Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толкование по субъекту






В зависимости от субъекта, осуществляющего разъяснение правовых норм, обычно выделяют официальное и неофициальное толкование.

1. Официальное толкование осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). Официальное разъяснение смысла правовой нормы оформляется документально (актом толкования права) и рассматривается в качестве руководящего указания по применению интерпретированной нормы.

Различают два вида официального нормативного толкования: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование предполагает разъяснение смысла правовых норм принявшим их органом. Оно основывается на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издавая нормативный акт, правотворческий орган вправе дать необходимые разъяснения.

Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется субъектами, которые непосредственно правотворчеством не занимаются, однако обладают делегированным от имени государства полномочием осуществлять толкование разрабатываемых и действующих нормативно-правовых актов. Так, в соответствие с Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном суде Российской Федерации», Конституционный Суд уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации.

Официальное толкование может носить как нормативный, так и казуальный характер.

Нормативное толкование призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Результатом нормативного толкования является издание актов нормативного толкования, распространяющих свое действие на неперсонифицированный круг субъектов и рассчитанных на применение каждый раз, когда реализуется интерпретируемая норма права. К примеру, актом нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» (25.04.1995).

Казуальное толкование сводится к толкованию правовой нормы с учетом ее применения в конкретной ситуации по отношению к конкретным субъектам. Казуальное толкование имеет место в судебной и административной деятельности и, соответственно, подразделяется на судебное и административное.

Судебное толкование имеет место в ходе осуществления судами своих функций по отправлению правосудия, где не ставится прямая цель разъяснить смысл какой-либо нормы (суды первой инстанции). Здесь акт толкования является частью решения (приговора) суда.

Административное толкование имеет место в деятельности иных государственных органов, когда правоприменитель разъясняет смысл правовой нормы, которая должна быть применена в данном конкретном случае.

2. Неофициальное толкование осуществляется субъектами, не обладающими соответствующими полномочиями. Результаты неофициального толкования юридического значения не имеют.

В зависимости от компетентности интерпретатора различаются обыденное и профессиональное толкование.

Обыденное толкование представляет собой процесс разъяснения смысла правовой нормы лицами, не имеющими специальных познаний в области права. Такое толкование в наибольшей степени подвержено ошибкам в уяснении смысла правовых норм и, как следствие, в разъяснении. Именно поэтому к обыденному толкованию нужно относиться с осторожностью.

Профессиональное толкование предполагает наличие специальных правовых знаний у интерпретаторов.

В рамках профессионального можно выделить практическое и научное толкование.

Практическое толкование осуществляется субъектами, связанными с правоприменением по роду своей деятельности (следователи, судьи, юрисконсульты, прокуроры и т.д.). Результатами такого толкования могут быть практические рекомендации и пособия, основанные на профессиональном опыте подготовивших их авторов.

Научное толкование – прерогатива научных и учебных учреждений, а также отдельных ученых, являющихся признанными авторитетами в определенной научной области. Результаты научного толкования могут получить свое отражение в статьях, монографиях, комментариях и т.д.

 

3. Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм восполнения и преодоления

Нередко в процессе толкования и реализации норм права возникает ситуация, когда имеет место юридически значимое явление и, вместе с тем, отсутствует формально-юридический источник права, в соответствие с которым данное явление может быть квалифицировано. Подобная ситуация получила название пробела в праве.

Пробел в праве – это отсутствие в действующей системе законодательства нормативно-правового акта, в соответствие с которым должен быть решен вопрос, требующий правового регулирования.

Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы. Вместе с тем, появление пробелов является объективным и, в силу этого, неизбежным свойством любой законодательной системы, что, прежде всего, объясняется консервативным характером законодательства, предопределяющим отставание темпов развития системы законодательства от общественного прогресса.

В качестве условий возникновения пробелов в праве следует назвать следующие обстоятельства:

- объективное отставание темпов развития системы законодательства от опережающих жизненных реалий;

- некомпетентность лиц осуществляющих правотворческую деятельность;

- резкие изменения социально-политической ситуации, приводящие к утрате юридической силы ранее действовавших нормативно-правовых актов в условиях отсутствия альтернативных источников правового регулирования (к примеру, после Октябрьской Революции утратили юридическую силу практически все нормативно-правовые акты, действовавшие в царской России, вместе с тем, упорядоченная система советского законодательства была создана спустя значительный промежуток времени).

