Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет годового объема работ по текущему ремонту.






Ттр.г = Lг х Аи х tтр / 1000,

где Lг – годовой пробег автомобиля, км;

Аи – списочное (инвентарное) число автомобилей;

tтр – удельная скорректированная трудоемкость ТР, чел-ч на 1000 км пробега.

Расчет годового объема работ по самообслуживанию АТП. Согласно Положению, кроме работ по ТО и ТР, в АТП выполняются вспомогательные работы по ТО и ТР подвижного состава.

Распределение объема работ по обслуживанию и ремонту между производственными зонами и участками. К постовым относятся работы по ТО и ТР, выполняемые непосредственно на автомобиле (моечные, уборочные, смазочные, крепежные, диагностические и др.)

Учитывая особенности технологии производства, работы по ЕО и ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2 и ТР выполняются в общей зоне.

Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняют на отдельных постах.

Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участков, а также для определения числа рабочих по специальностям производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах, а затем в человеко-часах.

7.Расчет постов и поточных линий ТО. Расчет числа постов ТО. Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.

Ритм производства R - это время, приходящееся в среднем на выпуск одного автомобиля из данного вида ТО, или интервал времени между выпуском двух последовательно обслуженных автомобилей из данной зоны:

R = 60 х Тсм х С / Nic,

где Тсм - продолжительность смены, ч;

С- число смен;

Nic - суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования.

R1 = 60 Тсм х С / N1c

R2 = 60 Тсм х С / N2c

Такт поста tпредставляет собой среднее время занятости поста. Оно складывается из времени простоя автомобиля под обслуживанием на данном посту и времени, связанного с установкой автомобиля на пост и т. п.:

t = 60 х ti / Рп + tп,

где ti- трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел-ч;

tп - время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин;

Рп - число рабочих, одновременно работающих на посту.

t1 = 60 х t1 / Рп + tп,

t2 = 60 х t2 / Рп + tп,

Число универсальных постов обслуживания определяется из соотношения

,

где - такт поста, мин (ч);

- ритм производства, мин (ч).

Расчет числа постов текущего ремонта. При этом расчете число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР.

При расчете постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (j), величина которого на основе практических наблюдений принимается равной 1, 2 … 1, 5.

При расчете постов ТР необходимо также учитывать значительные по сравнению с ТО потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов на другие участки, склады.

Хтр = Ттр.г(п) х j / Фп х Рп = Трг.г(п) х j / (Драб.г. х Тсм х Сgiп х Рп),

где Ттр.г.(п) - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел-ч;

Фп - годовой фонд времени поста, ч;

Драб.г - число рабочих дней в году постов ТР;

Тсм - продолжительность рабочей смены, ч;

Рп - число рабочих на посту.

При числе постов ТР более 5…6 их специализируют по видам выполняемых работ. При числе постов более 10 допускается выделение постов по замене агрегатов и для шиномонтажных работ.

Определение числа постов ожидания. Посты ожидания (подпора) - это посты, на которых автомобили, нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Число постов ожидания определяется: перед постами ЕО – исходя из 15…25% часовой пропускной способности постов (линий) ЕО; перед постами ТО-1 – исходя из 10…15% сменной производственной программы; перед постами ТО-2 – исходя из 30…40% сменной производственной программы; перед постами ТР – в количестве 20…30% от числа постов ТР.

 

8. Определение потребности в технологическом оборудовании. К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы). Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское.

При подборе оборудования пользуются «Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента», каталогами, справочниками.

Количество основного оборудования определяют или по трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования.

Qо = То / Фох Роо / Драб.г. х Тсм х С х hо х Ро,

где Т0 - годовой объем работ по данной группе или виду работ, чел-ч;

Ф0-годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч;

Р0 - число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования);

Драб.г. - число рабочих дней в году;

Тсм - продолжительность рабочей смены, ч;

С-число рабочих смен;

hо - коэффициент использования оборудования по времени, т. е. отношение времени работы оборудования в течение смены к общей продолжительности времени смены.

