Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиенические основы физического воспитания школьников






При диффе­ренцированном применение различных средств физиче­ской культуры в школе учитываются возраст­ные и половые особенности, состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовлен­ности школьников.

Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспи­тания детей и подростков. Медицинский персонал в школе участвует в организации физкультурно-оздоро­вительных мероприятий, контролирует их проведение. Учащиеся общеобразовательных школ проходят медицинское обследование не реже одного раза в учебном году у врачей. На основании данных о состоянии здоровья они распределяются для занятий физическими упражнениями по медицинским группам — основной, подготовительной, специальной.

Организация физического воспитания: уроки и факультативные занятия по физической культуре и спорту; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивно-массовая работа в школе; внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки физической культуры — основная форма физи­ческого воспитания в школе. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся утренняя ги­гиеническая гимнастика, физкуль­турные минутки на уроках, под­вижные игры и физические упражнения на переменах, прогулки и экскурсии, закаливание.

Школьники должны ежедневно выполнять утрен­нюю гигиеническую гимнастику, оказывающую оздоровительное воздействие и ускоряю­щую переход организма от сна к бодрствованию. Физкультурные минутки рекомендуется проводить в первой смене на 3-м и 4-м уроках, а во вто­рой смене — на 2-м и 3-м уроках.

Подвижные игры и физические упраж­нения на переменах способствуют лучшему отдыху учеников, повышают работоспособность.

Прогулки, экскурсии и походы имеют важное оздоровительное значение, так как оказывают хо­роший закаливающий эффект и способствуют физическо­му развитию и совершенствованию различных двигатель­ных качеств, а также выносливости.

Закаливание — неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствовать­ся основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особен­ности детского организма, и в первую очередь несовер­шенство его терморегуляционного аппарата.


4. Вода - важнейший фактор формирования внутренней среды организма и в то же время один из факторов внешней среды. Там, где нет воды, нет жизни. В воде происходят все процессы, характерные для живых организмов, населяющих нашу Землю. Недостаток воды (дегидратация) приводит к нарушению всех функций организма и даже гибели. Уменьшение количества воды на 10% вызывает необратимые изменения. Тканевой обмен, процессы жизнедеятельности протекают в водной среде.

Вода принимает активное участие в так называемом водно-солевом обмене. Процессы пищеварения и дыхания протекают нормально в случае достаточного количества воды в организме. Велика роль воды и в выделительной функции организма, что способствует нормальному функционированию мочевыделительной системы.

Вода - универсальный растворитель. Она растворяет все физиологически активные вещества. Факторы, определяющие химический состав воды, - химические вещества, которые условно можно разделить на:

биоэлементы (йод, фтор, медь, кобальт); химические элементы, вредные для здоровья (свинец, ртуть, селен, мышьяк, нитраты, уран, СПАВ, ядохимикаты, радиоактивные вещества, канцерогенные вещества);

индифферентные или даже полезные химические вещества (кальций, магний, марганец, железо, карбонаты, бикарбонаты, хлориды).

Обработка воды активным углем из-за универсальности действия является одним из наиболее перспективных методов дезодорации и обесцвечивания воды. Обеззараживание воды- уничтожение в ней микробов(кипячение, хлорирование, озонирование, обработка ультрафиолетовыми лучами. Очистка воды- освобождение от взрешенных частиц. Улучш физ свойства воды(мутность и цветность) Осуществляется с помощью отстаивания и фильтрации.Основные инфекционные заболевания, передаваемые через воду:
• кишечные инфекции бактериальной природы - холера, брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, различные энтериты и энтероколиты;
• вирусные заболевания - инфекционный гепатит, вызываемый вирусом типа А (болезнь Боткина), полиомиелит, аденовирусные и энтеровирусные инфекции;
• бактериальные зоонозные инфекции - туляремия, бруцеллез, туберкулез, сибирская язва;
• протозойные инвазии (заболевания, вызванные простейшими) - лямблиоз, дизентерийная амеба;
• глистные инвазии - вызываемые геогельминтами, развивающимися без участия промежуточного хозяина (аскаридоз, анкилостомоз, стронгилоидоз).


