Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика социальной работы в соотнесении с исторической практикой различных этапов социального развития






Главный вопрос в соотнесении основных этапов исторического развития вообще и социальной практики и частности с особенностями практической социальной работы заключается в определении закономерного хода их изменений в соответствии с логикой, объективным ходом истории. Такой взгляд, конечно, носит стратегический, преимущественно методологический, а по углу зрения - социально-философский или общесоциологический характер.

При этом важно осмыслить, конечно, и детерминанты естественноисторического характера поступательного развития общества, человечества в целом. А здесь следует констатировать тот факт, что рассмотрение истории как хаотического процесса6, а также объяснение логики социальной жизни преимущественно действием природных закономерностей в главном оказались несостоятельными. Хотя в последние годы и роль случайного, и природные основы социальной жизни во многом начали пересматриваться.

Одной из таких попыток, например, стали труды Л. Гумилева, рассматривающего развитие этносов и тесной, закономерно-генетической связи со средой обитания, эволюцией жизненного пространства народов [41, 42 и др.]. Значение этого ряда разработок повышается в связи с обострением экологической проблематики, ее все более глобальным влиянием, угрожающим этапным негативным изменениям человека, а также самим основам его существования.

Следует, конечно, учесть и настойчивые попытки натуралистического объяснения истории. Так, еще в XIX в. О. Конт пытался возродить " социальную физику", которую постепенно заменил термином " социология". Это было следствием стремления, с одной стороны, сделать социальное знание более достоверным, точным, а с другой - пониманием необходимости включения человека в систему естественных связей.

Исторический материализм, опираясь на доказательства К. Марксом и Ф. Энгельсом определяющего влияния на общественное развитие

6 По этому пути в XX в. пошли многие философско-социологические школы.

экономики, способа производства, борьбы социально-экономических классов, в главном определяет основные ступени исторического процесса, формационное деление исторического прогресса. С течением времени в мировой науке были признаны как достоинства, так и недостатки такого видения логики исторического процесса, связанные прежде всего с абсолютизацией экономического фактора в определении характера и этапов развития общества [11. Т. 2. С. 119-130].

Главное, что игнорировал или недооценивал вульгарный экономизм или социологизм последователей К. Маркса в понимании истории общества, связано с признанием возможностей человека, его социокультурного развития, воли, способности влиять на ход исторического процесса, с одной стороны, и его связей с изменением природных, естественных основ индивидуальной и социальной жизни, с другой. Это не могло не влиять и на понимание истории социальной работы, и на осмысление се практического осуществления в условиях определенного исторического этапа.

Что касается этапов, то различные историко-социологические школы, опираясь па свое понимание главных детерминант, определяющих историческое развитие, характеризуют их по-разному, хотя и признают чаще всего закономерный, поступательный ход истории общества. Большинство исследователей на Западе выделяют три типа общественных систем, последовательно сменяющих друг друга - примитивные, традиционные и современные индустриальные общества.

Сторонники марксистского видения истории, опираясь на формационную теорию, как известно, в качестве главных этапов истории предлагают рассматривать первобытно-общинную формацию, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).

Широко известны и достаточно освещены в исследованиях последних лет концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, в основе которых - идея уникальности, неповторимости, своеобразия различных общественных систем в социально-историческом процессе (теория исторического круговорота, культурно-исторических типов Н.Данилевского, цивилизационная теория О. Шпенглера, А. Тойнби), идея единства и многообразия социальной истории, непрямолинейного, поливариантного се характера7, а также идея о нарастающей тенденции к универсализации социальных связей [43, 44, 45 и др.].

Один из современных взглядов на социально-исторический процесс представляет Э. Тоффлер в его книге начала 80-х годов " Третья волна". Обобщая целое направление в развитии социально-исторической мысли, опирающееся на цивилизационный подход, он выделяет

7 Например, А. Тойнби заметил, что представители одного и того же вида обществ, оказавшись, в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на так называемый вызов истории: одни сразу же погибают, другие выходят на них такой ценой, что после этого они уже ни на что не способны, третьи - преодолевают их, не только не ослабев, но даже создав более благоприятные условия для преодоления грядущих испытании. Есть и такие, что следуют за первопроходцами, как овцы за вожаками.