Количество оборудования, которое используется периодически, т. е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка.

Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т. п.), который используется практически в течение всей рабочей смены, определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и величиной складских запасов.

 

9.Определение уровня механизации производственных процессов ТО и ТР. Под механизацией производственного процесса понимается замена в нем ручного труда работой машин и механизмов, а также замена менее совершенных машин и механизмов более совершенными. Уровень механизации и степень охвата рабочих механизированным трудом вначале рассчитывают для отдельных производственных зон и участков, а затем для всего АТП.

10. Расчет площадей помещений. Состав помещений. Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы:

- производственно-складские;

- для хранения подвижного состава;

- вспомогательные.

В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады, а также технические помещения энергетических и т.п..

В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок).

В состав вспомогательных площадей предприятия в соответствии со СНиП 2-92-76 входят:

- санитарно-бытовые помещения;

- пункты общественного питания;

- пункты здравоохранения (медицинские пункты);

- пункты культурного обслуживания;

- пункты управления.

 

11. Зоны ТО и ТР. Технологическая планировка зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта. Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований СНиП II-93-74.

Для размещения постов мойки и уборки автомобилей II, III и IV категорий (см. табл.), а также постов ТО и ТР автомобилей должны предусматриваться отдельные производственные помещения.

Категории автомобилей по габаритным размерам

Таблица

Категория Размеры, м
Длина Ширина
I до 6, 0 до 2, 0
II 6 … 8 2 … 2, 5
III 8 … 11 2, 5 … 2, 8
IV свыше 11, 0 свыше 2, 8

 

В районах со средней температурой самого холодного месяца выше 0 °С посты для мойки и уборки автомобилей, а также посты для выполнения крепежных и регулировочных работ (без разборки агрегатов и узлов) допускается размещать на открытых площадках или под навесами.

На АТП до 200 автомобилей I, II и III категорий или до 50 автомобилей IV категории в одном помещении с постами ТО и ТР допускается размещать следующие участки: моторный, агрегатный, механический, электротехнический и карбюраторный (приборов питания).

Посты (линии) УМР обычно располагаются в отдельных помещениях. Посты диагностирования располагают или в обособленных помещениях или в общем помещении с постами ТО и ТР.

Линии (посты) общего диагностирования (Д-1) тормозов, углов установки управляемых колес, приборов освещения и сигнализации допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ТР. Посты углубленной диагностики (Д-2), связанные с проверкой тягово-экономических качеств автомобилей, из-за повышенного шума при работе стенда следует располагать в отдельных изолированных помещениях.

При размещении постов ТО и ТР необходимо руководствоваться нормируемыми расстояниями между автомобилями, а также между автомобилями и элементами здания, которые установлены в зависимости от категории автомобилей.

Планировочное решение и размеры зон ТО и ТР зависят от выбранной строительной сетки колонн (шагаколонн и ширины пролетов), их взаимного расположения и ширины проезда в зонах. Наиболее распространенными осмотровыми устройствами в зонах ТО и ТР являются канавы и подъемники. В соответствии со СНиП II-93-74 для удобства работы и обеспечения безопасности при наличии двух и более параллельных канав, расположенных рядом, они соединяются между собой открытой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные).

 

12. Производственные участки. Разработка планировочных решений производственных участков производится в соответствии с технологией работ, требованиями безопасности и СНиП.

Для исключения раздробленности здания на мелкие помещения целесообразно совмещение такого рода работ и участков в одном помещении. Кроме того, при небольшой производственной программе, когда площади помещений для выполнения отдельных видов работ составляют менее 10 м2, необходимо также совмещать однородные работы. Укрупнение помещений при изменении программы тех или иных видов работ дает возможность некоторых изменений технологического процесса без существенной реконструкции здания. В соответствии со СНиП II-93-74 в одном помещении допускается совмещение следующих групп участков:

- моторного, агрегатного, механического, электротехнического и карбюраторного (приборов питания);

- кузнечно-рессорного, сварочно-жестяницкого и медницкого;

- столярного и обойного.

