Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение психологии и социальной работы в учебно-образовательном процессе






В подготовке профессиональных социальных работников существует " ядро" фундаментальных дисциплин, изучение которых направлено на формирование методологических, теоретических и технологических позиций будущих специалистов8. Одно из ведущих мест в их комплексе отводится психологии [6, 11, 13, 26], Это связано с тем, что социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что соционом должен, во-первых, постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под " маской" социальной проблемы скрывается проблема психологическая, и направлять клиента к соответствующему специалисту. Необходимо уметь учитывать и то, что в проблемах клиентов встречаются комбинации из двух-трех основных причин, которые вынуждают человека прибегать к социальной помощи. Причем в большинстве случаев ведущую роль играет психологическая составляющая, по крайней мере она сопровождает большую часть социальных проблем. И если психологическая проблема остается нерешенной, то социальная помощь, оказываемая такому клиенту, нерезультативна; в-третьих, социальный работник должен уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, он постоянно общается с людьми, обремененными психологическими проблемами и должен владеть принципами психологически правильного общения с ним.

Современная психология, как одна из наук о социальном знании, представляет собой сложное структурное образование. Она состоит из множества " ветвей" или " отраслей", которые сформировались на границе психологии и других наук: педагогических, медицинских, соци

8 Топчий Л.В. Проблемы подготовки социальных работников в высшей школе // Социально-полит. науки. 1992. № 1.

11. Теория... 161

альных, биологических, инженерных, экологических, экономических, юридических и др. В этой связи важным для социальной работы является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфичности и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличностных отношений в конкретной группе, позиций и диспозиций, типологических особенностей, социально-психологической адаптации и т.д.

Если исходить из положения о том, что среди других важнейшими профессиональными функциями социальных работников следует считать оказание психологической поддержки нуждающимся, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных, в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.

Изучение комплекса психологических дисциплин независимо от будущей специализации целесообразно начинать с курса " Общая психология", который представляет собой отрасль знания о законах, закономерностях и механизмах развития психики. В этом курсе важное место должно принадлежать обсуждению различных психологических методолого-теоретических подходов, как оснований и для дальнейшего развития научных исследований, и для практического их использования в социальной работе.

Для теории и практики социальной работы определенную ценность представляет информация об особенностях восприятия, переработки и интерпретации окружающего мира индивидом; условиях и факторах, определяющих стиль познавательной, в том числе интеллектуальной деятельности, ее характер и структуру. Немаловажную роль в успешности выполнения профессиональной деятельности могут сыграть знания социальным работником законов функционирования психических состояний (внимания, ожидания, эмоциональных настроений, аффектов, стрессов, фрустраций).

Психология личности - один из центральных разделов общей психологии. Невозможно стать хорошим социальным работником (теоретиком или практиком) без представлений об особенностях формирования, развития и функционирования потребностно-мотивационной сферы, индивидности и индивидуальности человеческой личности.

В связи с изложенными выше обязательными психологическими дисциплинами должны быть: возрастная (в том числе и геронтопсихология), социальная, дифференциальная (или индивидуальных различий) психология и психология семьи. Указанные психологические учебные дисциплины будут полезны в определении теоретических и технологических положений социальной работы, как индивидуальной, так и групповых форм.

Много времени, внимания, чуткости требуют от социального ра

ботника люди - инвалиды, лишенные основных органов чувств: зрения, слуха и т.д., а также родившиеся или приобретшие в течение жизни поражения центральной нервной системы и, как следствие этого, - задержку умственного развития или интеллектуальную неполноценность - дебильность, имбецильность, идиотию. Благотворительность по отношению к природно и социально обездоленным людям (в эту категорию правомерно отнести и одиноких стариков) в наибольшей степени свидетельствует о психологическом и социальном " здоровье" общества. Социальная психология (со всеми ее разделами) поможет социальному работнику понять этих людей, увидеть их наиболее уязвимые, а вместе с тем и " сохранные" звенья внутреннего мира, чтобы опираясь на последние, помочь компенсировать недостатки, приобщить их к социальной жизни, дать возможность почувствовать себя членом социальной группы.

Общим для изучения всем будущим социальным работникам следует считать и такую отрасль, как психология общения. Социальному работнику приходится иметь дело с самыми разнообразными людьми: тихими, застенчивыми и бурно, порой агрессивно, выражающими свои чувства; замкнутыми, недоверчивыми и словоохотливыми; ищущими правду, справедливость и стяжателями и т.д. Важно к каждому из них найти подход, " расположить их к себе", дать возможность " раскрыть душу", " впустить" постороннего человека в свой внутренний сокровенный мир. По какой бы стандартизированной специализации не готовился, будущий профессионал, важно быть компетентным в общении, т.е. уметь устанавливать и поддерживать необходимые межличностные и межгрупповые контакты.

