Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монарх- носитель верховной власти.






Гос. аппарат Киевской Руси IX – XII веков.

[Старш.–родовая аристокр., Младш.-дружинники] ß [Дружина] ß [ В. князь Киевский ] à [Совет бояр–совещат. орган]

По форме гос. устройства Киевская Русь являлась конфедерацией княжеств, объединённых для предотвращения набегов кочевников.

Признаки раннефеодальной монархии: 1. Отношение воссалитета-сюзеленитета, т.е. господство в подчинении.

2. Десятичная, в последствии дворцово - вотчинная (Соединение управления государством и княжеским дворцом)

Монарх- носитель верховной власти.

4.Существ -ло феодальное право и налоговая система.

 

ч.1. 2. Политическая организация древнерусских княжеств в удельный период (XII - XV вв.).

 

Причины удельного периода (периода феодальной раздробленности):

1.) появление боярской вотчины (безусловного земельного надела, передаваемой по наследству.

2.) натуральный характер боярской вотчины.

3.) принцип отчинности при наследовании престола (право на пристол имеют все потомки Рюрика).

4.) удельный период – политическая раздробленность при сохранении правового, гос-го (раннефеод. монарх.), социокультурного (православие) развитие.

Было 3 политических центра:

1.) Галецко-Волынское – раннефеодальная монархия с высоким авторитетом боярского совета.

2.) Владимиро-Суздальское – классическая раннефеодальная монархия, боярской вотчины нет.

3.) Новгородское – феодальная республика, роль князя минимальна, высока роль народного вече, потом боярского вече.

Вывод: удельный период – закономерный этап в развитии Российской государственности, переходный период к созданию централизов. гос-ва в форме монархии.

 

ч.1. 3. Евразийская теория и роль монголо-татарского фактора в эволюции российской государственности (XII – XV вв.).

 

В 19-20 вв.существовало 3 течения общественно политической мысли России:

1) Славянофилы. Лозунг: Возродим допетровскую Русь, Движение к славянским истокам, общинному самоуправлению.

2) Западничество. Развитие России должно идти по западному пути.

3) Евразийское. Это общественно полит. движение возникшее среди Русской иммиграции. Представители: Петр Савицкий, Сергей Трубецкой, Гумилев. Принципы Евразийства: Россия это материк Евразия соединяющая элементы западной и восточной государственности. Россия самобытное государство.

Этапы эволюции Российской государственности:

1.) Домангольский период Доминируют западноевропейские черты.

2.) Послемонгольский период. Россия окончательно приняла Вост. Ценности.

3.) Золотая орда. Это раннефеодальное государство военного типа. Кочевой характер хоз-ва. Всеобщее вооружение народа. Господство родоплеменных отношений. Порядок отношения золотой орды. суд – княжества.

1. Получение ясака.

2. Получение ярлыка на княжение. Передача уд. Князьям права сбора налогов с населения княжества.

 

Ч.1. 4. Особенности сословно-представительной монархии в России (XVI – XVII вв.)

 

Этапы образования одного Московского гос-ва.

1.) XIII-XIVвв. – это период совместной борьбы княжеств с Игом Золотой орды 1380г. Куликовская битва.

2.) Объед-ие земель вокруг Москвы.

3.) Завершение объеденит-ого процесса XVIв. – Реформы Ивана IV. Процесс объединения Русских земель завершился к началу 16-го века.

Для окончательного формирования Единого гос-ва к середине XVIв. Иван IV проводит серию адм-ных реформ.

Осн. направления административных реформ:

1.) 1500г. Судебник Ивана IV.

2.) 1556г. Ограничение местничества в армии (размещение должностей по принципу знатности).

3.) Введение единой денежной единицы – Золотого рубля.

4.) Введение приказной системы управления. Исполнительный орган власти.

5.) Налоговая реформа. Создается единая система налогооблажения.

Итогом реформ Ивана IV стало завершение процесса формирования сословно-представительной монархии. Эта форма правления предполагающая участие сословий в управлении гос-вом, ч/з систему Земских соборов. Это переходная форма к абсолютной монархии. Гос. аппарат XVI-XVII вв.

1.) Царь 1547г.

2.) Боярская дума – законно совещательный орган власти. В состав боярской думы входили бояре и дворяне.

3.) Земский собор – сословно-представительный, законносовещ-ный орган власти. 4.) Приказы отраслевые исполнительные органы власти.

5.) Воевода возглавил наместничество. Волостель возглавлял волость.

 

 

ч.1. 5. Приказная система России - формирование и эволюция (XV - XVII вв).

 

Завершение процесса объединения удельных княжеств в нач. 16-го века обусловило необходимость формирования исполнит. ветви власти, которая должна была состоять из отдельных учреждений и чиновьичего аппарата.

Этапы формирования приказной системы:

1.) Появление бояр порученцев (выполняют поручения).

2.) Появл. Спец. изб для бояр порученцев.

3.) Превращение изб в спец. приказы занимающихся исполнением решений высших органов власти.

Стр-ра приказа: 1. Бояре.

2. Дьяк.

3. Подьячие (делопроизводители).

4. Разбойный приказ. (расслед-е дел на Сибирских дорогах).

5. Поместный приказ. Занимался контролем за поместьем.

6.Вотчинный приказ. Контроль за боярской вотчиной.