Расстановка оборудования на участках должна выполняться с учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий.

Электротехнический и карбюраторный участки. Размещаться эти участки могут в одном помещении (если при ремонте и испытании приборов системы питания не применяются легковоспламеняемые жидкости) или в отдельных. В смешанных АТП, имеющих автомобили с карбюраторными и дизельными двигателями, предусматриваются отдельные помещения для участков карбюраторного и топливной аппаратуры.

Аккумуляторный участок. Размещается отдельно и включает не менее двух помещений - одно для ремонта аккумуляторов, другое - для их заряда.

Шиномонтажный и вулканизационный участки могут размещаться в общем или отдельных помещениях. Помещение для вулканизационных работ должно иметь огнестойкие стены и покрытия.

Малярный участок. Размещается в изолированном помещении независимо от типа подвижного состава и размеров АТП. В составе малярного участка следует предусматривать помещения для подготовительных работ, окраски и сушки, кладовой лакокрасочных материалов и краскоприготовительную. Перемещение автомобилей на малярном участке собственным ходом по противопожарным соображениям не допускается. Малярный участок должен быть изолирован от остальных помещений, иметь индивидуальные въездные ворота и хорошую систему приточно-вытяжной вентиляции с очисткой удаляемого из помещения воздуха.

Складские помещения. В соответствии со СНиП II–93-74 на АТП предусматривают склады для хранения шин, смазочных материалов, лакокрасочных материалов, химикатов, сгораемых материалов (текстильных, бумажных, картонных, резиновых и т. д.), а также агрегатов и деталей в сгораемой таре.

 

13.Зоны хранения (стоянки) автомобилей. Планировочные решения зоны хранения автомобилей определяются типом стоянки, способом размещения автомобиле-мест хранения и геометрическими размерами стоянки.

Тип стоянки (открытый или закрытый) зависит от типа подвижного состава, климатических условий, эксплуатационных и экономических факторов. Легковые автомобили и автобусы обеспечивают стоянками закрытого типа. Грузовые автомобили в зависимости от климатических условий могут храниться как на открытых, так и на закрытых или частично закрытых стоянках. Закрытые стоянки могут быть наземными и подземными, одноэтажными и многоэтажными.

 

14. Основные требования к планировке. Сложность разработки планировочного решения заключается в том, что на его выбор оказывает влияние большое число факторов:

- назначение, величина и состав предприятия;

- численность, тип и характеристика подвижного состава;

- климатические условия;

- производственная программа и организация технологического процесса;

- характеристика и размеры земельного участка;

- применяемые строительные конструкции и материалы.

График производственного процесса АТП

 

Схема технологического процесса и график определяют ряд технологических маршрутов, которые устанавливаются для автомобиля в зависимости от его технического состояния, плана ТО и режима работы.

 
 

Рациональная планировка предприятия должна по возможности обеспечивать независимое прохождение автомобилем любого самостоятельного маршрута. Это достигается в первую очередь соответствующим взаимным расположением зон и организацией движения между ними
 
 

.

В зону диагностирования, а также зону текущего ремонта следует располагать так, чтобы автомобиль мог поступить в них из любой зоны и уйти из них в любую зону.

 

15. Генеральный план предприятия. Генплан предприятия - это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользовании и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.

Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:

- оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1: 1 до 1: 3);

- относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

- близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;

- возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;

- отсутствие строений, подлежащих сносу;

- возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия.

Построение генерального плана во многом определяется объемно-планировочным решением зданий.

Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.

Площади застройки одноэтажных зданий предварительно устанавливаются по их расчетным значениям. Окончательные значения площадей застройки принимаются на основе разработанных объемно-планировочных решений зданий, площадок для хранения подвижного состава и других сооружений. В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объединенной (блокированной) или разобщенной (павильонной). Блокированная застройка имеет преимущества перед павильонной по экономичности строительства.

