Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Частичная дееспособность лица обусловлена причинами объективного характера – не достижение лицом возраста совершеннолетия.




Ограниченная дееспособность лица обусловлена причинами субъективного характера – противоправным поведением, а также поведением лица, не являющимся в юридическом смысле противоправным, однако, причиняющим вред окружающим. К примеру, по решению суда может быть признано ограниченно дееспособным лицо, злоупотребляющее алкогольными напитками, в том случае если в результате этого пагубного пристрастия ставятся в тяжелое материальное положение члены семьи, находящиеся в материальной зависимости от злоупотребляющего алкоголем лица.

По характеру прав и обязанностей, реализуемых субъектом правоотношения различаются общая, родовая и специальная дееспособность.

Общая дееспособность определяется общеправовым статусом человека и гражданина (равенство всех перед законом, право на судебную защиту, обязанность законопослушного поведения и т.д.).

Родовая дееспособность определяется родом деятельности субъекта (государственная служба, правоохранительная деятельность, частнопредпринимательская деятельность и т.д.).

Специальная дееспособность предполагает специфику функциональных полномочий субъекта в рамках родовой дееспособности (специальная дееспособность следователей, участковых инспекторов, сотрудников спецподразделений МВД РФ).

Правосубъектность коллективных субъектов наступает с момента их юридического признания и прекращается соответственно с юридическим признанием прекращения их существования.

Так, например, правосубъектность юридических лиц возникает с момента регистрации лица в органах юстиции. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно и прекращаются с момента регистрации факта ликвидации лица. В том случае, если имеет место реорганизация юридического лица, правоспособность и дееспособность реорганизуемого лица передаются вновь создаваемому юридическому лицу в порядке процедуры правопреемства.

Правосубъектность социальных общностей, таких как нация, народность, государство и т.д. может наступать, например, с момента международного признания или закрепления соответствующего конституционно-правового статуса.

 

4. Предпосылки правоотношений. Юридические факты

Предпосылки правоотношений – это необходимые условия, при наличиикоторых может возникнуть правоотношение. Такими условиями являются: наличие соответствующей нормы права, субъектов правоотношения и юридического факта либо фактического состава.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки юридических фактов:

- по своему содержанию это явления, имеющие место в реальной действительности;



- эти обстоятельства предусмотренные гипотезой нормы права;

- вызывают наступление определенных юридических последствий – возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Виды юридических фактов:

По связи с волей субъекта:

а) События – юридические факты, наступление которых не связано с волеизъявлением участников конкретного правоотношения. События могут быть абсолютными и относительными.

- абсолютные события – естественные природные явления, наступление которых вызывает юридически значимые последствия, порождающие соответствующие правоотношения. Так, например, стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, ураган и т.д.), повлекшее за собой материальный ущерб, является юридическим фактом, порождающим правоотношение, связанное с компенсацией понесенных убытков;

- относительные события – это юридические факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц (поджог дома инициирует страховое правоотношение между собственником и страховой компанией).

б) Деяния – юридические факты, наступление которых связано с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Деяния бывают правомерными и противоправными. По степени активности лица деяния подразделяются на активные (действия) и пассивные (бездействия).

- правомерные деяния активного характера предполагают совершение лицом социально-полезных действий;

- правомерные деяния пассивного характера предполагают соблюдение (не нарушение) лицом юридических запретов;

- противоправные деяния активного характера предполагаютдействия лица, повлекшие за собой вредоносные последствия и квалифицируемые законом как противоправные;



- противоправные деяния пассивного характера предполагают не совершение лицом действий, которые то должно было и имело возможность осуществить.

По отношению к последствиям правоотношения:

- акты;

- поступки.

Акты – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты четко себе представляли и стремились к их наступлению (заключение сделки, совершение умышленного преступления).

Поступки – юридические факты порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими осознанными волевыми действиями обусловили их наступление (написание и опубликование книги приводит к возникновению авторского права и обусловленного этим правом права на гонорар, на который автор в процессе творчества мог и не рассчитывать; поступком также является неумышленное правонарушение, совершенное, к примеру, в результате противоправной самонадеянности).

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность – фактический состав.

Фактический состав – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Например, правоотношение между абитуриентом и ВУЗом возникнет только в том случае, если будет иметь место фактический состав, включающий в себя следующие юридические факты: наличие среднего образования, успешная сдача вступительных экзаменов, приказ ректора о зачислении в ВУЗ.

