Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законотворческий процесс, подзаконное правотворчество






Этапы правотворчества (в широком смысле): 1. Возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании соответствующих отношений. 2. Затем эта потребность преломляется в появлении концепции, теории. 3. Разработ­ка проектов НПА. 4. Правотворчество (в узком смысле) - это деятельность компетентных субъектов, направ­ленная на издание и совершенствование НПА.

Выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

Первыйпредпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулирова­нии нормами права социальной проблемы.

Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого реше­ния. Проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы (законодательная инициатива). Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство. Депутат парламента также имеет, право представить законопроект, который может стать законом.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа.

Третья стадия: обсуждение законопроекта. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; 6) возврат его на доработку с последующим прохожде­нием процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта правотворческим органом в третьем (окончательном) чтении. В федеративных государствах принятый нижней палатой (Государственной Думой) закон подлежит рассмотрению в верхней палате парламента, в которую входят представители субъектов федерации (Совет Федерации).

Для завершения процесса правотворчества необходимо. Это подписание закона главой государства и обнародование (опубликование в средст­вах массовой информации) текста нового закона (промульгация). Глава государства может обладать правом вето, т.е. правом отклонить и не подписать принятый парламентом закон (ещё не вступивший в силу), если он не согласен с ним). Оно является преодолимым (отлагательное вето). Бывает ещё отменительное вето (непреодолимое). После права вето следует повторное рассмотрение закона в палатах парламента.

Особая процедура может быть предусмотрена для внесения изменений в Конституцию. А также может быть особая процедура для принятия конституционных законов.

Особенности принятия федерального конституционного закона в РФ: подлежат обязательному рассмотрению в СФ; для принятия закона необходимо квалифицированное большинство голосов членов обеих палат; Президент РФ не обладает правом вето.

Подзаконное правотворчество. В целом осуществляется также в 2 этапа (предпроектный и проектный). Нормы права принимаются и вводятся в дей­ствие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения примене­ния закона. К субъектам подзаконного правотворчества относят­ся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие в соответствии с законом правом принятия НПА.

 

48. Правоотношение: понятие, признаки, виды, структура

Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями, охраняемые и обеспечиваемые государством.

Признаки правоотношения заключаются в том, что:

1. это общественное отношение, т.е. отношения между людьми;

2. они возникают лишь вследствие существования норм права;

3. стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности;

4. осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения;

5. возникают по воле участников (хотя бы одной стороны).

6. отношения, охраняемые государством.

Виды правоотношений:

1. В зависимости от отраслевой принадлежности норм:

1. административно-правовые

2. уголовно-правовые

3. гражданско-правовые

2. В зависимости от количества участвующих сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей:

1. односторонние (каждая из участвующих сторон имеет только право или только обязанность, например договор дарения)

2. двусторонние (наличие у участвующих сторон взаимных прав и обязанностей)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.