Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи просвящённого абсолютизма.






1. Всеобщее благо – это издание «Хороших законов».

2. Повышение уровня Гуманит. Образования.

3. Недопустимость, свержение или огрничения власти Монарха.

Екатерина 2 попыт. разработать свод «хороших законов». Уложенная комиссия 1767 – 68 г. была призвана подг-ть свод законов Российской империи.

Цель уложенной комиссии создать свод «хороших законов».

Для делегатов Уложенной комиссии Екатерина II. Выработала Наказ.

1. Идея незыблемость самодержавной власти.

2. Идея сохранения крепостного права.

3. Идея Пропаганда внутр- й свободы для каждого подданного.

Результаты работы Уложенной комиссии. 1. Итог. – законопроекты были использованы Екатериной для подготовки последующих административных реформ: Губернская (1775) и Городская (1785 г.).

2. Результат – разочарование Екатерины II в идеалах Фр. Просвещения

 

ч.1. 10. Содержание губернской реформы 1775 г. в России.

 

Результатом Губернской реформы 1708 г. cтало создание универсальной модели управления губернией. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках Губернатора. Во 2 пол. 18. в. при соед-и новых территорий заставило внести изменение в Губернскую модель управления.

Основная цель реформы 1775 г. завершить процесс создания единой системы управления на местном уровне власти. [Местное управление в России во 2 пол. 18. в. Г. Дворянское собрание (депутаты двор.)

Губерния Во главе губернатор, при губернаторе Губернское правление.

Архивы.

Казённая палата.

Управление богоугодными заведениями.

Губерния дел.

На Уезд, во главе Уездный начальник.]

На уровне уезда созд-ся уездные дворянские собрания.

Уезды делились на волости, во главе волости волостной управитель.

Результатом Губернской реформы стало сокращение количества адм-х единиц (нет провинций), расширение кол-ва гос-х учреждений и ведение органов дворянского самоуправления. Структура местного управления создаётся в 1775 году, продолжало существовать до нач. 20 в.

 

 

ч.1. 11. Государственный аппарат Российской империи первой половины XIX в.

 

В первой половине 19 в. завершается процесс формирования единой территории Рос. Государства (присоединение Закавказья, Бесарабии, Польши, Дальнего Востока.) Для управления в значительной территории необходимо модернизировать высшие и центральные органы власти.

Структура аппарата управления Россииской империи.

Все органы власти можно разделить на 2 гр. Ближние и Дальние.

Ближние, неофициальные носители власти. Дальние официальные.

Ближние по закону не обладали полномочиями, но фактически обладали.

Дальние и по закону и по факту обладали полномочиями.

Ближние – собственная его империя величества канцелярия, она делилась на департаменты. (факт была канцелярия, но не в оном документе не зафиксировано.) Комитет её императорского величества. Комитет занимался богоугодными заведениями. 3. Императорская концелярия.

Дальние учреждения. – Государственный Совет. Создан в 1810 – законосовещательный орган власти (руководители ведущих министерств деп-та, члены Гос. Совета назначались императорами.

Сенат – высшая аппиляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Синод – высший орган управления русской православной церковью. К числу дальних относ-сь комитеты (отраслевые, территориальные). Отраслевые, (например Сибирские комитет, Крестьянские, Сибирские комитеты. К дальним методам можно отнести: Центральные органы власти – мин-ва, которые сменили коллегии 1802 – 1811 г. Министерств сначала было 12, потом стало 15. Кроме министерств к центральным органам относились кобинет министров существовал на протяжении 19 в. Система местного управления в первой пол. 19 в. отличалась разнообразием на различных территориях. С учётом разного социально – эк-го и полит. Развития территории создавались разные модели управления. В Центральной России местное управление имело следующую структуру:

Уровень Губернии во главе Генерал Губернатора: Гражданский, военный губернатор. При Губернаторе существовало главное управление. Губернии делились на Уезды. Во главе Уездн. Начальник. Уездное управление. Некоторые уезды делились на округа. Во главе окружной начальник. Округа делились на волости, во главе волостель.

Созданный в первой половине 19 в. Государственный аппарат продолжал существовать без серьёзных изменений до нач. 20 в.

 

ч.1. 12. Организация местного государственного управления в XIX в. Окраинная политика Российской империи (на примере Сибири).

 

Процесс освоения окраинных территорий в нач. 19 в. перешёл в заверш-ю стадию. Окраины территории находящиеся за пределами Центральной России. (Украин. Белорус, Казахстан и т.д.).

В зависимости от целей гос-ва в регионе соц-но – экон-го развития, уровня жизни населения разрабатывались различные модели окраиной политики.

1. Принцип – сохранение традиционного административно- территориального деления, т.е в Сибири были волости, аулы, стоибища.

2. Во вторых соед-е органов гос. власти и традиционных институтов в Сибири Генерал Губернатор З.С. Ему подчияется окружной начальник, ему подчиняется волостной прав-ль, ему старейшина.

