Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие организационной структуры. Основные типы оргструктур.






Организационная структура – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Организационная структура, ее тип и особенности в тот или иной момент времени – это структурная форма реализации соответствующей организационной стратегии. Структура определяется стратегией, как форма – содержанием

Основные факторы, определяющие конкретные особенности орг структуры: 1) миссия и цели, 2) необходимость интеграции структуры на основе единства целей и обусловленная этим конкретная мера централизации/децентрализации структуры, 3) факторы внешней среды, 4) факторы внутренней среды (задачи, технологи, человек, оргкультура). Глубинным объективным фактором, обусловливающим особенности всех этих факторов и особенности оргструктуры является конкретная система экономических отношений (прежде всего, отношений собственности), проявляющаяся в системе экономических интересов. В качестве субъективного фактора выступает уровень профессиональной компетентности и управленческого искусства руководителей организации.

Типы внутрисистемной связи как наиболее общий критерий типологии оргструкту:

1)простая механическая связь, 2)сложная механическая связь, 3)сложная органическая связь, 4)сложная целостная (интегративная) органическая связь.

Типы связи организации с внешней средой: 1) негибкий механистический тип; 2) гибкий адаптивный тип; 3) гибкий проактивный тип.

По типу комбинирования элементов (звеньев) оргструктуры между собой (который и выражает характер внутриорганизационной связи) можно выделить СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ОРГСТРУКТУР, которые возможно расположить в порядке их исторической эволюции:

1) линейный; каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.

2) линейно-функциональный (традиционный); ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

3) дивизиональный; Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

4) матричный (сетевой, ячейковый); исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления)

5) многомерный, конгломератный; объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная

6) ''эдхократический'' (''бесструктурный'', ''виртуальный''). Виртуальная организация - это небольшая организация-ядро, которая отдает на аутсорсинг большинство бизнес-функций. Такая организация создала сеть бизнес-связей, которые позволяют ей отдавать на исполнение внешним партнерам производство, дистрибуцию, маркетинг или любую другую бизнес-функцию, которую, по мнению руководства компании, другие могут выполнять лучше или дешевле, чем сама компания.

https://www.aup.ru/books/m77/4_2.htm - схемы типов оргструктур

15. Организация как общая функция менеджмента. Делегирование полномочий как одна из важнейших управленческих проблем. С точки зрения управленческого цикла организация (организовывание) – это его второй этап. Для осуществления миссии, целей, стратегии и выполнения намеченных планов необходимо создать соответствующие организационные отношения, дать конкретные поручения работникам и добиться их исполнения.

Организовать – значит обеспечить единство волив выполнении планов, единство действий, дисциплину. Без обеспечения дисциплиныникакая планомерная, целенаправленная коллективная деятельность людей невозможна.

Делегирование – это передача задач (обязанностей) и соответствующих полномочий (прав) должностному лицу, которое принимает на себя ответственность за их реализацию. Что же должно делегироваться:

- обязанности по выполнению определенного круга задач. Тем самым устанавливается и ответственность исполнителя (подчиненного) за результаты их выполнения перед тем, кто дает задание.

- полномочия (права) на использование ресурсов и, прежде всего, на организацию деятельности.

Типы полномочий: 1) линейные; 2) штабные, или аппаратные.

2 аспекта проблемы делегирования полномочий:

1) объективный, то есть объективные возможности, в пределах которых осуществляется распределение полномочий по уровням и ячейкам управления (проблема эффективной координации звеньев, частей (частичных действий) в общей системе управления);

2) субъективный, то есть то, как конкретно тот или иной руководитель реализует эти возможности, насколько искусно он это делает.

Проблема делегирования полномочий, взятая в различных плоскостях, проявляется как проблема согласования:

а) вертикальной иерархии и горизонтальной кооперации; б) централизации и децентрализации; в) единоначалия и коллегиальности, - а в наиболее концентрированном её выражении как проблема централизма и автономии.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Демократический централизм – это ключевой управленческий принцип, выражающий необходимость соблюдения диалектического единства централизма и автономии, дисциплины и свободы, «внешней» организации и самоорганизации, а, в конечном счете – необходимость единства интересов системы в целом и ее частей (звеньев), единства интересов управляющего и управляемого субъектов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.