К преимуществам второго способа застройки относятся уменьшение пожарной опасности. Применение павильонной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка. При размещении предприятия в нескольких зданиях разрывы между ними следует принимать минимально необходимыми для устройства проездов, тротуаров, прокладки инженерных коммуникаций, но не менее расстояний, обусловливающих противопожарные и санитарные требования (СНиП II-89-80)

Существенное значение имеет взаимное расположение производственных и вспомогательных (административно-бытовых) зданий. Последние, как правило, должны располагаться вблизи от главного входа на территорию АТП, т. е. со стороны основного входа работающих. Около вспомогательного знания следует предусматривать и площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Площадь стоянок принимают исходя из следующих нормативов: - 10 автомобиле-мест на 100 работающих в двух смежных сменах;

- удельная площадь на один легковой автомобиль - 25 м2, - на мотоцикл - 5, на велосипед - 0, 8 м2.

Здания и сооружения следует располагать относительно сторон света и преобладающих направлений ветров с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий естественного освещения, проветривания площадки и предотвращения снежных заносов.

При разработке генеральных планов здания и сооружения с производственными процессами, сопровождающимися выделением в атмосферу дыма и пыли, а также с взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны. Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны. Движение автомобилей по территории предприятия рекомендуется предусматривать одностороннее кольцевое, обеспечивающее отсутствие встречных потоков и пересечений. Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении.

Ворота для въезда на предприятие или выезда необходимо располагать с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При размещении АТП на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота следует располагать со стороны дороги с меньшей интенсивностью движения.

При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, сооружение спортивных площадок, озеленение. Площадь озеленения должна составлять не менее 15% площади предприятия.

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.

 

16. Объемно-планировочное решение здания подчинено его функциональному назначению и разрабатывается с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, необходимости обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания, требований по охране окружающей среды, противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а также ряда других, связанных с отоплением, энергоснабжением, вентиляцией и пр.

Важнейшим из этих требований является индустриализация строительства, предусматривающая монтаж здания из сборных унифицированных, в основном железобетонных конструктивных элементов (фундаментные блоки, колонны, балки, фермы и пр.), изготовляемых индустриальным способом. Для индустриализации строительства необходима унификация конструктивных элементов в целях ограничения номенклатуры и числа типоразмеров изготовляемых элементов. Это обеспечивается конструктивной схемой здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которые служат опорами покрытия или междуэтажного перекрытия здания.

Сетка колонн измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях; меньшее расстояние называют шагом колони, а большее - пролетом. Размеры пролетов и шаг колонн, как правило, должны быть кратны 6 м. В виде исключения при должном обосновании допускается принимать пролеты 9 м.

Одноэтажные производственные здания АТП в основном проектируются каркасного типа с сеткой колонн 18x12 и 24x12 м. Для многоэтажных зданий в настоящее время железобетонные строительные конструкции разработаны для сеток колонн 6x6, 6x9, 6x12 и 9x12 м.

Высота помещений, т. е. расстояние от пола до низа конструкций покрытия (перекрытия) или подвесного оборудования принимается с учетом обеспечения требований технологического процесса, требований унификации строительных параметров зданий и размещения подвесного транспортирующего оборудования (конвейеры, тали и пр.).

При отсутствии подвесных устройств высота производственных помещений исчисляется от верха наиболее высокого автомобиля в рабочем его положении плюс не менее 0, 2 м до выступающих элементов покрытия или перекрытия, по не менее 2, 8 м. Высоту помещений на одноэтажных столиках следует принимать на 0, 2 м более высоты наиболее высокого автомобиля, хранящегося в помещении, но во всех случаях не менее 2 м. Однако фактически высоту помещений стоянок в одноэтажном здании исходя из требований унификации строительных элементов принимают 3, 6 м при пролетах 12 м, и 4, 8 м — при пролетах 18 и 24 м.

