Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип разделения властей и другие принципы






 

Можно выделить классическую триаду властей: законодательную, исполнительную и судебную. Их взаимодействие основано на системе сдержек и противовесов, то есть одна ветвь власти обладает возможностями для ограничения и контроля другой ветви власти. Например, законодательная власть принимает законы как акты, обладающие высшей юридической силой, осуществляет контроль за исполнением бюджета. Исполнительная власть обладает прерогативой в сфере реализации предписаний НПА, разрабатывает бюджет, даёт заключения по проектам законов, финансируемых за счёт средств бюджета. Судебная власть отправляет правосудие.

Также создаётся институт главы государства. В РФ он не входит ни в одну из ветвей власти и может рассматриваться как своего рода арбитр между властями. Например, он наделён правом распустить Государственную Думу или отправить Правительство в отставку, определяет основные направления внутренней и внешней политики, обладает широкими кадровыми полномочиями.

Принципы организации и деятельности механизма государства – это основополагающие начала, лежащие в основе его формирования, а также осуществления деятельности.

1. Принцип демократии означает признание народа источником власти, признание его права на участие в принятии политических реше­ний, провозглашение широкого круга прав и свобод.

2. Принцип гласности. В его содержа­ние входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного механизма. Нормативные акты, принимаемые органами государственной власти подлежат обязательному опубликованию.

3. Принцип законности. Вся деятельность государственных ор­ганов урегулирована нормами права.

4. Принцип равноправия заключается в том, что доступ к за­мещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности, расы и других дискриминационных оснований.

5. Гуманизм. Этот принцип означает при­знание целостности человека как личности, утверждение приоритетов его интересов в дея­тельности государства.

6. Централизм. Обусловлен тем, что государственный аппарат имеет иерархическую структуру.

7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. К лицам, желающим осуществлять деятельность в системе государственного механизма предъявляются специальные квалификационные требования.

8. Сочетание единоначалия и коллеги­альности. Первый выражает бюрократические начала, второй – демократические.

 

21. Государственный орган: понятие, признаки, классификация

Государственный органэто звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуще­ствлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Госу­дарственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Классификация:

1. по способу возникновения они подразделяются на первичные и производ­ные. Первичные органы государства либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установ­ленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их власт­ными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

2. по объему властных полномочий органы государства классифицируют­ся на высшие и местные.

3. по широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции (отраслевые и функциональные). Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов.

4. Органы государства исходя из порядка формирования бывают выборные и назначаемые.

5. По составу: колле­гиальные и единоличные.

6. Исходя из принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные.

7. По уровню действия (исходя из формы государственного устройства): федеральные и субъектов федерации.

8. По срокам полномочий: постоянные и временные (в период действия чрезвычайных обстоятельств).

9. По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

Систему государственных органов можно выделять по горизонтали (систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти), а также по вертикали (систему федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.