3. Правовой полиюридизм – это соединение норм Российского права и обычного права. На протяжении 19 в. усиливается значение гос. начала в окраиной политики. Цель окраиной политики – завершить присоединение окраины и превратить её в полноценную правинцию Российской империи, выработать унифицированную модель местного управления.

4. Ещё один принцип – присвоение отдельным представителям родовой аристократии дворянского титула

 

ч.1. 13. Либерально-буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Становление парламентской монархии в России.

 

В сер. 19 в. Российская империя переживает политический и социально экономический кризисы.

Причины либеральных реформ. 60 – 70 х. гг.

1. Нерешённость крестьянского вопроса.

2. Снижение уровня экономического благосостояния дворянства.

3. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 г.

4.Экономический кризис и голод 50 – хх. г. г. 19 в.

Основные напрвления либеральных реформ 60 – 70 хх г. г. 19 в.

1. Реформа крестьянская (освоб-е кр-н и помещиков (крест. предост. ссуды) 1861 г. 2. Судебная реформа (1864 г.) – гласность независимость ссуда, участие прокурора и адваката, присяжн. заседатели, мир-й суд, судебное следствие.

3. Земская реформа 1864 г. По этой реформе соз-ся органы местного самоуправления. Органы самоуправления губ-е и уездные земские собрания.

4. Военная реформа состоит из 2 – х реформ: 1. 1859 г. – военно окружная реформа. Территории страны разделены на военные округа. Во главе военные окружные начальники подчиняются военному министру. Цель: сократить время на передислакацию (перемещение) войск. 2. военная реформа. 1872 – всеобщая воинская повинность.

5. Городская реформа. 1870 г. – появляются органы гор. самоуправления: Гор. Дума, Шестигласная Дума.

В результате в 70 хх г. г. 19 в. встал вопрос о будущем монархической формы правления и о необходимости ограничения властей Монарха Конституции.

 

ч.1. 14. Органы местного самоуправления в России во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г.

Целью либеральных реформ 60-70-х гг. 19в. стало подготовка к переходу к парламентской монархии. Рост влияния буржуазии, ее претензии на полит-ю власть привели к необходимости создания мун. уровня вл-ти.

Особенностью Земской реформы стал всесословный характер местных органов вл-ти, инициатива созд-я кот. принадлежала гос-ву.

Губерния: губ-е земское собрание (представит орган, формируют гласные от уезда),

губ-я земская управа (исполнит-й орган, председателя назначает министр внутренних дел РИ и губ-е земское собрание).

Уезд: уездное земское собрание (формировалась гласными от 3х курий: землевладельцев, городских и сельских жителей), уездная земская управа (формировалась уездным земским собранием). Земская реформа получила распростр-е только в центральной части России. Окраины оказались не готовы к формированию самост-го МСУ.

Недостатки Зем. реформы. 1.)Отсутствие инициативы с низу.

2.) Неопр-ть полномочий земств.

3.) Отсутствие дост-го финансирования.

Совр. реформа МСУ основывается на аналогичных принципах, но не учитываются недостатки Зем. реформы.

Заслугой реформы стало 1-ая попытка создания мун-го ур-ня вл-ти.

 

ч.1. 15. Государственная Дума в российской истории.

 

В нач. 20-го в. в России возн-ет парламентская монархия, кот. стала рез-том либеральных реформ 60-х – 70-х гг. 19в.

Причины перехода к парламентской монархии:

1. Династический кризис. Авторитет династии упал.

2. Рез-ты либеральных реформ 60-70гг. 19в.

3. Поражение России в Русско-Японской войне (1904-1905).

4. Революция 1905-1907гг. Первая русская, нач. 9 янв.1905г. – «Кровавое воскресение».

Манифест 17 окт.1905г. стал офиц-ным док-том закрепившим созд-е Гос. Думы. Предшествующие попытки созд-я парламента как законосовещ-го органа вл-ти потерпели неудачу (манифест 6 авг. 1905г. создалась Булыгинская Дума).

В соотв-вии с манифестом 17 окт. 1905г. провозглашались след. принципы:

1.) 1) ГД – это законод-ный орган вл-ти.

2.) Куриальная избир-ая система (все избир-ли были разд-ны на 4 курии: крестьян, рабочих, помещиков, буржуазии).

3.) Гарантии осн. прав и свобод чел-ка и гражданина (свободы слова, совести, собраний и союзов).

Ограниченность полномочии ГД: 1. Статусом закон-го органа наделялись и ГД и Гос. совет. Получалось что ГД – это нижн. палата, а Гос. совет – это верхн. палата. 2. Возможность роспуска ГД реш-ем (указом) императора.

3. Полномочия Гос. Думы носили ограниченный характер. В ист. росс-кой империи было 4 Гос. Думы:

1) 1906г. работала в теч. 7мес., была разогнана. Победу на выборах одержала партия кадетов – проправительственная партия.

(Разделилась на несколько групп) Прогрессисты предложили законопроект об отмене выкупных платежей.