Применение для всего здания какой-либо единой стандартной сетки колонн не всегда обеспечивает рациональное планировочное решение, недостаточное использование полезной площади, наличие технологических неудобств и усложнение планировки.

Наиболее простой и экономичной конструктивной схемой здания является схема с одинаковыми пролетами и высотой. Применение такой унифицированной схемы позволяет снизить затраты и сократить сроки строительства. Кроме того, единая высота здания позволяет при необходимости производить перепланировку помещений с меньшими затратами. Однако с технологической точки зрения, эта схема имеет и ряд недостатков: большую глубину и высоту производственных участков, отсутствие верхних фонарей дневного света.

Недостатки устраняются применением схемы (рис. б), при которой пролеты имеют переменный размер, а центральный пролет оборудуется зенитным фонарем. В ряде случаев исходя из технологических соображений используют схему, в которой применяются центральный пролет и боковые с разной высотой (рис. 21, в). За счет перепада высот здесь возможно и естественное освещение.

Для многоэтажных стоянок автомобилей при выборе сетки колонн необходимо учитывать, что сокращение числа колонн улучшает условия маневрирования и повышает эффективность использования площади. Однако это требует увеличения шага колонн, что приводит к увеличению размера перекрытия и высоты этажа, а следовательно, - к увеличению длины рампы. Удовлетворительным считается такой шаг колонн, при котором между ними можно установить не менее трех автомобилей. Объемно - планировочное решение многоэтажных зданий базируется на двух типах зданий — смешанной и единой этажности. Многоэтажная часть здания предназначена в основном для помещений хранения автомобилей, а одноэтажная часть - для производственных помещений.

При этом одноэтажная часть может быть пристроена к многоэтажной с одной или нескольких сторон.

 
 

Вспомогательные помещения. Административно-бытовые, общественные и другие помещения могут размещаться в отдельном здании или в корпусе, примыкающем к производственным помещениям. В основу планировки отдельно стоящих и пристроенных вспомогательных помещений положена сетка колонн (6+6)х6, (6+3+6)х6 и (6+6+6)х6 м с высотой этажей 3, 0 или 3, 3 и при числе этажей не более четырех.

17. Компоновка производственно-складских помещений. Планировка (компоновка) производственно-складских помещений предприятия производится с учетом:

- требований, обусловливающих рациональное взаиморасположение производственных зон, участков и складов;

- противопожарных и санитарных требований, связанных с размещением взрыво- и пожароопасных производств;

- основных положений по унификации объемно-планировочных решений зданий (конфигурация здания в плане, сетка колонн, направление пролетов и пр.).

Разработка планировки производственного корпуса автотранспортного предприятия выполняется в следующей последовательности:

- уточняется состав производственных зон, участков и складов, размещаемых в данном здании;

- определяется общая площадь здания (на основании расчетов);

- выбирается сетка колонн, строительная схема и габаритные размеры здания с учетом требовании по унификации объемно-планировочных решений;

- на принятой строительной схеме прорабатываются варианты компоновочных решений производственного корпуса. При этом используются укрупненные проработки планировочных решений отдельных зон и участков.

Требования к расположению помещений. Взаимное расположение производственных помещений в плане здания зависит от их назначения, производственных связей, технологический характеристики выполняемых в них работ (однородны или неоднородны), строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований.

 

18. Типы и функции предприятий автосервиса. Автообслуживающие предприятия предназначены для выполнения ТО, ТР, хранения автомобилей и снабжения их эксплуатационными материалами. Эти предприятия перевозочные функции не выполняют. К ним относятся базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), станции технического обслуживания (СТО), автозаправочные станции (АЗС), пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции, мотели и кемпинги.

СТО - предназначены для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей индивидуального пользования, мелких предприятий и организаций, колхозов и совхозов. По назначению и размещению подвижного состава СТО делятся на дорожные и городские.

