Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль взаимосвязи учебных курсов социальной истории и социальной работы в подготовке социономов для социальной работы в образовании






Необходимость социальной защиты и работников образования, и системы образования в целом в России сегодня не подвергается сомнению никем. Всем кажется очевидной нецелесообразность поддержки развития образования и занятого в нем населения, причем как тех, кто учит, так и тех, кто учится. Тем более, что в последние годы стал известен позитивный опыт такой работы не только за рубежом, но и в российском не столь далеком историческом прошлом, когда система

образования была естественным образом включена в социальную работу через самые различные механизмы поддержки со стороны государства, общественных организаций и частных лиц, через попечительство и благотворительность [37, 38, 39 и др.].

Однако сегодня как в прикладном, так и в теоретическом плане, в учебно-методическом аспекте этой проблемы на деле многое оказывается неясным. Пока нет необходимой определенности в главном - какова схема социальной защиты системы образования, учителей и учащихся, профессоров и студентов, ее государственный и правовой статус; какова роль самого образования в социальной защите населения; чем должен заниматься социальный работник в учебном заведении? Свою долю сложности привносит в эту группу вопросов острая дискуссия о том, что такое социальная педагогика и социальная работа, кто такие социальный педагог и социальный работник?

В плане решения этих проблем весьма полезным выглядит использование в подготовке социальных работников для системы образования учебных курсов социальной истории и социальной работы, выявление их взаимосвязи. С этой точки зрения подчеркнем значимость следующих обстоятельств: во-первых, важность рассмотрения в курсе социальной истории эволюции форм и социальной роли образования в обществе как относительно самостоятельного института. Это позволяет убедиться, с одной стороны, в причастности образования к решению важнейших проблем социальной защиты населения, а с другой - в необходимости социальной поддержки самого образования.

Конечно, при этом важно осмыслить и тот факт, что образование на различных этапах социальной истории играло различную роль. Причем в главном тенденция к росту его значимости в обществе очевидна. В XX столетии оно превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности, пронизывающей буквально всю общественную систему. Свидетельством этой тенденции является, в частности, фактическое слияние ряда учреждений образования с производством, а производства с наукой - возникновение учебно-научно-производственных комплексов, научно-производственных объединений, имеющих собственную базу переподготовки кадров, специальные программы сотрудничества с университетами и др.

Во-вторых, заслуживает внимания история благотворительности и попечительства, развивавшихся часто на базе и по инициативе учреждений образования, образованных людей, просветителей. Так, в курсе социальной истории при подготовке социальных работников в вузах Сибири было бы целесообразно обратиться к региональным материалам по истории народного образования, важнейшим фактором развития которого была общественная и частная благотворительность.

Большинство учебных заведений городов Сибири помещалось в зданиях, выстроенных местными купцами, на их же средства они и содержались. При каждом учебном заведении существовали Попечительские советы. Распространенным явлением было открытие в банке частными лицами специального счета, процент с которого ежегодно

отчислялся на нужды просвещения3. Значительные средства уходили в сферу просвещения по завещаниям. Традиционным было учреждение именных стипендий.

Показательна в этой связи деятельности томского " Общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях г. Москвы", которое наиболее активно действовало во второй половине XIX в.:

устанавливало годовые стипендии студентам университета, одному ученику школы живописи, ваяния и зодчества и трем слушательницам высших акушерских курсов;

содержало студенческую столовую;

обеспечивало студентов бесплатными билетами для проезда на теплоходах по Волге, Каме, Оби и Иртышу;

выдавало пособия деньгами, книгами, лекарствами, организовывало бесплатные медицинские консультации и др.

Широко практиковалось проведение специальных вечеров, платных публичных лекций, собранные средства от которых передавались на нужды учащейся молодежи.

Благотворительных объединений общественности, направленных на поддержку образования, в городах Сибири было много: Общество попечения о начальном образовании, Общество взаимопомощи учащихся и учивших, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся среднеучебных заведений, Благотворительное общество и др. Такая практика общественной поддержки народного образования была весьма типичной и для европейской части страны.

В-третьих, следует учитывать эволюцию характера и масштабов влияния образования на формирование социальной структуры общества в различных и сходных социально-территориальных условиях, социально-исторических, временных границах. Качественное образование всегда так или иначе служило социальному продвижению человека, упрочению его благосостояния, расширяя возможности личности в решении своих проблем.

Впрочем, в социально-бытовом плане при массовости высшего образования, росте его качества само по себе оно и только оно постепенно перестает быть надежной гарантией для обеспечения благосостояния, успешного решения проблем социальной защиты. Хотя, при прочих равных условиях, в ситуации массового высшего образования больше шансов все-таки у тех клиентов, что имеют более качественное образование.

В-четвертых, существенно то, что люди, различающиеся разным уровнем образования, требуют специфического подхода со стороны социального работника в определенной ситуации. Как правило, более образованный человек для социального работника более сложен как

3 Иркутский купец П.А. Пономарев в 1887 г. поместил в банк 200 тыс. руб. на строительство в Иркутске Технологического института (по его завещанию через 99 лет). Уже в 1895 г. его вклад с учетом банковского процента составил 304 900 руб.

клиент, чем менее образованный. Изучение дифференциации клиентов по уровню и профилю образования, обучение будущих социальных работников особенностям оказания помощи представителям разных образовательных групп нуждающихся - важная задача подготовки социономов данного профиля. При этом существенно важно учитывать величину различных социально-профессиональных групп с разными уровнями образования, а также долю их представительства среди клиентов учреждений социальной работы. Количественные и качественные характеристики данного показателя, осмысление их изменений во времени и пространстве позволяют оптимизировать как подготовку социальных работников различного профиля, так и повышать эффективность социальной помощи нуждающимся в целом.

Учебные курсы социальной истории и социальной работы, содержащие материалы на эти темы, позволяют студентам освоить их более основательно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.