Идеальным способом устранения пробелов в праве является его восполнение посредством принятия компетентным органом нормативно-правового акта, закрепляющего недостающую норму или группу норм права.

Однако быстрое устранение пробелов таким способом не всегда возможно, поскольку связано с достаточно протяженным по времени процессом правотворчества. Вместе с тем, органы, осуществляющие правоприменительную деятельность, не могут отказаться от рассмотрения конкретного дела по причине несовершенства действующего законодательства. Поэтому, в механизме правового регулирования предусмотрен механизм преодоления пробелов. В этой связи особо следует выделить институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций, в отношении которых действуют соответствующие правовые нормы и ситуаций, в формальном смысле правом не регламентированных. Юридическая квалификация по аналогии предусматривает два оперативных метода преодоления пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется в том случае, если в законодательстве отсутствует норма, регулирующая непосредственно данную жизненную ситуацию, однако имеется норма регулирующая ситуацию сходную с рассматриваемой. Например, в ст. 4 Семейного кодекса РФ устанавливается порядок в соответствие с которым «к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений».

Аналогия права применяется при отсутствии в законодательстве как нормы права, регулирующей рассматриваемую ситуацию, так и нормы права, регулирующей сходный случай. В таком случае дело решается на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.), закрепленных в Конституции и других законах. Так, применение аналогии права в гражданском законодательстве должно основываться на «основных началах» этой отрасли права, к которым ГК РФ относит: признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свободу договоров; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав.

Следует иметь ввиду, что аналогия закона и аналогия права – исключительные средства, с помощью которых возможно решение конкретного юридического дела. Применение права по аналогии требует соблюдения ряда условий, обеспечивающих правильное их применение. Для использования аналогии необходимо:

1. Установить, что данная ситуация имеет юридический характер (порождает юридические последствия) и требует правового решения.

2. Убедиться, что в данной отрасли права отсутствует конкретная норма, регулирующая подобные случаи (установить наличие пробела в праве).

3. Установить, не запрещено ли применять аналогию закона или аналогию права в данном случае. Прямой запрет на применение уголовного закона по аналогии содержится в ч. 2 ст. 3 УК РФ, поскольку Конституцией РФ в ст. 54 закреплен принцип недопустимости ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В административном праве не допускается аналогия в отношении правонарушений. В других отраслях права аналогия не запрещается, а в гражданском праве ее допустимость закрепляется в ст. 6 ГК РФ.

4. Отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона). Причем сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных найденной нормой, должно быть установлено в существенных признаках (т.е. позволяющих судить о равенстве, равнозначности обстоятельств в правовом отношении).

5. При отсутствии сходной нормы установить общие принципы права и на их основе решить дело (аналогия права).

6. Дать в решении по делу мотивированное объяснение причин и оснований применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Это обеспечивает возможность проверки правильности решения дела вышестоящими или контрольно-надзорными органами.

 

Лекция 20. Правомерное и противоправное поведение

1.Понятие и виды правомерного поведения 2.Понятие и признаки правонарушения 3.Состав правонарушения 4.Виды правонарушений.

 

1. Понятие и виды правомерного поведения

Правомерное поведениеэто осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально-правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов.

Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными деяниями субъектов права. Так правомерным будет активное поведение субъекта исполняющего, использующего, применяющего предписания правовых норм, а также поведение предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.

Виды правомерного поведения:

1. Социально-активное поведение основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных (по сравнению с другими социальными регуляторами – религией, моралью, корпоративными нормами) ориентиров поведения. Добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти – примеры активного правомерного поведения.

Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву. Социально-правовая активность определяется, главным образом, высоким уровнем правосознания, сформировавшегося на основе идейной убежденности в общественной пользе поступка, осознания долга перед обществом, знания прав и обязанностей, профессионального чувства ответственности.

2. Традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах, сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов (воспитание, влияние социальной среды, образование и др.), предполагающих общую оценку поведения с точки зрения его правильности (не правильности). При этом лицо реализует право не в силу того, что оно «законно», а в силу того, что жить в соответствие с правом, означает жить правильно.

3. Конформистское поведение предполагает реализацию права по принципу «делаю как все или делаю как большинство». Такой вариант поведения является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам, поведению окружающих. Мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку; желание избежать обсуждения в социальной группе; боязнь утратить доверие группы; желание заслужить их одобрение. Все эти мотивы правомерного поведения не связаны с оценочно-эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.

