Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа № 1 – 29. 03






Семинар № 4. Социальная работа как профессия (05.04)

Вопросы для обсуждения:

1. Профессия и профессионализация: основные подходы.

2. Критерии профессионального статуса социальной работы.

3. Правовой статус специалиста по социальной работе в России.

4. Профессионализм социальной работы.

5. Теоретические подходы к личности клиента.

6. Социальное взаимодействие социального работника и клиента.

7. Профессиональный риск в социальной работе.

 

Работа с терминами:

Социальная работа как наука, социальная работа как учебная дисциплина, социальная работа как профессия, объект социальной работы, субъект социальной работы, цель социальной работы, функции социальной работы, принципы социальной работы.

Практическое задание:

Существует мнение, что социальная работа не является профессией, поскольку:

· осуществляется в большей степени волонтерами и общественными организациями;

· не имеет собственного поля экспертизы;

· не имеет под собой фундаментального научного знания;

· пытается вмешиваться в интимные сферы жизни человека, что совершенно неприемлемо (личные проблемы должны решаться на основе родственной и дружеской поддержки, а не профессиональной).

Согласны ли Вы с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

 

Литература:

1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – Волгоград, 2004.

2. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – М., 2001.

3. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. - М., 2005.

4. Теория социальной работы: Учебник / под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1998.

5. Социальная работа: теория и практика: Учеб пособие / отв. ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. – М., 2002.

6. Лукша О.В. Профессиональные группы: модели измерения социального статуса: Дис. на соиск. учен. степ. к.с.н. - М., 2001.

7. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. 2000. № 8.

8. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 3. С. 303-328.

9. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социс. 2001. № 5.

 

Семинар № 5. Современная семья и ее социальная защита (12.04)

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как социокультурный институт: понятие, функции, типология. Жизненный цикл семьи.

2. Социальная защита семьи: понятие, политический, законодательный, программный и управленческий аспекты. Основные направления государственной семейной политики.

3. Специализированные учреждения социальной помощи семье и детям. Должностные обязанности специалиста по социальной работе с семьей.

4. Понятие и категории многодетных семей. Правовой и социально-экономический статус российской многодетной семьи.

5. Психолого-педагогические проблемы воспитания и развития детей в многодетной семье.

6. Основные задачи социальной защиты многодетных семей. Цели, задачи и особенности социальной работы с многодетной семьей.

7. Неполная семья: понятие, виды, социально-психологические проблемы.

8. Социальная защита неполных семей. Цели, задачи и особенности социальной работы с неполной семьей.

Работа с терминами:

Социальное государство, социальная поддержка, социальное страхование, социальная защита, социальная политика, социальная помощь, социальное обеспечение, семья, многодетная семья, неполная семья.

Практические задания:

1. Составьте таблицу «Основные направления государственной семейной политики» (см Указ Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики»):

Основные направления Цель и задачи Механизмы реализации
     

2. Составьте социальный паспорт многодетной (неполной) семьи. Основные разделы: общая характеристика (адрес, телефон, количество и имена всех членов семьи, их пол, возраст, род занятий), социальная характеристика (правовой статус, жилищные условия, среднедушевой месячный доход, наличие в семье инвалидов, лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, страдающих психическими заболеваниями, криминогенность семьи), психолого-педагогическая характеристика (психологический климат в семье, характер взаимоотношений, воспитательные стратегии родителей, психолого-педагогические особенности детей и т.д.).

Литература:

1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учеб. пособие. – Волгоград, 2004.

2. Е.И. Холостова. Некоторые содержательные аспекты социальной работы с семьей / Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг. – М., 1995.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.

4. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994. - № 2.

5. Новокшонова Г. Многодетная семья: модель помощи // Социальная работа 2(3), 1993.

6. Равич-Щербо И.В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка в подготовке социального работника / Социальная работа. Вып. № 5. – М., 1992.

7. Бестужев-Лада И.В. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980.

8. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Практическая социальная работа. Центр общечеловеческих ценностей. – М., 1992.

9. Семья с одним родителем / Энциклопедия социальной работы. Т. 3. – М., 1994.

10. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. № 712 " Об основных направлениях государственной семейной политики".

 

Семинар № 6. Социальная защита детства (19.04)

Вопросы для обсуждения:

1. Детство как социально-психологический феномен: основные подходы.

2. Обоснование концепции социальной защиты детства.

3. Правовая защита детства.

4. Понятие, причины и виды сиротства. Профилактика социального сиротства.

5. Психологические особенности детей-социальных сирот.

6. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Цели, задачи и формы социальной работы в сфере защиты детства.

 

Работа с терминами:

Социальное сиротство, госпитализм, социальный паспорт, социальная служба, социальные услуги, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение, социальная профилактика.

Практические задания:

1. Изучите следующие нормативно-правовые акты:

Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

На основе анализа указанных нормативно-правовых актов составьте таблицу «Соответствие российского законодательства нормам международного права по вопросам защиты детства»:

Конвенция о правах ребенка ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
   

2. Составьте задачи по теме семинара (с решением).

Литература:

1. Кузнецова М.А., Новак Е.С. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Волгоград, 2004.

2. Социальная работа: теория и практика: учеб пособие / отв. ред. Е.И. Холостова и А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Психология социальной работы / под общ. ред. М.А. Гулиной. – СПб, 2002.

4. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и как особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 1.

5. Энциклопедия социальной работы. Т. 1. – М., 1994.

6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.

7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

8. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.