АЗС предназначены для заправки автомобилей топливом, маслами, охлаждающей жидкостью, а также для подкачки шин АЗС - городские и дорожные.

Стоянки - предназначены для открытого и закрытого хранения ПС, а в отдельных случаях могут содержать здания и сооружения для мойки, ТО и Р автомобилей.

Пассажирские автостанции и автовокзалы предназначены для обслуживания междугородних и межрайонных автобусных сообщений. Станции сооружают в городах и населенных пунктах с относительно малой интенсивностью движения автобусов, а автовокзалы – в основном в крупных городах, где концентрируются конечные пункты междугородных автобусных сообщений.

Грузовые автостанции предназначены для сбора, хранения, комплектования и экспедирования грузов. Размер станций определяется грузооборотом и вместимостью складов.

Мотели и кемпинги предназначены в основном для обеспечения автотуристов условиями для отдыха и услугами по содержанию автомобилей. Мотели сооружают на дорогах и вблизи крупных городов, а кемпинги – в местах массового отдыха.

19. Особенности эксплуатации легковых автомобилей индивидуального пользования. Темпы роста парка автомобилей индивидуального пользования ставят ряд острых вопросов, основными из которых являются: развитие ПТБ для ТО, ремонта и хранения автомобилей; производство и распределение запасных частей; обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды; улучшение и расширение дорожной сети.

Выполняя перевозочный процесс, владелец автомобиля сам определяет и учитывает (в отличие от АТП) пробеги, время перевозок, затраты, количество перевозимых людей и груза, дальность поездок и т. д. При этом он осуществляет наблюдение за техническим состоянием автомобиля и устраняет или принимает меры к устранению неисправностей, а также несет ответственность за выполнение правил дорожного движения.

Для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии работы по ТО и ремонту владелец проводит на автообслуживающих предприятиях или выполняет их полностью или частично сам (или с помощью других лиц). При этом регулярность и своевременность проведения работ также зависят от самого владельца автомобиля.

Парк легковых автомобилей населения распределен по территории страны неравномерно: 85 - 90% автомобилей эксплуатируется в умеренном климатическом районе, чему способствует развитая сеть дорог с твердым покрытием.

В основном автомобили сконцентрированы в городах и пригородных зонах. В целом по стране, в городах с населением более 40 тыс. жителей и прилегающих к ним районах находится примерно 80 % автомобилей. Наибольшая концентрация автомобилей - в крупных административных и промышленных центрах страны.

Одним из факторов, характеризующих интенсивность эксплуатации автомобилей индивидуальных владельцев, является среднегодовой пробег, который составляет около 10, 5 тыс. км. Автомобили, эксплуатирующиеся в жаркой и умеренной климатических зонах, имеют годовой пробег больше, чем в холодной зоне.

Около 20% всех автомобилей имеют годовые пробеги 15 тыс. км и более. Увеличивается и доля автомобилей, эксплуатирующихся круглый год. К ним в основном относятся автомобили, отличающиеся высокими эксплуатационными качествами, позволяющими использовать их в зимних условиях.

 

20.Система ТО и ремонта автомобилей. Для легковых автомобилей населения так же, как и для подвижного состава автомобильного транспорта АТП, применяется планово-предупредительная система ТО и ремонта. Легковой автомобиль для обеспечения его работоспособности с момента выпуска до окончания срока службы подвергается соответствующим техническим воздействиям при предпродажной подготовке, на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации.

Проведения предпродажной подготовки обусловлена тем, что при доставке автомобилей к месту продажи и во время их хранения поверхность кузова и салона загрязняется, нарушаются некоторые регулировки, появляются различные повреждения и мелкие неполадки. Кроме того, перед продажей необходимо удалить с окрашенной поверхности кузова слой временной противокоррозионной защиты, проверить наличие специальных жидкостей и масел в системах и агрегатах; состояние агрегатов, узлов и систем, особенно обеспечивающих безопасность движения, а также наличие технической документации и ее соответствие маркировке агрегатов, наличие комплектующих изделий и принадлежностей, произвести их установку на автомобиль.