4. Маргинальное (законобоязненное) поведение – это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием. Угроза принуждения способна привести действия определенных лиц с деформированными поведенческими установками в соответствие с требованиями правовых предписаний. При этом страх перед наказанием является, по сути, единственным обстоятельством, удерживающим «маргинала» от совершения правонарушения.

 

2. Понятие и признаки правонарушения

Противоположностью правомерного поведения выступает поведение противоправное. Формой противоправного поведения является правонарушение, которое обладает следующими признаками:

1. Правонарушение – это фактическое деяние, т.е. акт поведения, выражающийся в реальном действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т. д.

2. Правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно.

3. Правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.

4. Правонарушение – это противоправное в формально-юридическом смысле деяние (не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового действующим правовым актом). Правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя).

5. Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом, т.е. человеком способным полностью осознавать и контролировать свое поведение, нести за него юридическую ответственность.

6. Совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера, адекватных причиненному вреду.

На основании перечисленных признаков правонарушения представляется возможным сформулировать следующее определение:

Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность.

 

3. Состав правонарушения.

Состав правонарушения – это совокупность признаков (элементов), характеризующих общественно вредное действие как правонарушение. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Деяние может быть квалифицировано как правонарушение только при наличии всех названных элементов.

1. Объект правонарушения – это регламентированные нормами права позитивные интересы, на которые направлено противоправное деяние.

В теории уголовного права выделяют общий, родовой и непосредственный объекты преступлений, которые соотносятся как философские категории «общее», «особенное», «единичное». Данная классификация применима к объектам всех правонарушений и вполне может быть воспринята общей теорией права.

а) Общий объект правонарушения – это всегда общественные отношения, охраняемые правом, той или иной его отраслью.

б) Родовой объект правонарушения – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель.

в) Непосредственный объект правонарушения – это конкретные блага, интересы личности, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т.д., на которые посягает правонарушитель.

2. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния (действия, бездействия), включающее в себя, кроме того: время, место, орудие совершения правонарушения, вредоносный результат и причинную связь между деянием и наступившими общественно вредными последствиями.

Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

а) Противоправное деяние – поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.

Противоправность, т.е. запрещенность деяния законом, выражается трояким способом:

– путем прямых запретов;

– путем косвенного запрета;

– путем изложения в правовой норме положительного, правомерного поведения.

б) Вред, причиненный деянием – это неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступившие в результате правонарушения. Эти последствия могут быть имущественного, неимущественного, организационного, личного или иного характера.

в) Причинная связь между деянием и наступившим вредом – это связь между явлениями, в силу которых одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие.)

3. Субъектом правонарушения может быть лицо физическое или юридическое.

Физическое лицо (т.е. индивид) должно достигнуть к моменту совершения противоправного деяния установленного законодательством возраста, отдавать отчет о своих действиях и быть способным руководить ими. Физическое лицо, совершившее преступление и признанное судом на момент его совершения невменяемым, не привлекается к уголовной ответственности и подвергается принудительному лечению.

Юридическое лицо по российскому законодательству не является субъектом уголовных правонарушений (т.е. преступлений), но может быть субъектом некоторых проступков (например, административных или гражданско-правовых). В Гражданском Кодексе РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.

4. Субъективная сторона правонарушения – внутреннее, психическое отношение правонарушителя к совершаемому деянию и общественно-вредным последствиям этого деяния.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, мотивом, целью.

Вина это основной признак субъективной стороны правонарушения. Признание лица виновным в совершении правонарушения означает, прежде всего, то, что лицо действовало сознательно и добровольно, понимая к каким последствиям может привести тот или иной поступок. Вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Умышленная вина предполагает наличие прямого либо косвенного умысла.

Прямой умысел означает, что лицо осознавало возможность наступления вредоносных последствий своего противоправного поведения, желало этих последствий и стремилось к их наступлению.

Косвенный умысел означает, что лицо осознавало возможность наступления вредоносных последствий своего противоправного поведения, допускало такую возможность, однако относилось к ней равнодушно. Наличие косвенного умысла в любом случае предполагает наличие умысла прямого.

Неосторожность – как форма вины в уголовном и административном праве делится на противоправную небрежность и противоправную самонадеянность.

