Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение менеджмента и его развитие. Осн. научные школы, их вклад в теорию управления.






Менеджмент – от лат. «manus»-«рука» первонач-но относилось к управлению лошадьми, а затем стало означать управление домашним хозяйством, хозяйственными делами вообще, организациями и обществом в целом.

Ипостаси менеджмента:

1. соц. функция (вид деятельности) человека, направленная на достижение определенных целей (координация и кооперация, целеполагание, обеспечение практич. продуктивности знания);

2. интеграционный процесс, с помощью которого профессионалы управления формируют организации и управляют ими (набор общих функций, процесс принятия реш., процесс коммуникации);

3. аппарат (орган) управления;

4. особый соц. (проф.) слой управляющих (менеджеры);

5. соц-эконом. отношение;

6. область человеческого знания (наука, учебн. дисциплина);

7. искусство управления (лидерство, творчество и предпринимательство, умелость применения теории).


Менеджмент - это целостное и в то же время развивающееся отношение, которое, охватывая все уровни и подсистемы социально-экономического организма общества, выполняет в нем функцию целевой организации, функцию обеспечения целенаправленного, планомерного (в меру достигнутой зрелости отношений) процесса разделения и кооперации общественного труда посредством разрешения противоречий множества разнонаправленных экономических интересов

5 управленческих революций:

1) зарождение письменности в Древнем Шумере (4-3 тыс. лет до н.э.), которое привело к образованию особого слоя жрецов, связанных с торговыми операциями.

2) 1760 г. до н.э., деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего регулировавший социальные отношения свод законов об управлении государством.

3) нововведения Навуходоносора II, царя Нововавилонского (Халдейского) государства (605/604 – 562/561 гг. до н.э.), который попытался соединить государственное управление с контролем над производством и торговлей.

4) Промышленным переворотом и началом индустриального этапа в развитии человеческого общества (XVII-XVIII вв.). Ее результатами стали появление особого слоя профессиональных управляющих (менеджеров), возникновение в массовом порядке открытых хозяйственных организаций

5) Бюрократическая революция (конец XIX – начало XX вв.), определила основные формы и направления развития менеджмента в XX в. Именно тогда менеджмент был осознан как важная самостоятельная профессия и стал осмысливаться теоретически, превращаясь в систематизированную научную дисциплину.

Родина теории менеджмента - США, т.к. к концу 20 в. явл. промышленным лидером мира. Появилась потребность в формализованных способах управления, рациональной организации труда, согласованности действий всех подразделений, повышении производительности труда работников на основе рациональных норм и стандартов.

Первый научный курс управления был разработан в 1881 г. американцем Джозефом Вартоном, но был востребован лишь спустя 35 лет. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков впервые поставил проблему необходимости менеджмента как особого вида деятельности наряду с инженерной. В 1910 г. представитель американских фрахтовых компаний Луис Бранде впервые (до Тейлора) ввел в обиход понятие «научное управление».

Родоначальник современного менеджмента - Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), создавший собственную систему, которая приобрела более или менее четкие очертания в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и была развита в вышедшей в 1911 г. книге «Принципы научного управления».

ШКОЛЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

1) шк. научного управления (1885-1920-е гг.):

Представители: Ф.У.Тейлор, Г.Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Форд, Г.Эмерсон)

Ф.У. Тейлор (4 принципауправления):

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научные критерии при подборе и обучении работников;

- сотрудничество с рабочими в применении рациональных методов организации труда;

- распределение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Генри Лоуренс Гантт - первооткрыватель в области оперативного управления и календарного планирования, (планово-календарный «график Гантта»).

Фрэнк и Лилиан Гилбрет (достижения в области хронометрирования работ и рационализации движений рабочих (например, знаменитые «терблиги»). Лилиан Гилбрет первой стала заниматься вопросами подбора и обучения кадров, стала первой женщиной, получившей в США степень доктора психологии.