5.Освященность в спорт сооружениях Напряжение зрения, вызываемое спортивной тренировкой при недостаточном или нерациональном освещении, вызывает утомление зрительного анализатора, что приводит к снижению спортивной работоспособности, повышению травматизма. Спортивные объекты нужно освещать естественным и искусственным светом. От искусственного освещения требуется, чтобы оно было близким по спектру к дневному, немерцающим и пожаробезопасным. Международной единицей освещенности является люкс (лк) — освещенность 1 м2 поверхности, на которую падает и равномерно распределяется световой поток в 1 люмен (единица светового потока). Прямое естественное освещение должны иметь спортивные залы, залы для подготовительных занятий, залы ванн в бассейнах, крытые катки с искусственным льдом, кабинеты врача, служебные помещения, павильоны на финише трасс лыжных гонок, на стартах и финише горнолыжных трасс. Не допускается естественное освещение огневых зон крытых тиров, складов оружия ибоеприпасов.

В залах для легкой атлетики и спортивных игр верхнее размещение световых проемов должно обеспечивать равномерность естественного освещения не менее 0, 3.

Должная площадь световых проемов в спортивных залах, залах крытых катков с искусственным льдом, а также залов для подготовительных занятий и залов ванн бассейнов вычисляется при умножении площади пола на коэффициент. Значения коэффициента зависят от расположения проемов. Загрязненные и промерзшие стекла могут задерживать более 50 % света.

В гигиене существуют два способа нормирования естественного освещения — геометрический и светотехнический. Для определения достаточности естественного света вычисляется коэффициент — отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Дополнением к этому показателю служат угол падения световых лучей (27°) и угол отверстия (5°). Реальные условия естественного освещения определяются при помощи коэффициента естественной освещенности (КЕО) — отношения освещенности в требуемой точке спортивного помещения к одновременной наружной освещенности в условиях рассеянного света, выраженное в процентах. В спортивных сооружениях группы А КЕО должен быть не менее 1 %. Уровень искусственной освещенности определяется при помощи специального прибора — люксметра.

Увлечение излишним остеклением («стекломания»), конечно, улучшает естественную освещенность помещений, но уменьшает термическое сопротивление ограждающих конструкций на 50—60%, что приводит к дополнительным затратам на отопление. В качестве светорассеивающих прозрачных материалов для заполнения светопроемов целесообразно использовать оргстекло, стеклоблоки, стеклопрофилит.

Для искусственного освещения открытых спортивных сооружений рекомендуется использовать газоразрядные лампы. При этом максимально допустимые коэффициенты пульсации освещенности на плоскостных сооружениях для спортивных игр — 15%, для тенниса и хоккея—10%, в легкой атлетике, беге на коньках и фигурном катании на коньках —20%. При низком уровне освещенности возможно использование ламп накаливания.

Освещенность в спортивных сооружениях определяют в горизонтальной, а в ряде случаев и в вертикальной плоскости. Последнее связано с тем, что в некоторых видах спорта требуется освещенность воздушной среды, где перемещается мяч или спортсмен. Нормы освещенности спортивных залов представлены в табл. 7.

Уровень минимальной горизонтальной освещенности залов и площадок для подготовительных занятий в бассейнах на поверхности пола зала и поверхности площадки составляет 150 и 50 лк соответственно. Наименьшая освещенность спортивных арен принята в 1000 лк, трибун — 500 лк (ВСН 46—86).

Для открытых плоскостных сооружений для спортивных игр (кроме городков и настольного тенниса) предусматривается верхнебоковое освещение. В этих случаях осветительные приборы должны устанавливаться на высоте не менее 10 м. При этом угол между поверхностью сооружения и перпендикуляром, опущенным из оптического центра прибора на продольную ось сооружения, должен быть не менее 27° (угол освещения). При верхнем освещении высота подвеса светильников на площадках для баскетбола и тенниса должна быть не менее 12 м, для бадминтона, баскетбола и гандбола — не менее 8 м, для хоккея — не менее 6 м, для городков и настольного тенниса — не менее 3 м. Для верхнего освещения используют светильники с защитным углом не менее 30°.

Освещенность на площадках и полях для спортивных игр должна соответствовать установленным нормам (табл. 8).

