Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика социальной работы и понимание социальной истории как результата многообразной деятельности людей






В абсолютном большинстве современных социологических школ, в рамках многих классических парадигм социологического и социальнофилософского мышления, исторического знания ход истории, социального развития рассматривается не только как объективный естественно-исторический процесс, но и как эволюция взаимодействия социальных субъектов, жизнедеятельности людей (ценностно-ориентированная, аффективная, традиционно-ритуальная теории и др.).

Массовое признание в XX в. получила точка зрения, согласно которой история рассматривается не просто как объективный естественно-исторический процесс, но развитие деятельностного жизнеосуществления человека, с включением в нее эволюции субъектов жизнедеятельности. Даже в марксистской, no-преимуществу детерминационной позиции при ориентации на целостный подход признается необходимость анализа активности субъекта исторического действия - отдельной личности, общественной группы, класса, общественного института. И этот активный субъект с необходимостью обнаруживает

себя при рассмотрении истории как результата и процесса деятельности [б. С. 119J.

И субъективное, и объективно обусловленное и этой деятельности принципиально важно для жизни самого человека, ибо отражает конкретный процесс его жизнеосуществления. Изучение состояния и эволюции общества под таким углом зрения предполагает анализ специфики механизма проявления законов общественного развития, функционирования общественных систем, систем деятельности людей, а также выявление в ней соотношения случайного и закономерного. Здесь предметом анализа становятся сам субъект исторического творчества, социального действия, пути и способы его влияния на ход событий, масштабы этого влияния.

Согласно марксистской социологической традиции в качестве субъекта исторического творчества рассматриваются преимущественно общественно-экономические классы. В рамках других социологических парадигм, часто не отрицающих важной роли классов, основное значение придается индивидуально-личностному фактору влияния на социокультурное развитие, а также обществу как целостности, культурной и национальной общности. При этом классовая дифференциация и особая социальная роль субъекта жизнедеятельности отнюдь не сводятся только к социально-экономической стороне дела, но определяются по более широкому спектру оснований (статус, культурный и образовательный уровень, влияние на принятие решений и др.).

Главное в данном контексте рассмотрения связей социальной истории и социальной работы заключается в признании важности всех субъектов жизнедеятельности в условиях каждого из основных этапов истории общества. Такой угол зрения яв ляется промежуточным, связующим между общим социально-философским анализом проблемы и конкретным познанием особенностей социальных явлений и процессов, поведения и образа жизни конкретных субъектов жизнедеятельности.

Разумеется, это существенно важный контекст и аспект анализа практических проблем социальной работы. Прежде всего потому, что сама она выступает одним из проявлений общественной субъектности, с одной стороны, и важным средством, социальным инструментом реабилитации и защиты этой субъектности в конкретных исторических условиях, с другой.

С этой точки зрения первостепенное значение имеет вопрос о том, какие слои общества, социальные институты инициируют, поддерживают учреждения социальной работы, пользуются их услугами. Специфика такого рода деятельности в системе социальной помощи, конечно, неодинакова на разных исторических этапах, прежде всего потому что эти этапы характеризуются различиями в деятельности субъектов жизнедеятельности. Например, роли крестьянства, интеллигенции, разных слоев рабочего класса (промышленности, сферы обслуживания и др.) на отдельных этапах истории человечества были явно разными, как и роли многих социально-профессиональных, демографических, социально-территориальных групп. Само их положение в

различных странах и в разные исторические периоды неодинаково, может определяться экономической конъюнктурой, социальной политикой государства, профсоюзов и др.

Различной по многом является и сама деятельность по поддержке " слабых" общественных групп, неоднородны также объекты и субъекты социальной работы8.

Существенно важно, однако, отметить и то общее, что характеризует деятельность социального работника в разное социальное время, в различных исторических условиях. Это общее выражается прежде всего в деятельности по поддержке тех, кто потерял здоровье или родился с его аномалиями. Данное обстоятельство обусловило развитие целой отрасли социальной работы - организации поддержки людей в системе здравоохранения и в связи с его функционированием и развитием.

Не менее характерно и то, что закономерно, объективно неизбежно, повсеместно формируется система социальной поддержки человека в сфере труда и занятости, на производстве. Вместе с социально-экономическим, хозяйственным развитием деятельность по оказанию помощи " слабым" социально-экономическим группам проходит ряд этапов своего развития, испытывая влияние отдельных личностей общественных и хозяйственных деятелей, политических партий, правительств, социальных групп, общественных институтов.

Можно говорить и об эволюции содержания и форм деятельности по поддержке различных групп населения с девиантным поведением, а также групп риска. Масштабы и формы этой деятельности заметно различаются не только по различным странам, но и этапам их исторического развития. Очевидно, однако, что сам факт и важнейшие тенденции этой деятельности идентичны.

Закономерным и повсеместным является развитие форм социальной работы, вызванных к жизни глобальными проблемами, в частности обострением экологического неблагополучия, учащением природных катастроф. Типична и тенденция в ориентациях социальной работы на поддержку семьи, личностного развития индивида, создания условий для его самозащиты.

Иначе говоря, новые формы социальной деятельности, возникая и развиваясь на практике, создают специфические условия ее реализации. Само обогащение содержания и форм человеческой деятельности создает новые проблемы и перспективы их решения, оказания помощи нуждающимся.

При этом акцент делается в современной социальной практике на активизацию человеческой самодеятельности, личностного потенциала. Формируется новая концепция социально-педагогической деятельности и социальной работы.

8 Здесь можно обратиться, например, к истории многочисленных государственных, общественных и частных организаций, осуществлявших функции непрофессиональной социальной работы в дореволюционной России [38, 39 и др.].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.