Наряду с юридическими фактами и фактическими составами, правоотношения могут возникать при наличии обстоятельств, которые, не являясь фактами в прямом смысле этого слова, тем не менее, могут порождать конкретные правоотношения. Это юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется, прекращается правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности в уголовном процессе, презумпция виновности в гражданском процессе).

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).

 

Лекция 17: Теоретические основы правового статуса личности.

1.Понятие и структура правового статуса личности 2.Классификация прав и обязанностей человека и гражданина 3.Юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина 4.Ограничение правового статуса личности.

1. Понятие и структура правового статуса личности

Правовой статус личности - система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих индивида как субъекта права.

В структуру правового статуса личности входят следующие элементы:

- правовые нормы;

- правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

- основные права, свободы и обязанности;

- законные интересы;

- гражданство;

- юридическая ответственность.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный (или родовой) статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статусэто статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Одним из общепризнанных критериев классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием права и свободы традиционно в науке подразделяются на личные и гражданские (экономические, политические, социальные, культурно-духовные, экологические и т.д.).

Личные права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.

К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу передвижения и т.д.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и т.д.

Социальные права - это права на достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Культурно-духовные праваэто права на пользование культурно-духовным наследием, ценностями, накопленными в обществе, на формирование духовного мира личности. В данную группу входят: право на пользование родным языком, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические праваэто права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

 

3. Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности – это условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей в комплексе составляющих правовой статус.

Юридические гарантии правового статуса личности можно разделить на две большие группы:

а) гарантии реализации правового статуса личности;

б) гарантии охраны правового статуса личности

К первой группе гарантий относятся:

- нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего в Конституции государства;

- предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;

- стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительства жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т.д.);

- государственная забота о социально-незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т.д.).

Вторую группу юридических гарантий составляют:

- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми, предусмотренными законом средствами;

- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совершении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц;

- международные гарантии, предполагающие право личности обращаться за защитой своего нарушенного права в международные правозащитные организации.

4. Ограничение правового статуса личности

Ввиду сложности и многообразия общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, особую роль приобретает деятельность государства по их упорядочению и регламентации.

Условно все отношения в обществе можно разделить на две группы:

1) Отношения, урегулированные правом.

2) Отношения, урегулированные иными (неюридическими) нормами.

Правовое регулирование предполагает в качестве основных методов воздействия: убеждение, стимулирование, обязывание, запрет и т.д.

При этом реализация перечисленных методов в ряде случаев предполагает использование механизма государственного принуждения, применение которого связано с вмешательством в сферу частных интересов и, соответственно, ограничением правового статуса личности.

Пределами такого вмешательства являются:

1) законодательное закрепление функциональных полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность, которая основывается на принципе «разрешено лишь то, что разрешено законом»;

Установление принципа, в соответствие с которым гражданам «разрешено все, что не запрещено законом». Следовательно, не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное законом в качестве такового.

Использование государственного принуждения в целях ограничения правового статуса личности возможно в случаях:

1) чрезвычайной ситуации, крайней необходимости (стихийное бедствие, социальный катаклизм, катастрофы техногенного характера, эпидемии и т.д.);

2) государственной целесообразности (в этих случаях необходимость вмешательства предопределяется необходимостью решения общесоциальных задач: забота о социально-незащищенных группах, поддержание обороноспособности страны и т.д.);

3) по инициативе заинтересованного лица, как правило, имеет место при разрешении конфликтов в сфере гражданско-процессуальных отношений (привлечение к ответственности ответчика по заявлению истца, взыскание долга с должника по заявлению кредитора, признание лица ограниченно дееспособным по заявлению заинтересованного лица и т.д.);

4) адекватная реакция государства на правонарушение, как правило, связана с реализацией уголовной ответственности за преступление (лишение свободы, принудительные работы, высшая мера и др.).

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией РФ ряд прав и свобод человека и гражданина признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми и не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Это право на гражданство, право на уважение достоинства, право на правосудие и т.д.

 

Лекция 18. Реализация права

1.Понятие и формы реализации норм права 2.Применение как специфическая форма реализации норм права 3.Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты 4.Акты правоприменения.

 

1. Пониманиеи формы реализации норм права

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем обеспечения правомерного поведения субъектов общественных отношений, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Реализация права – это процесс результативного воздействия права на общественные отношения. Результатом правового воздействия является как совершение лицом активных действий направленных на удовлетворение позитивных интересов (активное правомерное поведение), так и сознательное несовершение действий, влекущих социально-вредные последствия и признанных, в силу этого, противоправными (пассивное правомерное поведение). При этом реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.