 


6. Классные помещения проектируются из расчета 1, 25 2м на одного ученика, общей площадью не менее 60 м. Они должны быть прямоугольной формы, шириной не более 6, 1 м, длиной — 8, 2 м. При таких размерах класса сидящие на последних партах могут хорошо видеть написанное на доске и слышать речь учителя. Вместе с тем обеспечивается естественная освещенность парт, стоящих у внутренней стены. Стены классной комнаты до высоты 1, 8 м от пола покрываются масляной, а выше — клеевой краской. При использовании эмульсионных красителей стены окрашиваются на всю высоту.

Важное гигиеническое значение имеют микроклиматические условия. Температура воздуха в зависимости от климата поддерживается на уровне 17—24°; относительная влажность — 25—60%; скорость движения воздуха — 0, 15—0, 25 м/с.

Вентиляция классных помещений осуществляется централизованным притоком подогретого воздуха в количестве не менее 16 м3/ч на одного учащегося. Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха, если при этом соблюдаются указанные выше микроклиматические условия. В каждой комнате предусматривается естественная вентиляция, обеспечивающая однократный обмен воздуха за 1 ч.Достаточная естественная и искусственная освещенность является необходимым условием для поддержания оптимальной работоспособности учеников и профилактики близорукости. В связи с этим необходимо парты располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и немного сверху, для чего подоконники должны быть выше уровня парт. Световой коэффициент должен равняться 1: 4, а коэффициент естественной освещенности— 1, 5 %, освещенность на поверхности и рабочих столах — не менее 300 лк при люминесцентных лампах и 150 лк при лампах накаливания. В классных комнатах следует использовать люминесцентное освещение с лампами белого света (типа ЛБ) и светильники рассеянного света. Для ламп накаливания рекомендуется применять предназначенные для классных комнат кольцевые светильники отраженного света.Школьная парта — основной вид мебели в классе. Нерациональная конструкция парты может отрицательно сказаться на физическом развитии школьников, способствовать быстрому утомлению, ухудшению зрения, снижению работоспособности.Конструкцию школьных парт для I—IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений определяет ГОСТ 5994—72. Парты (одно- или двухместные) могут быть двух типов: с постоянными размерами и универсальные — с изменяющейся высотой стола, сиденья и наклоном крышки.Ученические столы и стулья используются для учебных кабинетов общеобразовательных школ. Их основные размеры приведены в ГОСТе 11015—77 и 11016—77.В начале учебного года рекомендуется измерить рост учащихся, чтобы подобрать им соответствующие парты. Для этого можно использовать парты-ростоизмерители.

 

 


7. Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны (с учетом розы ветров) от промышленных и жилищно-бытовых объектов, загрязняющих воздух (промышленных предприятий, крупных автомагистралей, свалок) на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона).Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем. Загрязнение почвы не должно достигать степени, при которой теряется ее способность к самоочищению и минерализации содержащихся в ней органических веществ. Уровень грунтовых вод на предполагаемом участке строительства спортивных сооружений должен быть ниже 0, 7 м поверхности открытых спортивных сооружений или их самой низкой части, например ванны бассейна.При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства. В южных районах тренировочные залы и подсобные помещения спортивных сооружений лучше располагать в отдельных павильонах. Это позволяет обеспечить лучшее сквозное проветривание спортивных сооружений, избежать перегревания воздуха в них.В северных районах спортивные сооружения лучше располагать длинной осью по господствующему направлению ветра. Однако окна нежелательно располагать с наветренной стороны, так как это может привести к значительному снижению температуры воздуха в спортивных сооружениях при сильном ветре. С наветренной стороны лучше отводить помещения, предназначенные для их технического обслуживания. Гигиенические требования к строительным материалам, используемым для сооружения спортивных обьектов сегодня достаточно высоки. В возведении спортивных сооружений все чаще находят применение новые, современные строительные материалы, отвечающие всем необходимым требованиям санитарной безопасности. Ведь, как выявляет практика эксплуатации спортивных объектов, далеко не все традиционные материалы годны для строительства подобных конструкций.К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие основные гигиенические требования: низкая теплопроводность; низкая звукопроводность; малая гигроскопичность; достаточная воздухопроницаемость.

Исходя из этих требований и выбираются основные строительные материалы для возведения стен и перекрытий спортивных сооружений, различные отделочные и облицовочные материалы.

