Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления и развития френологии.






 

Учение о локализации психических способностей в головном мозге человека.
Создателем учения являлся австрийский врач Франц Йозеф Галль (1758-1828). Френология (от греческого «phrenos» — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Галль выделил 37 способностей души. Так, аффективные способности (а их насчитывалось 21) располагались в различных участках заднего мозга, а интеллектуальные (16) — в участках переднего.


Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека [...]. Концепция френологии приобрела популярность в начале XIX века в ней поддерживалась античная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направлении.

Идеи Франца Галля основывались на клинических наблюдениях и умозрительных заключениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном мозге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.


Работая в этом направлении, французский физиолог и анатом Ж. Флуранс (1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах, Флуранс сформулировал идею мозга как целостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями.


Так в физиологии высшей нервной деятельности сформировались два противоположных подхода к анализу деятельности головного мозга и локализации психических функций в нем. Представители аналитического подхода, или узкого локализационизма, акцентировали внимание на узкой специализации участков мозга (по словам Н. В. Бехтеревой, «карта коры как лоскутное одеяло карликовых суверенных княжеств», а представители синтетического подхода полагали, что мозг — целостный орган, с которым в равной степени связаны все психические функции, следовательно, поражение любой области мозга ведет к общему нарушению его функции. Степень нарушения функции не зависит от локализации, а определяется массой пораженного мозга».

 

В XIX в. френология пользовалась большой популярностью как метод психодиагностики. Но многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей представляется беспочвенным. Так френология надолго дискредитировала рациональное в воззрениях Галля, а именно - принцип локализации функций в коре мозга головного, позднее подтвердившийся благодаря открытию психомоторных центров в различных частях мозга.

 

6.9Психологические идеи в работах русских ученых 18-19 веках.

18век.

Как показали исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи развивались в России еще в X—XV вв. (Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII—XIX веков. Л., 1947. С. 33; Соколов М. Очерки истории психологических воззрений в России в XI—XVIII веках. М., 1963; Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/Под ред. А. Н. Ждан. М., 1988. ) На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития.

Основы материалистической русской психологии заложил М. В. Ломоносов (1711—1765), великий русский ученый-энциклопедист, физик, химик, историк, философ, поэт и писатель, создатель первой грамматики русского языка, основоположник системы русского стихосложения, выдающийся организатор русской науки и просвещения в XVIII в. Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.)- Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В самом начале XIX в. (1801) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем.

В условиях усиления крепостного гнета проблему человека со всей остротой поставил Радищев (1749— 1802), выдающийся русский философ-материалист, экономист, правовед, революционер. Он ссылается на труды Гоббса, Декарта, Спинозы, Пристли, Локка, французских материалистов, обобщает успехи естествознания— труды Линнея, Бюффона, опирается на знания па медицине, «водимые светильником опытности»(Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., 1949. С. 398.). Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение, не меньше, чем его материалистические взгляды, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал: «все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны... в видимом нами мире живет вещество одинакородное различными свойствами одаренное...».

Психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии XVIII в., дали начало материалистическим и демократическим традициям философии и психологии в XIX в.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.