При противоправной самонадеянности – лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит возможность наступления вредоносного результата, но легкомысленно рассчитывает избежать негативных последствий.

При противоправной небрежности – лицо не предполагает наступления негативных последствий, хотя по роду своей деятельности могло и должно было это сделать.

Деяние, не вызванное умыслом или неосторожностью лица, его совершившего, несмотря на причиненный вред не считается правонарушением. За его совершение никто не может быть привлечен к юридической ответственности, так как отсутствует виновность деяния. Такое невиновное деяние, имеющее некоторые черты правонарушения, характеризуется как казус.

Применительно к умышленным правонарушениям признаками субъективной стороны наряду с виной выступают мотив и цель.

Мотив правонарушени я – внутреннее побуждение лица к совершению правонарушения.

Цель правонарушения – результат, к которому стремился (явно или косвенно) субъект в процессе подготовки и совершения правонарушения.

Правонарушения, совершенные по неосторожности не предполагают наличия цели и мотива. Вместе с тем, неумышленный характер этих деяний не исключает наступления вредоносных последствий, а значит и не исключает виновности лиц их совершивших.

 

4. Виды правонарушений

Правонарушения могут наносить различный по степени вред обществу и совершаться в различных сферах социальной деятельности. Для того, чтобы правоприменитель мог точно определить степень ответственности правонарушителя, в юридической науке и практике применяется градация правонарушений на виды.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления и проступки следует четко разграничивать. Различаются они степенью общественной опасности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

1. Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства.

2. Размер причиненного ущерба.

3. Способ, время и место совершения противоправного деяния.

4. Личность правонарушителя.

Преступлениеэто виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Проступки – это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные социальные отношения, и не достигающие степени общественной опасности преступления.

Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые и т. д.

Административный проступок – это! посягающее на государственный или общественный порядок, различные формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок – нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей.

Гражданско-правовой проступок – нарушение обязательств, возникающих у субъектов вследствие заключения договорных отношений (трудовых, имущественных, семейных и др.).

 

Лекция 21. Юридическая ответственность

1. Понятие, основания и цели юридической ответственности 2.Принципы юридической ответственности 3.Виды юридической ответственности 4.Юридическая ответственность сотрудников ОВД.

1. Понятие, основания и цели юридической ответственности

Совершение лицом правонарушения является основанием юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это обязанность лица претерпевать определенные лишения (неблагоприятные последствия), предусмотренные санкцией юридической нормы и обеспеченные мерами государственного принуждения.

В соответствии с данным определением можно выделить основные признаки юридической ответственности:

1) Юридическая ответственность применяется в случае совершения правонарушения и носит персонифицированный характер.

2) Вид и мера юридической ответственности устанавливаются санкцией юридической нормы.

3) Юридическая ответственность обеспечивается мерами государственного принуждения.

4) Реализация юридической ответственности осуществляется в форме правоприменительных отношений

5) Юридическая ответственность предполагает наступление негативных последствий (лишений) для правонарушителя: ущемление его прав (лишения свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и др.). Таким образом, юридическая ответственность может наступать в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Цели юридической ответственности:

1. защита правопорядка и личности от противоправных посягательств;

2. восстановление нарушенного права;

3. воспитание граждан в духе строгого соблюдения действующих законов;

4. примирение правонарушителя с обществом;

5. наказание (кара) правонарушителя.

Следует отметить, что особое значение для реализации юридической ответственности имеет наличие в деянии элементов состава правонарушения. Факт правонарушения указывает на момент возникновения процедуры юридической ответственности и порождает определенные правоотношения, участниками которых выступают правоохранительные органы государства с одной стороны и правонарушитель с другой.

 

2. Принципы юридической ответственности

Основными принципам юридической ответственности являются: законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

Принцип законности означает реализацию юридической ответственности в четком соответствии с требованиями, закрепленными в действующем законодательстве. Главное требование законности заключается в том, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в установленных законом пределах. Недопустимо отступление от установленного законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности и целесообразности ответственности либо ссылки на излишний формализм закона.

Принцип справедливости юридической ответственности проявляется в следующей системе формальных требований:

а) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;

б) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

в) ответственность несет лишь тот, кто совершил правонарушение;

г) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения;

д) если вред, причиненный правонарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение.