По характеру деяний субъектов, степени их активности и направленности выделяют формы непосредственной реализации права (соблюдение, исполнение, использование), и особую, опосредованную форму реализации – применение права.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. Например, нормами уголовного права устанавливается запрет воровства. Не воруя, субъект соблюдает соответствующую норму права, т.е. реализует ее властное предписание.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты претворяют в жизнь возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность – оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.

Использование норм права состоит в совершении дозволенных законом действий и имеет место тогда, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют (либо не используют) предоставленные им правом возможности. Не использование субъектом предоставленной возможности, само по себе не рассматривается как правонарушение и не влечет отрицательных последствий. Пример

Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. Непосредственная реализация права может осуществляться субъектами как в рамках правоотношений (участие в выборах, служба в вооруженных силах), так и вне их (отказ от использования избирательного права, несовершение кражи и т.д.).

 

2. Применение как специфическая форма реализации норм права

В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектом оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических предписаний, при этом требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, назначение пенсии требует помимо формального наличия оговоренных законом качеств, решения органа социального обеспечения; зачисление на учебу в вуз невозможно без приказа о зачислении (одного желания и факта успешной сдачи вступительных экзаменов здесь недостаточно), выполнение обязанности военной службы предполагает издание приказа о призыве конкретного человека в вооруженные силы и т.п. Кроме того, в ряде случаев субъекты не могут самостоятельно разрешить спорную ситуацию возникшую в ходе правоотношения и вынуждены поэтому обратиться за квалифицированной помощью к третьей стороне, в качестве которой, как правило, выступает государство в лице органов правосудия. Наконец, совершение лицом противоправного поступка предполагает привлечение его к юридической ответственности. Естественно, что в большинстве случаев, правонарушитель пытается избежать ответственности, поэтому необходим механизм принудительного вовлечения его в соответствующее правоотношение.

Во всех перечисленных случаях для результативного воздействия права на общественные отношения требуется участие в этих отношениях субъектов, принимающих от имени государства властные решения, связанные с реализацией права в рамках конкретной ситуации. Поэтому выделяется четвертая форма реализации права – применение.

Применение права это осуществляемая от имени государства в специально установленных законом формах властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей:

1. По своей сущности применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными государственными органами (ОВД, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.).

2. Применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Субъект осуществляющий правоприменение действует от имени государства и, в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в правоприменительное отношение в сфере юридической ответственности).

3. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке предусмотренных законом процедур, в течение определенных сроков.

4. Применение права – это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

5. Применение права – это не единовременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов).

6. Конечным результатом применения права в любом случае является вынесение акта применения права (индивидуального правового акта).

 

3. Правоприменительная деятельность: понятие, стадии и субъекты

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.

Выделяются три стадии применения права:

1. Установление фактических обстоятельств дела.

На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение для дела и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину произошедшего.

Установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствие с принципами относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Относимость предполагает, что правоприменитель в процессе исследования фактических обстоятельств, «сортирует» собранный материал, отбирая лишь те факты, которые имеют юридическое значение для рассматриваемого дела.

Допустимость предполагает, что получение материалов, имеющих юридическое значение для рассматриваемого дела должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и, таким образом, не являются доказательствами по делу.

Достоверность предполагает, что материалы собранные по делу должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.

Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.

2. Установление юридической основы дела.

Данная стадия является основной в процессе применения права и в свою очередь складывается из ряда «подстадий», к числу которых следует отнести:

- выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

- толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;

- юридическая квалификация фактических обстоятельств дела.

Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется типовой вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе необходимо решить конкретное дело и (или) действовала ли она на момент обнаружения требующей правоприменения ситуации;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.

В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых в принципе может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана, прежде всего, с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности. Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых следует отнести следующие:

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах, и норм подзаконных актов, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах, изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте;

- при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера и т.д.

Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, в соответствие с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактическими обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой права (юридической основой).

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Это завершающая и наиболее значимая, с юридической точки зрения, стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.

В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим – открытым, по третьим – единолично должностным лицом. После того, как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

 

4. Акты правоприменения права

Акт применения праваэто правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа (должностного лица), принимаемый от имени государства в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер. Содержащиеся в нем предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и, в необходимых случаях, могут быть реализованы принудительным путем. Например, отказ от добровольного выполнения судебного решения в гражданско-процессуальной сфере, приводит к «включению» механизма принудительного исполнительного производства.

Во-вторых, акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он принимается в результате разрешения конкретного юридического дела и действует в отношении строго определенного круга лиц. Этим акт применения права отличается от нормативно-правового акта, предписание которого содержит информацию обобщенного характера, а действие распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.