Психология общения - это та отрасль психологического знания, которая обязательна для любого человека, имеющего прямое или косвенное отношение к социальной работе. Закономерности сознательного поведения личности (мировоззрение, убеждения, интересы, идеалы, стремления, намерения, мечты, страсти) и неосознаваемого (бессознательного) проявления (установки, стереотипы, влечения, оценки, уровни, притязаний, комформности, внушаемости и др.), понимание механизмов формирования альтруистической, деловой или престижной направленности личности, степени проявления эмоциональности (аффекты, стрессы, фрустрации, депревации и др,) - поможет адекватно оценить человека, понять его, " прикоснуться" к его душе, оказав ему именно ту помощь, в которой он нуждается.

Как воспринимает Вас, как социального работника, клиент? Доволен он Вами или нет? Можно ли доверять тому, что он говорит, или он чтото скрывает? Психология общения дает ответы на эти вопросы. Более того, по мимике, пантомимике, т.е. экспрессии или языку тела можно безошибочно определить искренность общающихся, независимо от содержания произносимых слов.

Дефицит общения, одиночество, недостаточность межличностной коммуникации часто вызывают психическую напряженность, чреватую самыми разными последствиями. Соционому важно уметь проводить

первичную диагностику коммуникативности своих клиентов. При этом следует опираться на основные критерии такой диагностики. В отечественной психологии они сформулированы Л.А. Петровской: не оценивать личность и ее возможности в общении без учета актуального или потенциального окружения, перспектив развития. С этих позиций общительность личности и сам коммуникативный процесс рассматриваются как результат взаимодействия социального обучения субъекта и его индивидуальных особенностей9.

При составлении программы " Психология общения" полезно предусмотреть раздел, связанный с изучением теоретических и технологических процессов, получивших название самопрезентации или самопредъявления - управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, хорошо описанных М. Шнайдером [37] и заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям.

Но наиболее тесно социальная работа связана с психологическим консультированием. Главная цель взаимодействия социального работника и специалистов в области психологического консультирования с клиентом должна быть направлена на повышение самооценки личности, создание условий для максимального проявлениях сил, индивидуальной, личностной субъектности.

Знакомством с современными методолого-теоретическими и технологическими подходами в психологии может стать база учебного курса " Основы психологического консультирования и социальная работа".

Составной частью этого курса должны стать разделы, связанные с психодиагностикой и психокоррекцией. Для примера проследим его значение для индивидуальной социальной работы с нуждающимися людьми.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.

Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, больные, инвалиды). У них, как правило, наблюдаются и своеобразные тенденции в психическом мире: агрессия, депрессия, аутизм и т.д.

Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти " силы" для реализации своих намерений. Объектом действия социального работника являются и лица, находящиеся в измененном (но в границах нормы) душевном состоянии, где чаще всего ведущая роль принадлежит психологической составляющей.

9 Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг в подготовке социального работника // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

Несомненно, что социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы своих клиентов, но может содействовать в этом. Необходимым условием является адекватное восприятие социальным работником внутреннего мира клиента, установление с ним доверительных отношений, взаимопонимания, учет его желаний, стремлений, возможностей в решении проблем и т.д. Социальному работнику, помимо создания " общей картины" проблем, важно уметь самостоятельно оказывать первичную " психосоциальную услугу" - на какое-то время снять остроту переживания клиента, подбодрить его, успокоить, направить к специалисту, в оказании помощи которого в наибольшей степени он нуждается.

Образовательная подготовка по специальности " Социальная работа" включает и подготовку по различным специализациям, которые могут изменяться в зависимости от потребностей общества. В дисциплины специализации должны быть включены такие учебные психологические курсы, которые направлены на изучение психики человека в определенных условиях. Среди них можно назвать в качестве примера следующие: " Социально-психологическая характеристика людей пожилого возраста и особенности работы с ними"; " Психология групп риска"; " Психологические аспекты в службах занятости и профориентация населения"; " Патопсихология и социальная работа"; " Психология стресса"; " Психологические аспекты работы с людьми в регионах социоэкологического неблагополучия"; " Превентивная психология"; " Психологические проблемы организации социальных служб в поликультурной среде"; " Психология пола и кризисные центры для мужчин, женщин, подростков"; " Психологические и социальные службы в образовании"; " Юридическая психология"; " Психология суицида".