Принцип неотвратимости наказания означает его неизбежность. Ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безнаказанным. Если за совершение деяния предусмотрено наступление юридической ответственности, то без законных оснований никто не может быть освобожден от этой ответственности ни под каким предлогом (общественное положение, родственные связи и т. д.).

Принцип своевременности означает, что наибольшую эффективность меры юридической ответственности, как правило, достигают в максимально короткие сроки после совершенного правонарушения. И наоборот – за деяния, утратившие свою социальную опасность в силу истечения сроков давности привлечение лица к юридической ответственности теряет свою значимость, так как не достигаются целей юридической ответственности.

Принцип целесообразности предполагает соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Целесообразность также означает индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. В этой связи особое значение приобретает учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Под смягчающими наказание обстоятельствами понимаются обстоятельства, определенным образом характеризующие правонарушение и личность виновного и обязывающие назначать в пределах санкции статьи более мягкое наказание. Так, например, ст. 61 УК РФ к таким обстоятельствам относит:

- совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

- несовершеннолетие виновного;

- беременность, наличие малолетних детей;

- совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания и т.д.

Данный перечень законодатель оставляет открытым, т.е. допускает возможность распространительного толкования соответствующей статьи. При назначении наказания могут быть учтены и иные обстоятельства, не указанные в законе.

Кроме вышеизложенного следует отметить, что принцип целесообразности означает возможность замены юридической ответственности иными мерами воздействия, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты без ее осуществления. К числу альтернативных мер можно отнести, например, меры общественного воздействия, отсрочку от исполнения наказания, освобождение от наказания вследствие амнистии и т.д.

Достижению целей юридической ответственности может способствовать не только ее смягчение, но и, наоборот ужесточение. Поэтому принцип целесообразности подразумевает так же и учет отягчающих наказание обстоятельств.

Обстоятельства, отягчающие наказание – это обстоятельства, свидетельствующие о повышенной общественной опасности, как правонарушения, так и самого правонарушителя. Перечень этих обстоятельств, как правило, фиксируется в нормативных актах, определяющих наказуемость деяний и по общему правилу является исчерпывающим (закрытым), требующим адекватного толкования. Так, например, в ст. 63 УК РФ приводится следующий перечень обстоятельств отягчающих наказание:

- неоднократность, рецидив преступлений;

- наступление тяжких последствий;

- особо активная роль в совершении преступления;

- совершение преступления с особой жестокостью и т.д.

 

3. Виды юридической ответственности

В теории права классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность; по характеру санкции; по функциям и т.д.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по предмету правового регулирования. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную.

Уголовно-правовая ответственность наступает за совершение преступлений и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном Кодексе. Уголовная ответственность устанавливается только законом, никакие другие нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Решение о применении к лицу меры уголовно-правовой ответственности может принять только суд. В соответствие с российским законодательством к уголовно-правовой ответственности могут привлекаться только физические лица, организация не может рассматриваться в качестве субъекта уголовно-правовой ответственности. Уголовно-правовая ответственность предполагает следующие виды наказаний: лишение свободы, лишение субъективного права, принудительные работы и т.д.

Административно-правовая ответственность следует за административные проступки. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, таможенного и т.д.). Видами административных взысканий являются: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, административный арест и др.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения обязательств имущественного и личного неимущественного характера, вытекающих из условий договора между субъектами либо из фактического состояния ответственного субъекта (обязанность родителей нести гражданско-правовую ответственность за поступки несовершеннолетних детей). Основной целью гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного гражданско-правовым проступком. Мерами гражданско-правовой ответственности являются: принудительное списание денежных средств, банкротство и т.п.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Видами дисциплинарных взысканий могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д. Решение о применении дисциплинарной ответственности принимает должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями: командир воинской части, руководитель учреждения, директор предприятия и т.д.

 

4. Юридическая ответственность сотрудников ОВД

В правоотношениях сотрудник органов внутренних дел выступает и как гражданин Российской Федерации и как должностное лицо, что определяет особенности юридической ответственности.

