами (некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.

ФП ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления. Интеграция ФП ИС в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как: информационная; техническая; программная; математическая; лингвистическая.

Состав ФП во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

ФП ИС могут строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).

Предметный принцип использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением; производством готовой продукции; персоналом; сбытом готовой продукции; финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления с обеспечением интеграции информационных потоков по вертикали.

Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления (маркетинг, производство, логистика, финансы): прогнозирование; нормирование; планирование (технико-экономическое и оперативное); учет; анализ; регулирование.

Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами. Такие подсистемы могут реализовываться в виде ЛИС, импортирующих данные из КИС или в виде специальных подсистем в рамках КИС. На практике чаще всего применяется смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС – это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления (рис. 2).

Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия (таблица). Подсистемы, построенные по функциональному принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

 

По функциональному принципу По предметному принципу (подсистемы управления ресурсами)
- стратегическое развитие; - технико-экономическое планирование; - бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности - техническая подготовка производства; - основное и вспомогательное производство; - качество продукции; - логистика; - маркетинг; - кадры

 

Обеспечивающие подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. В работе обеспечивающие и организационные подсистемы объединены в одну обеспечивающую подсистему. Обоснованием такого решения можно считать, что их составляющие обеспечивают реализацию целей и функций системы.

Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области и имеет (рис. 3): функциональную структуру; информационное обеспечение; математическое (алгоритмическое и программное) обеспечение; техническое обеспечение; организационное обеспечение; кадровое обеспечение, а на стадии разработки ИС дополнительные обеспечения: правовое; лингвистическое; технологическое; методологическое; интерфейсы с внешними ИС.

 

В целом работу ИС в контуре управления (двойные стрелки согласно рис. 3) определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека – организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечение.

Функциональная структура (рис. 4) представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность.

Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется государственным стандартом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

 

Информационные функции
централизованный контроль вычислительные и логические операции управляющие функции
- измерение значений параметров; - измерение их отклонений от заданных значений - тестирование работоспособности ИС; - подготовка и обмен информацией с другими системами - поиск и расчет рациональных режимов управления; - реализацию заданных режимов управления

 

Информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы (рис. 4). Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

 

Рисунок 4   Рисунок 5

 

Математическое обеспечение состоит из алгоритмического и программного (рис. 5).

Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

Программное обеспечение состоит:

- из общего ПО (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т. е. все то, что обеспечивает работу аппаратных устройств);

- специального ПО (прикладное ПО, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

Техническое обеспечение (рис. 6) состоит из устройств: измерения; преобразования; передачи; хранения; обработки; отображения; регистрации; ввода/вывода информации; исполнительных устройств.

 

  Рисунок 6   Рисунок 7

 

Кадровое обеспечение – это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т. д.

Организационное обеспечение (рис. 7) – это совокупность средств и методов организации производства и управления ими в условиях внедрения ИС. Его целью является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т. д. Это обеспечение является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

Важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:
первая группа вторая группа третья группа четвертая группа
- общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС; - типовые проектные решения; - методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; - методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации - комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; - типовые структуры управления предприятием; - унифицированные системы документов; - общесистемные и отраслевые классификаторы и т. п. - технико-экономическое обоснование; - техническое задание; - технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию). Организационно-штатное расписание определяет состав специалистов по функциональным подсистемам управления

 

Правовое обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИС, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации. Средства, входящие в подсистему ЛО (рис. 8), делятся на две группы:

- традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования);

- предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).


 

Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing – EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

1. первичной информации – этапы технологического процесса:

- сбора;

- передачи;

- накопления;

- хранения;

- обработки первичной информации;

- получения и выдачи результатной информации;

2. организационно-распорядительной документации – этапы:

- получения входящей документации;

- передачи на исполнение;

- формирования и хранения дел;

- составления и размножения внутренних документов и отчетов;

3. технологической документации и чертежей – этапы:

- ввода в систему и актуализации шаблонов изделий;

- ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий;

- выдачи на плоттер чертежей;

- актуализации банка государственных и отраслевых стандартов, технических условий, нормативных данных;

- подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий;

4. баз данных и знаний – этапы:

- формирования баз данных и знаний;

- ввода и обработки запросов на поиск решения;

- выдачи варианта решения и объяснения к нему;

5. научно-технической информации, ГОСТов и тех. условий, правовых документов и дел – этапы:

- формирования поисковых образов документов;

- формирования информационного фонда;

- ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов;

- кодирования запроса на поиск;

- выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа.

Технологическое обеспечени е развитых ИС включает в себя подсистемы:

OLTP – оперативной обработки данных транзакционного типа, которая обеспечивает высокую скорость преобразования большого числа транзакций, ориентированных на фиксированные алгоритмы поиска и обработки информации БД;

OLAP – оперативный анализ данных для поддержки принятия управленческого решения.

Технологии OLAP обеспечивают:

- анализ и моделирование данных в оперативном режиме;

- работу с предметно-ориентированными хранилищами данных;

- реализацию запросов произвольного вида;

- формирование системы знаний о предметной области и др.

За счет программного интерфейса API и доступа интерфейсы с внешними ИС обеспечивается обмен данными, расширение функциональности приложений следующим объектам:

- объектам Microsoft Jet (БД, электронные таблицы, запросы, наборы записей и др.) в программах на языках Microsoft Access Basic, Microsoft Visual Basic;

- реляционным БД под управлением WOSA (Microsoft Windows Open Standards Architecture)

- компонентной модели объектов – COM, поддерживающей стандартный интерфейс доступа к объектам и методам обработки объектов независимо от их природы, местонахождения, структуры, ЯП;

- локальным и удаленным объектам других приложений на основе технологии манипулирования, обеспечивающей взаимодействие сервера и клиента.

ИС поддерживает работу следующих категорий пользователей:

- конечные пользователи – управленческий персонал, специалисты, технический персонал, которые по роду своей деятельности используют информационные технологии управления;

- администрация ИС, в том числе:

- конструктор или системный аналитик – обеспечивает управление эффективностью ИС, определяет перспективы развития ИС;

- администратор приложений – отвечает за формализацию информационных потребностей бизнес-приложений, управление эффективностью и развитием бизнес-приложений;

- администратор данных – осуществляет эксплуатацию и поддержание качественных характеристик ИБ (БД);

- администратор компьютерной сети – обеспечивает надежную работу сети, управляет санкционированным доступом пользователей, устанавливает защиту сетевых ресурсов;

- системные и прикладные программисты – осуществляют создание, сопровождение и модернизацию ПО ИС;

- технический персонал – обеспечивает обслуживание технических средств обработки данных;

- внешние пользователи – потребители выходной информации ИС, контрагенты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.