Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа психологов по восстановлению боеспособности бойцов и трудоспособности раненых в годы войны теоретические подходы и практические методики






 

Основная цель усилий психологов по возвращению раненых бойцов в ряды Красной Армии или к трудовой деятельности в значительной мере состояла в восстановлении утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм. Надо отметить, что работа по восстановлению функций всегда была одной из важнейших задач медицинской практики в условиях военного времени. Великая Отечественная война в этом отношении не являлась исключением. Благодаря колоссальным усилиям советских медиков, учитывая огромное число раненых (как известно, Великая Отечественная война была самой кровопролитной из всех войн на Земле) и тяжелейшие условия работы врачей (особенно во фронтовой и прифронтовой местности), на основе мероприятий, связанных с медикаментозным лечением и хирургическим вмешательством, удавалось возвращать в действующую армию или к трудовой деятельности значительное число раненых. Однако психологи нашли свое, очень важное место в этой работе.

Медики хорошо знали о том, что функции непосредственно нарушенных участков мозга не восстанавливаются и что функции нарушенной периферической нервной системы восстанавливаются чрезвычайно медленно в результате прорастания центральных отрезков нерва на периферию. С учетом этих фактов, особое внимание всегда уделялось восстановлению функций путем викариата (т.е. перемещением их к другим, как правило, симметричным органам) и путем " растормаживания" функций там, где поражение участков нервной ткани вело к их временному торможению. Психологи же, по сути, предложили еще один путь восстановления утраченных функций - путь их функциональной перестройки. Еще в результате довоенных психофизиологических исследований было высказано предположение, что любая сложная функция (речь, письмо, счет и др.) на самом деле является сложной функциональной системой, основанной на совместной работе не одного локального участка мозга, а многих участков мозговой коры. При этом каждый из этих участков, являясь частью коркового представительства того или иного анализатора, вносит свой специфический вклад в осуществление деятельности этой функциональной системы.

Именно в результате этого поражение одного участка коры мозга приводит к нарушению всех процессов, которые опираются на участие данной корковой зоны. Эта функциональная системность строения мозга и осуществления сложных видов психической деятельности приводит к тому, что разрушение различных участков мозга имеет следствием нарушение одной и той же функциональной системы (например, произвольного действия, речи или письма). В то же время, это нарушение каждый раз будет отличаться своеобразными особенностями протекания и может быть нивелировано путем компенсационного включения в осуществление этой нарушенной деятельности новых сохранных участков коры головного мозга. Именно на этом направлении восстановления нарушенных функциональных систем и сосредоточили свои усилия психологи.

Вот перечень нарушений психонервной деятельности, восстановлением которых занимались психологи в годы войны:

o Двигательные дефекты интеграции (различные парезы и нарушения тонуса и координации движений).

o Дезинтеграция двигательных актов при поражениях высших уровней кортикальной организации (различные видыапраксий, или нарушений структуры действий: разрешение пространственной и временной организации движения, внутреннего кинестетического и условно-символического плана действия, нарушения предметного уровня организации движения).

o Нарушение оптического гнозиса зрительного восприятия (разные формы оптической агнозии: литерализная (от слова литера, т.е. буква) оптическая и вербальная алексии, сужение поля зрительного восприятия).

o Дефекты речевых функций (разные формы травматической афазии: нарушение артикулированной речи, четкого различения речевых звуков, константного смысла слов и спонтанного воспоминания речевых образцов, письма и чтения, понимания и продуцирования развернутой фамматической речи, активных форм речевого мышления).

o Нарушения активного мышления (деменция, изъяны спонтанного течения мысли).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.