Как гражданин государства за совершенные противоправные деяния сотрудник ОВД может быть привлечен к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности на общих основаниях. Так, в соответствии со ст. 40 закона РСФСР «О милиции» за противоправные действия или бездействия сотрудник милиции несет установленную законом ответственность, а причиненный им вред (гражданам, предприятиям, учреждениям) подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Как должностное лицо сотрудник ОВД несет, кроме того, дисциплинарную ответственность, выражающуюся в таких видах взысканий как:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. понижение в должности;

6. снижение в специальном звании на одну ступень;

7. лишение нагрудного знака;

8. увольнение из органов внутренних дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, кроме перечисленных видов взысканий, применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе, а также отчисление из учебного заведения (ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

При совершении уголовного правонарушения (преступления), связанного с выполнением сотрудником ОВД своих служебных обязанностей, данный сотрудник несет юридическую ответственность в качестве специального субъекта на основании соответствующих статей уголовного законодательства.

 

 

Лекция 22. Законность и правопорядок

1.Понятие, принципы и гарантии законности 2.Понятие общественного порядка и правопорядка 3.Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка.

 

1. Понятие, принципы и гарантии законности

Законностьэто правовой режим жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов.

Основными требованиями законности являются:

– верховенство правового закона по отношению к другим юридическим актам и предписаниям;

– издание нормативно-правовых актов компетентными органами в пределах своей компетенции;

– своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

– обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных внутригосударственными и международными актами;

– контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

– недопущение случаев беззакония и произвола.

К основным принципам (основополагающим началам) законности относятся:

а) Единство – режим законности обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства. Создание в регионах автономных от общефедеральной и противопоставляемых ей систем законности не допускается.

б) Всеобщность – в рамках режима законности обеспечивается исполнение законодательно закрепленных требований всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами.

в) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и, в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем, целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Гарантии законности – это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты интересов государства и общества, прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии – это объективные условия существования общества.

К общим гарантиям относятся:

Экономические (материальные) гарантии – это материальные условия жизни общества, способствующие обеспечению режима законности. Основу данной группы гарантий составляют такие факторы, как степень эффективности правового регулирования экономикой, приоритетность конкретных форм собственности (частной, корпоративной, муниципальной, государственной), приоритетность определенных направлений экономического развития (государственная поддержка промышленности, торговли, сферы обслуживания и т.д.).

Социальные гарантии тесно связаны с экономическими и включают в себя комплекс мер, направленных на поддержание необходимого уровня благосостояния граждан, осуществление государственной поддержки социально незащищенным категориям лиц – пенсионерам, инвалидам, малоимущим гражданам и т.д. Кроме того, социальные гарантии подразумевают развитие таких отраслей, как медицина, образование, организация массового досуга и пр.

Политические гарантии, сочетаются в оптимальной форме государства обуславливающей сильную государственную власть способную обеспечить стабильность в обществе, безопасность граждан, эффективное противодействие преступности и как следствие, нормальное функционирование государственного механизма.

Идеологические гарантии подразумевают установившуюся в обществе систему конструктивных, социально-здоровых взглядов, идей, учений, в которых усматривается отношение людей к общественным институтам, к государству и праву и т.д. Основной задачей идеологических гарантий является воспитание у граждан чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законосообразного поведения.

Юридические гарантии – это система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К юридическим гарантиям относятся:

– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» - Конституция.

– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.).

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.).

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства.

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.).

– Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

 

2. Понятие общественного порядка и правопорядка

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок, как особое урегулированное правом состояние общественных отношений, характеризуется характерными чертами (признаками). К признакам правопорядка можно отнести:

Формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

 

3. Роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а также спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:

1. обеспечение личной безопасности граждан;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5. оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:

1. Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;

2. Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;

3. Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;

4. Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;

5. Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;

6. Меры процессуального характера.

Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д.

 

Лекция 24. Правовые системы и правовые семьи современного мира

1.Понятие правовой системы. Правовые системы и правовые семьи. Критерии классификации правовых систем 2.Общая характеристика основных правовых семей современности.

1. Понятие правовой системы. Правовые системы и правовые семьи. Критерии классификации правовых систем

Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.

Иными словами, правовая система – это комплексная категория, характеризующая правовую жизнь общества в рамках той или иной цивилизационной культуры.

Понятия «правовая система» и «система права» соотносятся как «целое» и «часть». Термин «система права» характеризует право с точки зрения его внутреннего устройства, в свою очередь, «правовая система» представляет собой комплексную, интегрирующую категорию, отражающую всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Национальная правовая системаэто конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой идеологии, сформировавшейся в пределах юрисдикционной территории конкретного государства.

Иными словами, национальная правовая система – это реальное «живое» право сформировавшееся и функционирующее в пространственных пределах того или иного государства (правовая система современной России).

