Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный и обыденный уровни познания






Для усвоения и дальнейшего развития целого ряда проблем различных курсов цикла " социальная работа" ('Теория социальной работы", " Методика социальной работы", " История социальной работы", " Этика социальной работы" и др.) важным представляется рассмотрение в курсе философии соотношения научного и обыденного уровней познания, выявление их специфики. Связано это, как уже подчер

кивалось, с тем, что непрофессиональная социальная работа в своем возникновении и функционировании предшествует профессиональной.

Как уровни отражения действительности научные и обыденные уровни различаются по ряду признаков. Так, с точки зрения особенностей объекта познания можно говорить о " донаучном" и " антинаучном" обыденном сознании.

В первом случае обыденное сознание, выступающее непосредственным отражением действительности как бы первым " встречается" с объектом познания как в плане генезиса знания вообще, так и в отношении к индивидуальному опыту личности.

Антинаучное - чаще всего возникает в результате пассивного, некритического восприятия различной информации, встречающихся фактов и существующих на уровне группы или даже общества в целом различных стереотипов [18].

В практике социальной работы знания о специфике компонентов и уровней обыденного сознания имеют особое значение, так как социальный работник при выборе социальных технологий и методик должен учитывать имеющийся уровень знаний об этой проблеме у самого клиента либо характер его эмоционального отношения к ним, а также стереотипы, имеющиеся в обществе, социальной группе или у отдельных личностей, так или иначе связанные с этой проблемой.

Например, проблема, с которой пришел клиент, - это кризис, вызванный разводом. Такая ситуация существует в различных стереотипных формах: " один из супругов - сама добродетель, другой - подлец", " раз уходит, пусть все оставит мне" и т.д.

На уровне обыденного сознания происходит передача из поколения в поколение огромной социальной информации, способствующей формированию определенных социальных норм, национальной психологии, совершенствованию народных традиций. Через воспитание " на миру", через традиции, обряды, народное творчество, фольклор формируется способность сопереживать другим людям, формируется положительное эмоциональное отношение к жизни, к близким людям, человечеству, наполняются содержанием такие понятия, как достоинство, честь, гуманизм, справедливость.

На обыденном уровне у представителей отдельных социальных групп существуют и представления о справедливости, которые, естественно, социальный работник должен учитывать при работе с клиентом. Так, исследования, проведенные в конце 80-х годов в Алтайском и Красноярском регионах выявили следующие представления о справедливости у молодежи.

Справедливость - это есть:

а) процесс все более полного и всестороннего удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей каждого человека;

б) реальная обеспеченность социального равенства, когда все имеют равные права и обязанности, а также возможности их реализации;

в) соответствие уровня развития богатств общества и развития каждого человека;

г) рапное распределение материальных и духовных благ между людьми;

д) деяние бога, божественная благодать;

с) обеспечение полезного, необходимого человеку в каждый период, момент его жизни;

ж) равноправие, когда каждый гражданин общества наделен одинаковыми и всеми правами и т.д. [19].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.