сельскохозяйственную, промышленную цивилизации и рождающееся общество " третьей" волны, характер которого определяет децентрализация, демассофикация, информационная революция, массовое благосостояние, слияние науки, образования, производства, быта [46. С. 57- 63].

Осмысление закономерного, поэтапного развития общества и соответствующий подход к истории практики социальной работы, особенностей ее организации, должны быть дополнены признанием, вопервых, специфики социокультурных традиций разных народов, различий природных условий их жизни, во-вторых, различий в темпах социально-исторических изменений, наконец, в-третьих, попятных движений исторического развития, деградационных процессов, когда общество в результате исторических и природных коллизий может быть отброшено далеко назад. Следовательно, исторические изменения могут далее накапливать факты истории, историческое время может непрерывно изменяться, но социальное время может пойти вспять, противореча логике поступательного развития истории, социальному прогрессу. При этом могут сохраняться некоторые позитивные инерционные социальные изменения. Закономерным образом такого рода обстоятельства не могут не определять специфики социальной защиты людей, возникновения и эволюции социальной работы как общественной практики.

При этом принципиально важно учитывать материальные и духовные основы жизнедеятельности человека, которые существенно изменяются на каждом из этапов истории. Материальными являются прежде всего связи, взаимодействие человека с природой. Вне отношения к материальной природе никакой материальности в общественной жизни, конечно, быть не может.

Существуют, как известно, три основных вида отношения человека к природе: биологическое, практическое и познавательное. При этом биологическое отношение является исходным, Человек есть живой организм и как таковой составляет часть биосферы Земли, подчинен действию естественных законов природы. Естественные условия даны человеку. Он к ним биологически приспособлен и связан с ними через обмен веществ и продолжение рода, через воздействие на среду своего обитания в процессе взаимодействия жизненных сил людей и жизненного пространства.

Обмен веществ порождает материальные потребности человека. В этой связи нельзя не вспоминать общеизвестного тезиса К. Маркса - прежде чем заниматься политикой, люди должны есть, пить, одеваться и т.д. Общеизвестно и другое: чтобы удовлетворять связанные с обменом веществ потребности организма, люди производят необходимые средства к существованию, материальные блага. В производстве материальных благ формируется новый, надбиологический, или практический, тип отношения человека к действительности.

В материалистической традиции социальной философии и социологии в целом общепризнанно, что труд, производственная деятельность есть

вечное и необходимое условие существования человеческого общества и в процессе добывания необходимых для жизни материальных благ человек материально взаимодействует с природой.

В практической деятельности человек преобразует внешний мир. Преобразование входит в само определение деятельности как присущей человеку формы активности. И практическое отношение - есть специфическое именно для человека материальное отношение к действительности.

Однако это практическое отношение содержит и еще один собственно человеческий компонент - целесообразный характер деятельности, целеполагание и творчество как свойства сознания - основы духовной жизни человека. Данное обстоятельство означает, что практическая деятельность есть единство объективного и субъективного. В деятельности всегда присутствует субъект, и от него, от его целенаправленной активности, а не только от объективных условий, зависят характер и результаты деятельности.

В целом же взаимодействие жизненных сил человека с жизненным пространством, и отличие от других животных, отличается тем, что в нем существенную роль играют символы культуры (искусства, науки, религии и др.) и творческая активность сознания субъекта деятельности. При этом принципиальное значение для поддержания жизнестойкости человека, его активности имеют ценностные ориентации, а также смысложизненные представления, определяющие духовный облик, менталитет членов того или иного общества. На важнейших этапах истории этот облик характеризуется специфическими особенностями и определяет нечто весьма существенное в практике социальной защиты населения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.