Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Визуальный контакт. Первое впечатление






Что такое «правило первого впечатления о человеке» НЛП (нейро-лингвистическое программирование)? Например, любой из нас, встречаясь с разными людьми, задавался вопросом, почему с одними чувствует себя комфортно, с другими нейтрально, а с третьими возникает отрицательный эмоциональный фон.

Психолог А. А. Болдарев определяет правило первого впечатления как сложный психологический феномен, содержащий в себе логические, психологические и эмоциональные факторы, которые, в свою очередь, включают в себя значимые особенности поведения, облика, стереотипов человека, являющимся объектом познания.

Этот феномен содержит в себе, также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения, эмоциональную окраску по отношению к данному человеку, который является предметом восприятия. К примеру, первое впечатление о человеке может также формироваться при специальном намерении оценить его с какой-то позиции, так же и при отсутствии такого намерения. Важными факторами при оценке собеседника являются особенности внешнего облика и поведения.

В НЛП технике выделяют три правила формирования первого впечатления:

· - правило привлекательности партнера;

· - правило превосходства;

· - правило отношения к собеседнику.

Понятно, что в реальном процессе взаимовосприятия эти правила тесно взаимодействуют друг с другом. Давайте рассмотрим примеры их проявление в формировании первого впечатления о человеке и стереотипов восприятия.

Правило привлекательности - когда внешне привлекательного человека, людям свойственно переоценивать и по другим важным психологическим и социальным параметрам.

«Например, психолог А. Миллер, провел исследования в этом направлении. Отобрав из большого числа фотографий людей с красивой внешностью, обыкновенных и некрасивых. Эти фото он показал людям в возрасте от 18 до 24 лет, и попросил рассказать о внутреннем мире каждого. Красивые люди, в отличии от других, были оценены как более уверенные в себе, счастливые, искренние, энергичные, любезные, уравновешенные, находчивые, утонченные и богатые духовно. Помимо этого им присвоили такие, направленные на других людей качества, как заботливость и внимательность».

Так же важно подчеркнуть другое: существует множество примеров, которые говорят, что «эффект красоты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент, когда формируется первое впечатление о человеке. Далее, в процессе оценивания человека другими, все больше начинает определяться характером взаимодействия с этим человеком, ценностью его дел и поступков.

Правило превосходства - это когда человек, к примеру, превосходящий нас по важному параметру, оценивается нами гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Другими словами, происходит общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее мы чувствуем себя в данный момент и в конкретной ситуации, тем меньше потребуется усилий для запуска данной схемы под названием «Первое впечатление о человеке».

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

1. одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, украшения, а в определенных случаях такие элементы, как машина, интерьер кабинета и т.д.;

2. манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Фактор отношения к нам. Этот фактор действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто к нам плохо относятся. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, психологи ознакомили их с мнениями других людей и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство находили в его взглядах с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.