2. Общая характеристика основных правовых семей современности

В отличие от национальных правовых систем, характеризующих право применительно к отдельным государствам, при помощи категории правовая семья характеризуются схожие по структуре и принципам функционирования правовые системы в комплексе образующие некую правовую совокупность.

Правовая семьяэто совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры (системы) права и исторических традиций его формирования и реализации.

Основными правовыми семьями современного мира, по мнению большинства исследователей, являются:

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) – исторически сложилась в Англии, США и странах британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений – прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Романо-германская правовая семья возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, скандинавские страны).

В качестве основного источника права в странах романо-германской правовой семьи используется писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в национальном (внутригосударственном) законодательстве. Законодатель, в связи с этим, должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах (законах и подзаконных актах) общие модели прав и обязанностей, участвующих в правоотношениях индивидов и организаций. На правоприменителей возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всей страны.

Судьи в государствах романо-германской правовой семьи не обязаны следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики верховного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать нормы, закрепленные в соответствующих юридических актах.

Религиозно-традиционная правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и др.).

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, Коран содержит установления, в достаточной степени, юридического характера.

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды, опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты), изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества

 

Лекция 24. Механизм правового регулирования

1.Понятие и структура механизма правового регулирования 2.Средства и методы правового регулирования 3.Стадии правового регулирования 4.Типы правового регулирования.

1. Понятие и структура механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования – это система объединенных структурными и функциональными связями субъектов права, правовых актов, средств, методов, процессов и процедур, при помощи которых и в рамках которых осуществляется результативное воздействие права на общественные отношения.

Основной целью формирования и функционирования механизма правового регулирования является обеспечение социальной стабильности и поддержание режима законности и правопорядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений, реализация мер юридической ответственности.

Структурными элементами механизма правового регулирования являются:

- правовые акты (нормативные, правоприменительные, интерпретационные) регламентирующие поведение субъектов права;

- субъекты права – правосубъектные участники юридически значимых отношений;

- правоотношения, в рамках которых реализуются права и обязанности субъектов;

- юридические средства, методы, процедуры, при помощи которых и в рамках которых осуществляется процесс правового регулирования;

- юридические факты и фактические составы, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение правоотношений;

- юридические последствия субъективных деяний, предусмотренных правовыми актами.

Действие механизма правового регулирования, является упорядоченным и осуществляется в рамках определенного правового режима.

Правовой режим – это особый порядок, выражающийся в определенном сочетании структурных элементов механизма правового регулирования, взаимодействие которых создает условия, благоприятствующие (препятствующие) реализации интересов субъектов права.

2. Средства и методы правового регулирования

Правовые средства – это юридические «инструменты», с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, разрешаются юридические коллизии, реализуются меры юридической ответственности.

Основными правовыми средствами являются:

- правомочия – предусмотренные правом возможности, реализация которых непосредственным образом зависит от воли управомоченного субъекта;

- обязанности – закрепленные правом долженствования, побуждающие субъекта к совершению определенных деяний правомерного характера и устанавливающих юридическую ответственность, как за отказ от совершения этих деяний, так и за совершение их с нарушением предусмотренных правил;

- запреты – закрепленные правом долженствования, предостерегающие субъекта от совершения деяний противоправного характера и устанавливающие юридическую ответственность за совершение этих деяний.

Кроме того выделяются правовые средства производного характера:

- правовые стимулы – законодательно закрепленные факторы, побуждающие субъектов к совершению активных действий правомерного характера и обеспечивающие режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения позитивных интересов этих субъектов;

- правовые ограничения – законодательно закрепленные факторы сдерживающего характера. При помощи правовых ограничений создаются условия для охраны интересов контрсубъектов юридически значимых отношений;

- правовые льготы – законодательно закрепленные факторы, облегчающие положение субъекта права и позволяющие ему с большей эффективностью удовлетворять свои позитивные интересы. Правовые льготы выражаются как в предоставлении субъекту дополнительных возможностей (правомочий), так и в освобождении его от определенных обязанностей;

- правовые поощрения – законодательно закрепленные формы и меры правового одобрения добровольного позитивного действия, выражающиеся в вознаграждении субъекта, наступлении в отношении него определенных благоприятных последствий.