2) 1906-1907г.Большинство голосов получили партии Октябристов. Но была сильна оппозиция. (эсеров, соц.демократов.). Были предложены з-ны: «Об отмене воинск. повинности», «Об отмене покупных платежей», «Об отмене передела земельн. собств-ти в пользу крестьян». 3 июня 1907г. Дума разгоняется, и принимается нов избир. закон. В соотв-вии с этим з-ном сокращ-ся представит-во рабочих и крестьян. Поскольку император не имел права изм-ть избир-ое закон-во его действия оценивались в кач-ве гос переворота – «третьиюльская монархия».

3) 1907-1912 гг. Большинство получила пария кадетов. Принимает Столыпинское закон-во – Крестьянская реформа.

4) 1912-1917 гг. Военная Дума. Рассматривала военные вопросы 1-ой Мировой (внешние вопросы)

Вывод: Парламентская монархия в России не получила долж-го развития в связи с сопротивлением верховной власти, военными действиями (1-ая Мировая война 1914-1918, и рев-нными событиями 1917 г.

 

 

ч.1. 16. Основной закон СССР - эволюция конституций (1924 - 1977 гг.).

 

30дек. 1922 г. подписывается договор об образовании СССР. По форме правления СССР явл. республика. По форме гос устройства – федерация.

В состав СССР входили 4 республики Украинская, Белорусская, Закавказская, РСФСР (Росс-кая Советская Федеративная Социалис-кая Республика).

К 1930г. СССР включал 12 республик.

К 1941г. в состав входило 15 республик. 3 конст. СССР. 1)1924г. 2)1936г. 3)1977г. 1) Конст-я 1924г. закрепляла: принцип диктатуры пролетариата (рабочие и солдаты); огранич-ое избир-ое право; система военных и чрезвыч. органов власти (совет народных комисаров, ВЧК (всеросс-кая чрезвыч-я коммис-я по борьбе с контррев-ей и саботажем).

2) Конст 1936г. официально закрепила адм-но командную систему упр-я. Было введено всеобщее избир-ое право.

3) Конст. 1977г. Принималась в целях преодоления Советской адм-но командной системы, которая испытывала серьезные проблемы.

Что для этого делалось (особ-ти):

1. Закреплена ведущая роль КПСС в полит. жизни общества.

2. Совмещение постов председателя верховного совета СССР и ген. секретаря политбюро ЦК КПСС

3. Отказ от политики строительства мирового коммунистического гос-ва.

Вывод: Эволюция конст-ции СССР соответствовала осн. этапам разв-я госуд-ти: 1924 – это поиск системы упр-я; 1936 – закрепл-е АКС; 1977 – кризис АКС.

 

ч.1. 17. Командно-административная система в СССР.

 

АКС форм-ся в конце 20-х нач. 30-х гг. 20-го в.

Осн. этапы формирования АКС:

1.) 1917-1919гг. Созд-е чрезвычайных органов вл-ти и системы местных советов. 2.) 1920-1924гг. Период «Военного коммунизма» или «чрезвычайщина». Когда на первый план выходит исполнительная ветвь власти.

3.) 1925-1935гг. Формирование осн. черт АКС.

Осн. черты АКС: 1.) Сращивание партийного и гос аппарата. Т.е. произошло совмещение постов председателя съезда рабочих, солд-ких, крестьянских депутатов с постом 1-го секретаря ЦК КПСС.

2.) Сов. номенклатура. Чиновничий аппарат не способный принимать самост. реш-я и нести за них ответств-ть.

3.) Милитаризация экономики. Все ср-ва направлялись на разв-е тяж-го машиностр-ния и военного комплекса.

4.) Однопартийная система (КПСС).

5.) Культ личности.

6.) Приоритет исполнит. вл-ти над закон-ной (Верх. Съезд советов. Первый Съезд – это съезд раб-х, сол-ких и крест-ких деп-тов.

7.) Подсистема страха (массовые репрессии).

Гл. особенность АКС: Возм-ть её существования зависела от наличия всех перечисленных черт.

 

 

ч.1. 18. Кризис советской системы управления в 70 – 80-х гг. XX в.

 

Период 70-80гг. получил наим-е – «Период неосталинизма». Т.е. возрождение культа личности, подсистемы страха.

Осн. черы проявления кризиса:

1.) Увеличение статуса республиканских органов власти (разрушение принципа централизации).

2.) Рост оппозиционных настроений. Движение диссиденты во главе с Андр. Дмитр. Сахаровым (сторонники либерального строя, за смягчение АКС).

3.) Возрастной кадровый состав высших и центр-ных органов вл-ти.

4.) Эконом. кризис. (дефицит).

5.) Падение авторитета коммунистической партии.

С учетом сложившейся ситуации в Конст. 1977г. были внесены изм-я закрепляющие фактич. существ-ние АКС в России.

Осн. недостатки неосталинизма (вывод): Невозм-ть сохр-ть форму системы упр-я не меняя её содержания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.