Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманистическое направление в психологии и возможности его использования в социальной работе






Гуманистическое направление в психологии возникло и активно стало использоваться психологами в последние десятилетия. К этому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Фрица Перлса (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по двум причинам: вопервых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной

5 Интенциональность в данном случае трактуется как внутренняя свобода личности.

работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий " интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [23].

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - " Я" - концепция, центральным звеном которой является понятие " самоценности".

Через всю психологическую теорию личности у К, Роджерса красной нитью проходит идея - каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели " личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.

К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность - искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.

У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях (например, работы С. Спектра, Д. Скотта и др. [26]). Близки ему " по духу" и идеи А. Маслоу. Краеугольным основанием его концепции является стремление личности к самоактуализации [16].

А, Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии - потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что

характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения.

Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл [31] считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать.

В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся, Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией, понимая ее как способ анализа ситуаций и как метод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальной работы.

Основная задача логотерапии - помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как " запускающем" поведение механизме, основе становления жизненных стратегий.

К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальт-психологию. Основные тенденции возникновения и развития гештальт-психологии как научного направления связаны с изучением процесса восприятия. Однако идеи гештальтпсихологии - целостности, константности, структурности, осмысленности психики были распространены и на психологию личности, социальную психологию. В этой связи особый интерес представляют идеи, развиваемые в исследованиях К. Левина и его последователей [21, 22].

К. Левин сосредоточивает свое внимание на исследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности, считает, что мотивами могут быть объекты - различные районы " жизненного пространства" индивида, испытывающего в них потребность.

Современные подходы в гештальт-психологии, которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Фриц Перле.

Основу подхода Ф. Перле прежде всего связывал с непосредственными чувствами и переживаниями его актуального опыта. " Гештальт" с точки зрения этого направления - это принцип целостности или фигура, действующая либо внутри контекста, либо на определенном фоне.

Согласно взглядам Ф. Перлса, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы.

Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни, Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру. Недаром талантливая ученица Ф. Перлса Рейноутер большое значение придает личностному самопрограммированию и самоцелепостановке [22].

Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с констатацией положения о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения " быть лучше", ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит,

В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов.

Все изложенные подходы дают много ценного для социальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы - войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направление развития, опирающееся на адекватное понимание собственного " Я" и окружающего мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.