Работы по предпродажной подготовке автомобилей производятся за счет завода-изготовителя. При этом ответственность за качество работ несет предприятие, производившее предпродажную подготовку. Работы гарантийного обслуживания включают ТО и гарантийный ремонт. В течение гарантийного пробега ТО, помимо регламентных работ, установленных заводом-изготовителем, включает также контроль состояния агрегатов и узлов для выявления и устранения неисправностей, которые могут привести к возникновению рекламаций. Указанные неисправности устраняются путем гарантийного ремонта. ТО производится на СТО владельцем за наличный расчет. В объем работ ТО могут быть включены отдельные дополнительные диагностические или профилактические работы, выполнение которых производится по указанию завода-изготовителя за его же счет.

Гарантийный ремонт при условии соблюдения правил эксплуатации автомобиля производится за счет завода-изготовителя.

Дефекты автомобилей, подлежащие устранению по гарантии автозавода, классифицируются на рекламационные и нерекламационные.

К рекламационным дефектам относятся нарушения регулировок, преждевременные износы или поломки деталей, если для их устранения требуется разборка агрегата с применением приспособлений и (или) специального инструмента, либо замена агрегата.

К нерекламационным дефектам относятся замены нормалей, плавких предохранителей, лампочек и мелких деталей, а также неисправности, устраняемые путем выполнения отдельных работ ТО вне установленного регламента.

Гарантийный срок, установленный заводом, продлевается на время нахождения автомобиля в гарантийном ремонте. В случае замены агрегатов гарантийный срок на замененные агрегаты продлевается на 3 мес. или 5 тыс. км пробега сверх установленного для данного автомобиля гарантийного периода эксплуатации.

 

21. ПТБ системы автотехобслуживания. Для поддержания парка легковых автомобилей населения в технически исправном состоянии в стране создана и развивается система ТО и ремонта (автотехобслуживания), в которую входят различные предприятия, осуществляющие продажу, ТО и ремонт автомобилей, производство гаражного оборудования, инструментов и принадлежностей, а также склады запасных частей. Работы по ТО и ремонту автомобилей, принадлежащих населению, выполняются на СТО, спецавтоцентрах (САЦ) и в мастерских.

Основным предприятием в системе автотехобслуживания, осуществляющим ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих населению, является станция технического обслуживания. Современные СТО - это многофункциональные предприятия, которые в зависимости от мощности и назначения осуществляют: ТО и ТР автомобилей в течение гарантийного и послегарантийного периодов эксплуатации, диагностирование узлов и агрегатов, противокоррозионную обработку кузовов, капитальный ремонт агрегатов, подготовку автомобилей к техническому осмотру, продажу и предпродажную подготовку автомобилей, продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и автопринадлежностей, техническую помощь на дорогах, консультации по вопросам технической эксплуатации. По принципу назначения и размещения СТО подразделяются на городские и дорожные. Городские СТО предназначены для обслуживания в основном постоянного парка легковых автомобилей населения. Дорожные станции - для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути.

 
 

Городские станции обслуживания в зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ можно разделить на три основных типа: малые, средние и большие.

Малые станции (до 10 рабочих постов) выполняют следующие работы: моечно-уборочные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазка, шиномонтажные, электрокарбюраторные, подзаряд аккумуляторов, кузовные, медницкие, подкраска кузова, сварочные, текущий ремонт агрегатов, продажа запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.

Средние станции (11 - 35 постов) выполняют те же работы, что и малые станции. Кроме того, на средних станциях проводится полное диагностирование технического состояния автомобилей и его агрегатов, окраска всего автомобиля, обойные работы, замена агрегатов, ремонт аккумуляторных батарей, а также возможна продажа автомобилей.

Большие станции (более 35 постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта так же, как средние станции в полном объеме.

Дорожные СТО являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Они имеют от 1 до 5 рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных и регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.