Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о человеке как индивиде






 

Человек как индивид предстает в своих природных, биоло­гических особенностях, как человеческий организм. Это — те­лесное бытие человека.

В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. “Индивид, — писал А.Н.Леонтьев, — это прежде всего генотипическое образование... Понятие “индивид” выража­ет неделимость, целостность и особенности конкретного субъек­та, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Ин­дивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного “слаживания”. В понятии индивида содержится указание на по­добие человека всем другим людям, на его общность с человече­ским родом. Человек как индивид является продуктом филогене­тического и онтогенетического развития.

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, пер­вый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие чело­века как индивида восполняет человеческую реальность до цело­го. Сам человек — это его одновременное противоречивое тож­дество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие ин­дивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая преломилась в наследственной про­грамме человека. Так, только человеку присущи рекордная про­должительность периода детства; возможность пребывать при рож­дении в состоянии крайней “беспомощности”; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфиче­ски человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидность человека интересует психологию в той мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционирова­нии человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутренне­го мира, формирования специфически человеческих способностей.

Изучение индивидных свойств человека в психологии связа­но с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно орга­ническое, природное проявляется в психическом. Психология ис­следует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии инди­видности человека выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.