Методы правового регулирования – это определенные правовые «технологии», определяющие порядок применения правых средств в процессе правового регулирования.

Основными методами правового регулирования являются:

- императивный метод – предполагает регулирование отношений «власти-подчинения». В основу этих отношений положены принципы иерархии и субординации. Суть императивного метода правового регулирования заключается в издании властных предписаний обязательного характера, не допускающих свободы выбора варианта поведения со стороны субъекта, которому это предписание адресовано. Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях права (например, в конституционном, административном, уголовном праве).

- диспозитивный метод - предполагает регулирование отношений договорного (консессуального) характера. В основу этих отношений положены принципы координации. Суть диспозитивного метода правового регулирования заключается в определении и закреплении при помощи правовых норм границ допустимого поведения субъектов права. При этом в рамках установленных границ субъекты могут самостоятельно выбрать вариант поведения. Диспозитивный метод правового регулирования чаще всего применяется в частно-правовых отраслях права (например, в гражданском, трудовом, семейном праве).

 

3. Стадии правового регулирования

Процесс правового регулирования можно представить в виде динамической системы, включающей ряд последовательных взаимосвязанных этапов (стадий). Основными стадиями правового регулирования являются:

- оформление и юридическое закрепление властного предписания регулятивно-охранительного характера в соответствующем источнике права – на этой стадии осуществляется «юридизация» сложившихся в ходе объективного общественного развития правил поведения людей (социальных норм). В свою очередь, процесс «юридизации» социальных норм предполагает официальное признание государством той или иной нормы в качестве общезначимой; ее юридическую оценку (норма может быть признана как позитивной – правомерной, так и негативной – противоправной[1]); определение круга лиц (субъектов), на которых эта норма распространяет властное воздействие; установление пространственных и временных пределов ее действия; закрепление нормы в формально-юридическом источнике права – правовом акте; обнародование этого акта и наделение его юридической силой.

- реализация правовых актов наделенных юридической силой – на этой стадии осуществляется непосредственное результативное воздействие права на общественные отношения. В рамках процесса правового регулирования осуществляется реализация как непосредственно регулятивной, так и охранительной функции права, о содержании которых говорилось в лекции № 10 «Право как социальный регулятор. Понятие и признаки права».

Процесс реализации правовых актов включает в себя персонификацию правового предписания по отношению к конкретному субъекту права; возникновение конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов и фактических составов) с наступлением которых законодатель связывает конкретные правоотношения; реализацию субъектами правоотношений в рамках этих отношений корреспондирующих прав и обязанностей; оформление юридически значимых результатов правоотношений соответствующими правовыми актами (правоприменительными и интерпретационными актами).

4. Типы правового регулирования

В теории государства и права, как правило, выделяют два основных типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основан на принципе «разрешено все, что прямо не запрещено законом». При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм. Общедозволительный тип правового регулирования не предполагает специального разрешения со стороны государства на совершение субъектом тех или иных деяний. Основным условием признания этих деяний правомерными является отсутствие в законодательстве запрета на их совершение. К примеру, недопустимость применения аналогий в уголовно-правовой сфере обусловливается принципом «Не является преступлением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом»

Разрешительный тип правового регулирования основан на принципе «разрешено лишь то, что предписано законом». При этом субъекты в своем поведении должны руководствоваться императивным методом, предполагающим принудительное побуждение к тем или иным деяниям либо напротив запрет их совершения под угрозой наказания. Разрешительный тип правового регулирования обусловливает совершение тех или иных субъективных деяний получением специального разрешения от компетентного государственного органа. К примеру, приобретение охотничьего оружия становиться возможным только при условии получения специального разрешения от соответствующего структурного подразделения ОВД.

 

Лекция 25. Правосознание и правовая культура

1.Правовая культура общества 2.Правовая культура личности 3.Понятие структура и виды правосознания.

 

1. Правовая культура общества

Правовая культура – это совокупность правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права. Иными словами, правовая культура – это правовая среда жизнедеятельности государства, общества, индивида.

Правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Действующее законодательство представляет собой совокупность действующих (обладающих юридической силой) источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

Общественное правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействиях) членов сообщества.

Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками как:

- качеством нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

- правовой информированностью населения;

- сознательным выполнением правовых предписаний большинством членов сообщества;

- эффективной деятельностью механизмов правотворчества и реализации права.

Высокий уровень правовой культура общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.