Перечень учебных дисциплин по специализациям можно продолжить и дальше, но несомненно важны, на наш взгляд [11], условия, которые необходимо учитывать - их " набор" должен быть таким, чтобы охватить максимально широкий спектр видов деятельности социального работника по каждой специализации. Таким образом, психологическая подготовка социальных работников включает в себя изучение современных психологических теорий и методов, выработку умений и навыков выделения психологических составляющих различных социальных явлений, овладение простейшим психологическим инструментарием взаимодействия с людьми.

Литература

. Агеев B.C. Взаимоотношение групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психол. журн, 1990. Т. 2, № 6.

2. Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л.Д. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992.

3. Асаджиоли Р. Психосинтез. М., 1993.

4. Бе ндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы: Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, М., 1989.

6. Бернер Г., ЮнссонЛ. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

7. Бурменская Г.В., Караванова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

8. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.

9. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Ч. 1, 2.

10. Гринберг К.А. Психодрама и групповой процесс. Казань, 1990.

11. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.

12. Джайтис М., Джюнгвард М. Рожденные выигрывать: (Трансактный анализ с гештальт-экспериментами). М., 1993.

13. Зимняя И.А. Социоэкология личности: Наука о социальной работе // Социальная

работа. М., 1992. Вып. 5.

14 .Люшер М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.

15 .Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул. 1993. Ч. 1, 2,

16. Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности: Тексты. М., 1982.

17. Менегеттц А. Музыка души: Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. М., 1992.

18. Необычная психотерапия: (Психотерапевтические техники Милтона Эриксона). М., 1986.

19. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев и др., М, 1986.

20. Общая психология / Ред. А.В. Петровский. М, 1986.

21. Перлс Ф. Практикум по гештальт-терапии. Казань, 1990.

22. Рейноутер Дж. Это в наших силах, как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.

23. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986.

24. Роуэ Н. Психология как социальная наука // Иностр. психология. 1993. Т. I, № 1.

25. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. СПб., 1992.

26. Социальная работа: Теоретические основы подготовки социальных работников. М.,

1992.

27. Слинько О. Ключ к сердцу - соционика. Киев, 1991.

28. Тобин С.А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностр. психология. 1993. Т. 1, № 1.

29. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Тула,

1993. Т. 1, 2.

30. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. М., 1992.

31. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

32. Xaббapд Л.Р. Дианетика. М„ 1993.

33. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотронике. М., 1992.

34. Энциклопедия социальной работы. Барнаул, 1993.

35. Peine M. Modern social work theory. L, 1992.

36. Psychology in international perspective 50 years of the international council of psychologist. Amsterdam, 1992.

37. Snyder M., Campbele B.H. Self-monitoring: The self in action in psychological perscption in self. Hillsdale, 1982.

Основные понятия

Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека.

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Подсознательное - совокупность актуально неосознаваемых психи

ческих процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения.

Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психики.

Психодиагностика - отрасль психологического знания, связанная с постановкой психологического диагноза.

Психологическая компетентность - комплексное понятие, которое включает осведомленность об основных факторах, законах внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья.

Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, выраженная в системе языковых значений.

Тест - стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Эмпатия - способность понимания психических состояний других людей и сопереживания им.

Контрольные задания и вопросы

1. Как соотносятся между собой психология и социальная работа в качестве научных областей знания?

2. Какие методологические и теоретические аспекты объединяют психологию и социальную работу?

3. В чем состоит сущность специфического психологического знания и социальной работы?

4. Какова сфера применения психологического знания в социальной работе?

5. Какие основные методологические и теоретические психологические направления используются в теории и практике социальной работы? Охарактеризуйте их возможности для социальной работы.

6. Выделите сущность психодинамических теорий и их характер использования в социальной работе.

7. Психология поведения (бихевиоризм) и когнитивная психология: их " плюсы" и " минусы" в социальной работе.

8. Можно ли говорить о том, что гуманистический подход в психологии есть " третья сила"?

9. Каковы возможности теоретических построений, основанных на биоэнергетике и телесной ориентации?

10. Психосинтез: каковы его " плюсы" и " минусы"?

 
Разрешение автора на интернет-публикацию получено
 

 

Назад Оглавление | Скачать книгу Вперед
 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.