В-третьих, акт применения права является актом одноразового действия, поскольку закрепляемое в нем предписание носит казуальный характер (посвящено правовому регулированию в рамках конкретной жизненной ситуации, в отношении конкретных лиц). В отличие от нормативно-правовых актов, акты применения права, не являются актами многоразового действия и могут применяться неограниченное количество раз до тех пор, пока не утратят свою юридическую силу.

В-четвертых, акты применения права обладают особой формой выражения. Наиболее распространенной формой выражения актов применения права является документальная (письменная) форма. Вместе с тем акты применения права могут быть выражены в устной (устный приказ, распоряжение), а также в конклюдентной (в форме сигнала) формах. В отличие от актов применения права, нормативно-правовые акты выражаются исключительно в документальной форме.

Как правило, документальные акты применения права характеризуются четырехзвенной структурой.

К примеру, судебное решение должно иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование документа (решение, определение, приговор, постановление), название и состав органа правосудия, принявшего решение, место и время принятия, предмет судебного разбирательства, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в процессе правосудия, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

В зависимости от реализуемой функции права:

- регулятивные акты – направлены на обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правоотношений в случаях, когда реализация права в рамках непосредственной формы невозможна (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.п.);

- охранительные актыиздаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (например, приговор суда, постановление прокурора о возбуждении уголовного дела и т.п.).

По типу правового регулирования:

- регистрационные акты – формально закрепляют и в последующем удостоверяют фактическое состояние, в котором пребывает субъект в данный период (регистрация в списках избирателей, постоянная и временная регистрация места жительства и т.п.);

- разрешительные акты – выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств: времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.;

- запретительные акты – содержат запрет на совершение определенных действий. К примеру, решение о лишении владельца автомобиля права на управление автотранспортным средством;

- ограничительные акты – устанавливают перечень ограничений в отношении конкретного субъекта. К примеру, освобождение лица из под ареста под подписку о невыезде.

По предмету правового регулирования:

- конституционно-правовые акты ;

- гражданско-процессуальные акты;

- уголовно-процессуальные акты;

- административные акты и др.

Лекция 19. Толкование норм права

 

1.Понятие и стадии толкования норм права 2.Способы и виды толкования норм права 3.Пробелы в праве: понятие, условия возникновения, механизм устранения и восполнения.

 

1. Понятие и стадии толкования норм права

В процессе реализации права возникают ситуации, когда понимание смысла правовой нормы невозможно без ее дополнительного анализа. Процесс толкования (интерпретации) правовых норм как раз и призван привести к соответствию фактического смысла и текстового содержания правовой нормы. Толкование (интерпретация) права является необходимым элементом деятельности любого субъекта по реализации правовых предписаний.

Толкование (интерпретация) норм права – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла содержащегося в нормах права предписаний и доведение необходимой информации до сведения заинтересованных лиц.

Процесс толкования включает две стадии: уяснение и разъяснение. Осуществляющий толкование субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, а затем разъясняет смысл и содержание правового предписания заинтересованным лицам.

Неотъемлемым элементом интерпретационной деятельности является вынесение акта толкования права (интерпретационного акта).

Акт толкования права (интерпретационный акт) – это правовой акт, содержащий в себе разъяснение фактического смысла интерпретируемых норм права.

Признаки акта толкования права (интерпретационного акта):

1) Интерпретационные акты не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся интерпретируемые юридические нормы;

2) Отмена первичного нормативно-правового акта, в отношении которого осуществлялось толкование, влечет утрату юридической силы интерпретационным актом;

3) Интерпретационные акты адресованы только правоприменительным органам;

4) Интерпретационный акт не является самостоятельным источником права. Окончательное решение в любом случае принимается правоприменителем на основе действующего нормативно-правового акта.

 

2. Способы и виды толкования норм права

Процесс толкования осуществляется не самопроизвольно, а с помощью определенных приемов и способов. Как правило, в качестве способов толкования права называют: грамматическое, логическое, системное, историко-политическое и т.п. толкование.

Грамматическое (языковое) толкование начинается с осмысления словарного выражения текста соответствующей нормы. Объектом толкования в данном случае выступает текст интерпретируемой нормы, закрепленный в нормативно-правовых актах.