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений — полимерные материалы. Их выбор обусловлен тем, что они обладают хорошими звуко- и термоизоляционными свойствами, удобны для уборки.Для полов в спортивных залах применяются деревянные покрытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комнатах, коридорах — линолеум, обладающий хорошими теплоизоляционными качествами. Такое покрытие позволяет систематически проводить влажную уборку полов при помощи уборочных машин. Допускается применение линолеума и в спортивных залах. В помещениях, требующих хорошей гидроизоляции (душевых, туалетах, ванных), пол покрывается керамической плиткой.

В легкоатлетических и футбольных манежах и крытых стадионах широко применяются покрытия из синтетических материалов, обладающих высокими упругостью и эластичностью.Стены спортивных залов окрашиваются красками и лаками на высоту не менее 1, 8 м. Это значительно облегчает влажную уборку. Для окраски стен спортивных сооружений применяют краски преимущественно светлых тонов с матовой поверхностью, не дающие бликов.Выбор конкретных отделочных материалов, применяемых при строительстве спортивных сооружений, строится на основе следующих основных гигиенических требований.

Они должны быть:

· безвредными для здоровья человека;

· достаточно долговечными;

· с высокими тепло-, звуко - и гидроизоляционными свойствами;

· удобными при уборке.

Требования к спортивным сооружениям

Транспортная доступность спортивных сооружении. К ним должны вести удобные подъездные пути, а расстояние до остановки общественного транспорта не должно превышать 500 м.

Характер озеленения спортивных сооружений и площадь зеленых насаждений. Зеленые насаждения снижают загрязненность воздуха спортивных сооружений на 40—60% летом и 10—15% зимой, защищают их от ветра. В соответствии с гигиеническими нормами и правилами ширина зеленых насаждений по периметру земельного участка должна быть не менее 10 м. При этом используются такие виды деревьев и кустарников, которые обладают хорошей пылезащитной способностью.

Ориентация спортивных сооружений. При строительстве спортивных сооружений обязательно учитывается их ориентация по сторонам света. От этого зависит величина солнечной радиации, поступающей через окна в отдельные помещения спортивных сооружений.

Гигиенически оптимальной считается ориентация окон спортивных сооружений на юг и юго-восток, расположение длинной оси крытого спортивного сооружения с востока на запад или с северо-востока на юго-запад. Для южных районов гигиенически наиболее неблагоприятной считается ориентация окон спортивных сооружений на запад или юго-запад, так как это приводит к перегреву помещений солнечными лучами в жаркое время дня.

При ориентации спортивных сооружений по сторонам света учитывается и слепящее действие прямых солнечных лучей. Поэтому площадки для спортивных игр, а также спортивное ядро стадиона ориентируются по продольным осям в направлении север—юг с допустимым отклонением не выше 20°. Места для толкания ядра, метания диска, молота, копья ориентируются на север, северо-восток или восток.

Боковые световые проемы спортивных залов, крытых катков и залов ванн бассейнов при одностороннем естественном освещении ориентируются в центральных и северных районах на юго-восток, а при устройстве световых проемов в спортивных залах с двух сторон, стена с наибольшей площадью световых проемов в центральных и северных районах ориентируется на юго-восток, в южных — на север.


8.Гигиена питания -отрасль гигиены. Изуч проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. Питание должно быть сбалансированным по: энергозатратам, витаминам, микро-макро элементам. В зависимости от: пола, возраста, профессии, хар-ра труда, физ нагрузки, климатических условий. Диетология- изуч питание больных. Для хорошего усвоения пищи и жизнедеятельности организма большое значение приобретает сбалансированное питание. Под этим термином подразумевается оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами в пище. В норме оно должно составлять 1: 1.1: 4.1 для мужчин и женщин молодого возраста, занятых умственным трудом, и 1: L3: 5 — при тяжелом физическом труда В питании здоровых людей молодого возраста, живущих в умеренном климате и не занятых физическим трудом, белки должны обеспечивать 13 %, жиры — 33, углеводы — 54 % суточной энергоценности рациона, принятого за 100. Белки животного происхождения должны составлять 55 % от общего количества белка, а растительные масла — до 30 % от общего количества жиров в рационе. Рациональным называтся питание здоровых людей с учетом их пола, ….Рациональное питание: 1) суточный рацион соотв. По энергетич. Ценности энерготратаморганизма. 2) колорийность и пропорц пищевых веществ физиолог потребностей человека.3)химическая структура пищи соотв ферментативным систеиаи человека. 4) пищевой рацион распред в течении дня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.