Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная помощь в экстремальных ситуациях и группам риска с тонки зрения взаимосвязи социальной истории и социальной работы






Социальная помощь населению в условиях повышенного риска для здоровья, жизненных сил, благополучия различных социально-территориальных, социально-профессиональных, демографических, отраслевых групп - относительно новое явление для России5, да и для более развитых и стабильно развивающихся государств. Это - завоевание XX в.

В этой связи в последние десятилетия активно развиваются такие науки, как социология и психология экстремальных ситуаций, валеология, социальная экология и др. В практическую плоскость поставлен вопрос о подготовке профессионалов, способных оказывать людям помощь в экстремальных ситуациях, работать с группами риска.

В прошлом экстремальные ситуации для жизнедеятельности человека были связаны главным образом с климатическими условиями, природными катастрофами, а также с войнами и революциями. Социальная история человечества знает немало осложнений в жизни людей, вызванных природными катаклизмами: землетрясениями, извержениями вулканов, засухами, наводнениями и пр. Их последствия преодолевались с громадным трудом, силе природной стихии человек мало что мог противопоставить. Ограниченными были и возможности помощи пострадавшим, отсутствовали специализированные службы экстренной помощи им.

Постепенно, однако, человечество приобретало все более эффективные средства противодействия стихии (оказания помощи постра

5 В отечественной социально-исторической практике существовал определенный опыт такой работы. Он связан с деятельностью Российского общества Красного Креста, Общин милосердия, Дамского благотворительного тюремного комитета и др, [37,.48 и др].

7. Теория... 97

давшим), предупреждения разрушительных последствий действия природных катаклизмов. С течением времени значительно усовершенствовались не только службы экстренной социальной помощи, подготовка кадров для них, но и система поддержки, реабилитации пострадавших.

Вместе с тем развитие технической цивилизации все чаще, как свидетельствует практика, порождает ситуации, когда экстремальные условия, опасные для жизни человека, возникают в результате крупных технических аварий, катастроф, загрязнения окружающей среды. В этом ряду для нашей страны особенно актуальны - экологическая катастрофа Приаралья, радиоактивное загрязнение территорий Челябинского региона, зона влияния Семипалатинского полигона, авария на Чернобыльской АЭС и др. Все это приводит к умножению социально-территориальных групп риска, требующих к себе объективно повышенного внимания, специальной подготовки управленческого актива, групп спасателей, медицинского персонала, работников служб социальной помощи, учреждений социальной работы.

Впрочем, актуальность подготовки профессионалов, социальных работников, специализирующихся по оказанию помощи группам риска, обусловлена отнюдь не только экологическим неблагополучием ряда территорий страны, обострением проблемы катастроф, повышенной опасности профессиональной деятельности. Она в неменьшей степени определяется и изменением социальных отношений в обществе, динамикой бедности и богатства, криминогенного поведения населения, эволюцией его образа жизни, действием различных факторов, определяющих мотивацию поведения людей, их представления о смысле жизни и др.

В этой связи можно вполне определенно отметить наиболее существенное во взаимосвязи проблематики социальной истории и социальной работы, воздействующей на условия, характер труда, подготовку и переподготовку социальных работников, специализирующихся на решении проблем при катастрофах и оказании помощи группам риска.

Во-первых, существенно важно констатировать тот факт, что исторические, природные и психогенные катастрофы происходили и происходят в различных социальных, рапным образом как и политических, экономических и культурных, условиях. Это обусловливает различия в средствах противодействия неблагоприятным последствиям такого рода явлений в разное время, разных условиях. В согласованных учебных курсах социальной истории и социальной работы это можно легко показать, ибо система учреждений и форм социальной помощи о главном определяется спецификой социального развития общества на каждом историческом этапе, в конкретных социально-территориальных обстоятельствах.

Во-вторых, как значимые, следует отметить социокультурные, национально-этнические различия в обществе, которые исторически меняясь и воспроизводя традиционные черты образа жизни населения,

по многом определяют специфику подготовки и саму проблематику деятельности социальных работников, ориентированных на работу в условиях катастроф и с группами риска. Этого требует специфика типичных форм поведения разных социокультурных и этнических групп, особенности их криминогенного поведения, традиции социальнобытовых отношений и др.

В-третьих, следует иметь в виду как историческую изменчивость, так и сохранение традиционных черт различных групп риска, являющихся объектом внимания социальных работников, а также изменение их численности и роли в системе аномалий индивидуального и социального поведения населения. При этом некоторые группы риска имеют древнюю историю (вор, грабитель, насильник, проститутка и др.), а следовательно, весьма продолжительную практику противодействия их негативному влиянию, оказания им помощи, другие - весьма краткий период существования (группы спасателей, социальных работников, курящих и др.). Это даст основания использовать проблематику социальной истории и социальной работы в едином контексте анализа эволюции форм деятельности, поведения с повышенным риском, объяснять логику такого рода явлений, изменение форм и содержания подготовки социальных работников определенного профиля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.