Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос вторая технологическая революция






В основе второй технологической революции лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в. Вторая технологическая революция развернулась в последней четверти XIX в. и продолжалась до мирового экономического кризиса конца 20-х – начала 30-х годов XX в. До недавнего времени считалось, что вторая технологическая революция протекала в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны.

Важное значение имело изменение энергетической базы производства. Паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, распространилась технология производства, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина и был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, а также электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания.

Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Получила развитие электрическая сварка. В машиностроении стали применяться конвейеры. В 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте. Совершенствовались конструкции паровозов и пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры и дирижабли. Первые шаги делала авиация. Было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. Ускорилось развитие тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось путем создания акционерных обществ. Важной тенденцией развития экономики во многих отраслях стал переход от свободной конкуренции к монополии или олигополии.

 

 

16 вопрос Монополизация экономики конца XIX – начала XX веков и её влияние на конкуренцию

История монополизации экономики достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (1873 г. – время экономического кризиса). Взаимосвязь явлений кризиса и монополий, указывает на одну из причин монополизации – попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике.

Первая большая волна монополизации происходила в конце XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности.

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого элемента рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы.

Существует два способа образования монополий:

– посредством капитализации прибыли;

– путем слияний и поглощений.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т. е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает, в середине 80-х годов их доля достигла одной трети валового продукта развитых стран, в мировом экспорте – 40 % и в обмене технологиями – 80 %. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают внутренний валовой продукт небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48, 3 % в 1948 году и 60, 1 % в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44 % в 1953 году до 62 % общего объема активов в 1963 году.

 

 

17 вопрос ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА В XIX ВЕКЕ Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями,

уже в ХII-ХIII веках началась колониалистская экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников. На первом этапе колонизации традиционных обществ лидировали Испания и Португалия. Им удалось покорить большую часть

Южной Америки. В середине XVIII Испания и Португалия начали отставать в экономическом развитии и как морские державы были отодвинуты на второй план. Лидерство в колониальных захватах перешло к Англии. Начиная с 1757 года торговая Ост- Индская английская компания в течение почти ста лет захватила почти весь Индостан. С 1706 года началась активная колонизация англичанами Северной Америки. Параллельно шло освоение Австралии, на территорию которой англичане посылали осужденных

на каторжные работы преступников. Голландская Ост-Индская компания захватила Индонезию. Франция установила колониальное правление на островах Вест-Индии, а также в Новом Свете Канада. Африканский континент в ХVII-ХVIII вв. европейцами осваивался только на побережье и использовался в основном как источник рабов. В XIX веке европейцы продвинулись далеко вглубь континента и к середине

XIX века Африка была почти полностью колонизирована. Исключение составляли две страны христианская Эфиопия, оказавшая стойкое сопротивление Италии, и Либерия, созданная бывшими рабами, переселенцами из США. В Юго-Восточной Азии французы захватили большую часть территории Индокитая. Относительную независимость сохранил только

 

 

18 вопрос по слевоенный экономический подъем: предпосылки, проявления и последствия. После кратковременного спада 1920— 1921 гг., выз­ванного конверсией промышленности, в США начался бурный эко­номический подъем, продолжавшийся с 1924 до 1929 г.

Его главной предпосылкой была широкая модернизация промыш­ленности, включавшая внедрение последних достижений научно-технического прогресса, научных методов организации производ­ства. Финансовой базой этого процесса являлись огромные прибы­ли, извлекаемые американскими корпорациями, экспортировавшими капиталы и товары в европейские и другие страны. В период с 1923 по 1929 г. их чистая прибыль составляла более 50 млрд долл.

Наиболее активно подъем происходил в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом. Основой формировавшегося хозяй­ственного комплекса были автомобильная промышленность и при­мерно десять отраслей, тесно связанных с ней: алюминиевая, ста­лелитейная, нефтехимическая, электротехническая, химическая, сте­кольная, резиновая и пр., а также новые виды промышленного про­изводства — радиотехническое, авиационное и др. Все они работали как на потребительский, так и на рынок средств производства.

Символом процветания США стал автомобиль. Компаниями «Форд», «Дженерал моторз», «Крайслер» выпускалось 3/4 мирового производства автомобилей. Они увеличили их выпуск с 1921 по 1929 год более чем в три раза — с 1, 5 млн до 4, 8 млн штук. Главными количест­венными показателями подъема были рост промышленного производст­ва на 23%, производительности труда и заработной платы на 43%.

Качественные показатели подъема выражались в повышении бла­госостояния, особенно квалифицированных рабочих, людей, зани­мавшихся мелким и средним бизнесом. Средний класс составлял 60% населения страны. К концу 1920-х гг. удельный вес заработной платы в национальном доходе составлял 80%. Доля фонда потребле­ния в валовом национальном продукте достигла тоже 80%. В струк­туре личного потребления 40% приходилось на оплату товаров и услуг, из которых 1/8 расходовалась на приобретение товаров дли­тельного пользования.

В этот период потребительский рынок был насыщен товарами массового спроса. Почти каждая семья имела радиоприемник, хо­лодильник, стиральную машину, другую бытовую технику. Се­мьям представителей средних классов были доступны и легковые автомобили.

За годы экономического подъема в США был достигнут уровень массовогопроизводства товаров и услуг. Американская экономика сделала громадный рывок, оставив позади весь остальной мир. До сих пор американские политики и ученые оценивают эти годы как период наивысшего процветания страны за всю ее историю.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.