Гаррингтон Эмерсон автор трудов «Производительность как основание для управления и оплаты труда» и «12 принципов производительности». Эмерсон впервые ввел понятие производительности в широком смысле, как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Генри Форд - основатель американского автомобилестроения, инициатор введения конвейерной системы, и новой социальной «философии практики» – «фордизма». Одним из первых он указал, что важная цель промышленности – не только снабжать потребителей, но и создавать их, что смысл предпринимательской деятельности - в служении обществу

Вклад шк. научного управления:

- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).

- Отбор работников под определенные задачи и их обучение.

- Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.

- Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности.

- Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.

- Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

2) классическая административная шк. (1920-1950-е гг.):

Представители: Анри Файоль, М.Вебер, Линдолл Урвик, Джеймс Д. Муни.

А. Файоль 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Полномочия и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство руководства, действий.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (цепь команд, иерархия).

10. Порядок (всему свое место).

11. Справедливость.

12. Стабильность персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Вклад административной шк.:

- Выделение и описание функций управления как универсального процесса.

- Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и орг порядка.

- Систематизированный взгляд на управление организацией в целом на основе структурно-функционального подхода.

3) Шк.человеческих отношений (1930-1950-е гг.) и как ее продолжение – шк. поведенческих наук (1950-е гг. –н. в.):

Шк.человеческих отношений:

Гуго Мюнстенберг - основатель психотехники и школы промышленных психологов.

Мэри Паркер Фоллетт: менеджмент как «обеспечение выполнения работы посредством других лиц».

Элтон Мэйо: «хоуторнские эксперименты» на предприятиях фирмы «Уэстерн Электрик».

Бихевиористская шк. или шк. поведенческих наук:

Абрахам Маслоу: «иерархия потребностей» личности.

Ренсис Лайкерта: стили руководства,

Дуглас Макгрегор: теория «ХY».

Фредерик Герцберг: двухфакторная теория мотивации.

Дэвид Макклелланд: теория приобретенных потребностей.

Вклад шк. человеческих отношений и поведенческих наук:

- Межличностные отношения стали рассматриваться как серьезный фактор роста производит. труда и эффект. производства.

- Достиж-ия науки о чел. повед-ии были применены в упр-ии с целью активизир-ть чел. потенциал в макс. возм. степени.

- Впервые широко использовались в теории и предлагались практике приемы и методы упр-ия, учитывающие такие факторы как неформальные связи, соцо-псих мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства.

4) Шк. науки управления или количественных методов (1950-е гг. – н.в.):

Важный элемент – моделирование. (Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестера и др.)

Вклад школы науки управления:

- Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.

- Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

- Создание и использование информ-ых систем управления, широкое применение вычислительной техники.

5) Отечественные деятели: Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок. 1605-1680 гг.), Петр I (1672-1725 гг.), Иван Тихонович Посошков (1652-1726) - автор «Книги о скудости и богатстве», Василий Никитич Татищев (1686-1750), сторонник активной гос. торговой и пром. политики, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803), Александр Николаевич Радищев (1749-1802), Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Семенович Мордвинов (1754-1845), Д.А. Милютин, П.А. Валуев, Н.А. Милютин, Н. Муравьев, «Русская правда» П. Пестеля, революционные демократы А. Герцен, Н. Чернышевский, и народники П. Лаврова, М. Бакунина, Сергей Юльевич Витте (1849-1915), Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) и Петр Бернгардович Струве (1870-1944).

Владимир Ильич Ленин (1870-1924), Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1920), О.А. Ерманский (1866-1941), А.К. Гастев (1882-1941), Е.Ф. Розмирович (1886-1953), П.М. Керженцев (Лебедев) (1881-1940), Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский (1887-1960), Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), И.В. Сталин (Джугашвили) (1879-1953), Аксель Иванович Берг, академик Д.В. Гвишиани, Н.С. Хрущев, Леонид Витальевич Канторович (1912-1986), В.В. Новожилов (1892-1970), В.С. Немчинов (1894-1964 гг.), СОФЭ - система оптимального функционирования экономики, А.И. Анчишкин (1933-1987), Дмитрий Васильевич Валовой, М.С. Горбачев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.