Анализируя текст, интерпретатор:

а) проводит лексико-морфологический анализ текста, где выясняет значение отдельных слов, взятых изолированно. Вначале выясняется общеупотребительное значение слов, затем специальное и, наконец, юридическое. По общему правилу при различии в содержании указанных терминов следует использовать термины в юридическом значении. Так, юридическая трактовка термина «хулиганство» несколько уже общеупотребительной. Среди юридических предпочтение отдается «легальным» (закрепленным в законодательстве) терминам над научными, то есть отраженными в различного рода справочной литературе, комментариях, монографиях и т.д.;

б) осуществляет синтаксический анализ, рассматривая словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, характер и виды взаимодействия.

Языковое толкование имеет особое значение и должно осуществляться особенно тщательно в случае, если правовая норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т.д.).

При логическом толковании анализируются не слова и выражения сами по себе, а понятия, которые они отражают. Логический анализ суждений и их связей между собой позволяет выяснить смысл, который вкладывал правотворческий орган в тот или иной нормативно-правовой акт.

Интерпретатор для достижения своих целей использует следующие законы формальной логики:

а) тождества (всякая сущность совпадает сама с собой);

б) отрицания отрицания (никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным);

в) исключенного третьего (либо само суждение, либо его отрицание истинно);

г) достаточного основания (всякое принимаемое суждение должно быть надлежащим образом обосновано).

При логическом способе толкования интерпретатор использует такие приемы как логическое преобразование, логический анализ понятия, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда и др.

Ярким примером логического преобразования является восстановление логической связи между структурными элементами нормы права, изложенными в различных статьях нормативно-правовых актов.

Системное толкование способствует выяснению правовых связей интерпретируемой нормы. Это такие связи, как: субординация (юридическая сила акта), координация (отраслевая обособленность и группировка), происхождение (первичная и производная нормы).

Уяснить суть конкретной нормы можно лишь проанализировав другие нормы, близкие ей по содержанию, развивающие, детализирующие ее, выяснив, в каком по значимости акте она сформулирована, какое место в этом акте занимает. Это и составляет содержание системного толкования. Сопоставление норм помогает уточнить и раскрыть смысл толкуемой нормы, более четко определить ее общую направленность, сферу действия.

При историко-политическом толковании исследуются:

а) состояние общественных отношений во время издания нормативного акта.

б) цели, которые преследовались при издании акта;

в) юридическая практика применения соответствующего правового акта.

В процессе историко-политического толкования интерпретатор изучает:

- документы и материалы, опубликованные в средствах массовой информации;

- литературу, отражающую политику государства во время принятия акта;

- современное и устаревшее официальное и неофициальное толкование;

- тексты отмененных актов по тому же вопросу;

- материалы обсуждения и принятия толкуемого акта;

- материалы применения исследуемого акта.

Уяснив смысл и содержание правовой нормы, интерпретатор в зависимости от обстоятельств:

а) достигает поставленной перед собой цели уяснения и прекращает процесс толкования;

б) принимает решение довести результаты уяснения до других субъектов. В этом случае интерпретатор осуществляет разъяснение смысла правовой нормы заинтересованным лицам.

Основными видами толкования-разъяснения являются толкование по объему и толкование по субъекту.

Толкование по объему

На основании результатов всестороннего анализа правовой нормы интерпретатор решает, понимать ли ему текстуальное выражение нормы буквально, сузить или расширить то содержание, которое содержится в тексте нормы. Соответственно различают буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование предполагает полное соответствие текстуального выражения правовой нормы и ее смысла. Это наиболее оптимальный вариант результата уяснения смысла правовой нормы. В данном случае говорят о совпадении «духа» (смысла) и «буквы» (текстуальной формы) закона. В случае же противоречий между «духом» и «буквой» закона следует отдавать безоговорочное предпочтение применению «буквы» закона. Это должно предполагать строгое и неуклонное соблюдения закона.

Сказанное, однако, не отрицает и иного результата толкования правовых норм. При распространительном (расширительном) толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, если законодатель отдает на усмотрение правоприменителя определение условий, влияющих на процесс реализации права. Так, норма, регламентирующая обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность (ст. 61 УК РФ), прямо предусматривает возможность учесть в качестве смягчающего любое обстоятельство, не зафиксированное в тексте статьи. В целом все нормы, содержащие слова «другие», «и так далее», «прочие», «иные» (т.е. формулирующие открытый перечень), предполагают распространительное толкование.

Ограничительное толкование считается применимым в том случае, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права, определяющей пределы действия уголовного закона по кругу лиц, предусмотрено, что все лица, совершившие преступления на территории России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Однако вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права. Отсюда следует, что не все лица, совершившие преступления на территории России подлежат уголовной ответственности по УК РФ.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.047 сек.)Пожаловаться на материал