7. Фискальный приказ.

8. Челобитный приказ (жалобы, прошения).

Отлич. черты приказа:

1.) Численная неопределенность.

2.) «Ведомственная черезполосица». Неск. приказов выпол-ют одинаковые ф-ции. 3.) Неопред-сть стр-ры приказа.

4.) Неопред-сть финансирования приказа.

5.) Отсутствие регламентации порядка взаимод-вия приказов.

Вывод: Приказная система несмотря на ее недостатки явилась первой попыткой создания в России исполнит-ной ветви власти

 

 

ч.1. 6. Абсолютная монархия и ее политические институты.

 

Предпосылки перехода к абсолютной монархии:

1.) Усиление полномочий монархической власти.

2.) Кризис боярской думы и земского собора.

3.) Низкая эфф-ть приказной системы упр-я.

4.) Увел-е террит-рии Российского гос-ва (изменение системы управления). Административные реформы Петра 1 в 1-ой четверти 18-го века окончательно сформировали в России абсолютную монархию. Первая четверть 18 в. завершилась юрид-м и факт-м упр-м абсолютизма.

Самодержавие есть такая форма правления, при кот. верховная власть принадл-т всецело царю.

Признаки абс. Монархии: 1) наивысшая степень централизации

2) развитый и зависимый от монарха бюрокр-ий апп-т

3) регулярная армия (рекрутские наборы).

Возн-ие абс. монархии было вызвано ходом общ-ого экон-ого развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполит-м положением России в то время.

Было 4 сословия: дворянство, духов-во, крестьяне, городское население. Особенность рос-ого абс-ма закл-сь в его временном совпадении с разв-ем крепостных отношений.

Политические институты: 1) монарх,

2) Сенат (законодательный орган, высшая судебно-апеляционная инстанция),

3) Верховный Тайный Совет (решение внутр. и внешн. политики),

4) коллегии (5 комитет министров 6 кабинет ее величества при Е).

Целью гос. регулир-я стало создание регулярного гос-ва, в кот. монарх-ая власть с помощью разв-ого закон-ва осущ-т все ф-ии упр-я, а воля монарха явл. движущей силой прогресса. Утв-е абсолютизма приводило к широкой экспансии гос-ва в общ-ве корпоративной и частной жизни

 

ч.1. 7. Коллегиальная система управления в России в XVIII в.

 

Предпосылки перехода к коллегиальной системе.

1. Формирование абсолютной монархии.

2. Кризис приказной системы.

3. Появление чиновничьей бюрократии.

Определение Коллегий – отраслевые исполнительные органы гос. власти (12 – мануфактур, камер коллегии, берг коллегии, юстиц коллегии, ревизион коллегии, адмилартийс коллегии).

Отличительные особенности коллегиальной системы:

1. Наличие должностного регламента 1720 г. – регламент определял полномочия коллегии и её состав.

2. Особенность: Наличие единой системы финансирования коллегий из гос. бюджета.

3. Наличие профессиональной бюрократии гос. аппарата.

4. Численная определённость коллегий. (сама коллегиальная система возникла в 1708 – 1711г.) возникновение коллегиальной системы повысила эффективность работы гос. аппарата.

В период дворцовых переворотов 1725-1762 г.г. происходит изменение статуса отдельных коллегий. Количество коллегий сокращается до 6. и вся полнота власти принадлежит верх-м совещат-м органам при императоре (верховный тайный совет) В результате реформы Екатерины II 1762 – 1796 коллегии восстан. своё влияние и прод-ют суш-ть до министерской реформы 1802 – 1811 г.г.

 

ч.1. 8. Организация государственной службы в России в XVIII в.

 

Становление абсолютной монархии в 18 в. потребовало создания эффективной системы органов гос. власти, структура и содержание которых определились профессиональным чиновничьим аппаратом.

Гос. служба стала источником власти (бюрократия и рег.армия). самодержавного Монарха.

Гос. служащий должен был отвечать высокой квалификации и уровнем знаний. 1719 – табель о рангах (документ) В соответствии с ним установились основные черты гос. службы.

Характеристики:

1. 3 вида гос. службы: гражданская, военная, придворная.

2. Ликвидация принципа местничества при продвижении по службе.

3. Введение 14 рангов в качестве «лестницы карьерного роста.»

В результате гос. служба превращается в самостоятельный институт, способный повысить качество работы исполнительной ветви власти. Во второй половине 18. в. реф. Екатерины II. Изменила правовой статус дворян в 1785г.- принимается жалованная грамота дворянству. В соответствии с этой грамотой дворяне освободились от обязательной военной службы, т.е. статус военной гражд. и придворной службы уравнивался.

Вывод: Реформа гос. службы 18 в. способствовала становлению этого института. соврем-я реформа гос. службы является следствием реформы первой четверти 18 в.

 

 

ч.1. 9. Идеология просвященного абсолютизма (вторая половина XIX в.).

 

Получил наименование период просвящённый абсолютизм. Идеология носителей верховной власти основой которой стали идеи Фр. Просветителей- Монтескье, Дидро, Руссо, Бомарше. Идеи свободы равенства, братства приобрели в устах монархов иные характеристики.

Просвещённый абсолютизм – попытка изменить содержание идей Фр. Революции в соответсвии с потребностями монарха.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.