Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональное развитие дошкольника






Формирование личной и культурной идентичности в дошкольном детстве сопровождается различными эмоциональными переживаниями, которые ребенку следует интегрировать в структуру собственной личности. Ребёнок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Наиболее типичными эмоциональными состояниями ребенка-дошкольника являются бодрость, жизнерадостность, оптимизм. Однако формирующееся самосознание может продуцировать и негативные переживания, обусловленные различными социальными воздействиями. Распространенным переживанием становится страх как реакция на конкретные стимулы или ситуации. Детские страхи расцениваются исследователями как нормативные, свойственные многим детям. К таким страхам относится страх темноты, диких животных, разбойников, чудищ, незнакомых людей, отделения от матери и одиночества. Таким образом, становится очевидным, что дети преимущественно боятся воображаемых вещей. Хотя могут возникать страхи, вызванные реальными событиями – к ним относится страх перед доктором, цирковым клоуном и т.п. В современном мире существует множество источников страхов – ими могут быть как опасение нагоняя за неблаговидный поступок, так и хронические стрессы из-за скандалов или пьянства родителей. Замечено, что у детей, живущих в городах страхи проявляются интенсивнее, чем у деревенских; у живущих в отдельных квартирах детей чащ,. чем в коммунальных; у детей единственных в семье – чаще, чем у тех, кто имеет братьев или сестер. Недостаточная двигательная и игровая активность, отсутствие навыков коллективных игр также приводят к появлению беспричинного беспокойства. Значительным поводом для возникновения страха могут явиться нервно-психические перегрузки матери, а также принятие ею на себя социальной роли главы семьи: много работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, что вызывает у них ответные реакции беспокойства. Неизбежно приведут к страхам частые и шумные конфликты между родителями. Исследователи отмечают, что более ранимыми в этих ситуациях оказываются девочки; показательно, что даже в играх они стремятся не выбирать роль родителя своего пола, бессознательно протестуя против соответствующего поведения взрослых. Серьезные или длительные стрессовые ситуации могут подорвать силы детей и привести к невротическим отклонениям. На основе страха может развиться тревога – состояние беспокойства, опасения, имеющее неопределенный или неизвестный источник. Тревожащиеся дети чего-то опасаются, но не знают чего именно. Исследователи считают, что тревога неизбежно сопутствует процессу социализации. Хотя страх и тревога являются эмоциями, которых обычно стремятся избегать, они неизбежны. А в случае принятия на себя адаптационной функции - становятся необходимыми для развития. Однако, устойчивые страхи (фобии) принимают патогенный характер и нуждаются в устранении, так как подавляют нормальное развитие и нарушают его ход. Лучший способ помочь детям справиться со страхом и тревогой - снизить излишнее напряжение, с которым они должны справиться. Если у детей обнаруживается необычно высокий уровень напряжения или частые вспышки раздражения, полезно на несколько дней упростить им жизнь за счет щадящего распорядка дня, снижения притязаний взрослых, устранения возбуждающих стимулов и т.п. Достаточно эффективными терапевтическими приемами для коррекции эмоциональных состояний детей могут быть приемы рационализации - демонстрация и разъяснение принципиальной безопасности ситуации, вызывающей у ребенка страх; в отдельных случаях целесообразно использовать «волшебные» предметы, способные защитить ребенка в любых ситуациях; положительно могут «сработать» совместно изобретенные взрослым и ребенком средства защиты – например, игрушечная сигнализация; непосредственный психотерапевтический прем – преобразование страхов – их можно нарисовать, вылепить из пластилина, а затем - уничтожить.

Взрослым полезно усвоить ряд действий по рационализации детских тревожных состояний, в числе которых:

-распознание стрессовых реакции у детей по их характерным признакам;

- обеспечение детям надежного присутствия взрослого

- предоставление детям возможности рассказать о своих чувствах

- разрешение регрессивного или не соответствующему возрасту поведению

(посидеть на коленях, поприставать с пустяками, закутаться в одеяло)

- помощь в понимании смысла событий или обстоятельств(через необходимые объяснения происходящего)

Отсутствие внимания взрослых к устойчивым детским страхам и несвоевременная их коррекция могут привести к деформированию эмоциональной сферы детей. А.Л.Венгер показал три варианта развития негативистической эмоциональности детей:

- тревожность – вначале, как правило, проявляется как ситуативная, а в последствии перерастает в личностную. Высокая тревожность устойчиво проявляется при постоянном недовольстве ребенком со стороны родителей, при обилии замечаний и упреков. Тревожность в таких случаях возникает из-за страха сделать что-либо плохо, неправильно. Возможен и другой вариант - на ребенка возлагаются большие надежды из-за его неординарности, одаренности, вследствие чего предъявляют к нему завышенные, а то и нереальные требования.

Высокая тревожность, как правило, ведет к снижению самооценки, мотивации избегания неудачи. Сопутствующими проявлениями могут стать и такие особенности как стремление к реально-практическому функционировнаию (бездумное следование указаниям взрослых, предпочтение действовать по образцам и шаблонам), боязнь проявить инициативу. Взрослые, недовольные низкой продуктивностью ребенка, могут еще более его эмоциональный дискомфорт, часто обсуждая с ним его проблемы. Таким образом возникает замкнутый круг, разорвать который можно лишь изменив установки взрослых. Их внимание следует обратить на успехи ребенка, формируя у него мотивацию достижения успеха, которая послужит главным фактором снижения личностной тревожности.

- негативистическая демонстративность – направленность на привлечение к себе внимания окружающих. Дети, имеющие такую особенность ведут себя манерно, демонстрируют утрированные эмоциональные реакции, стремясь обратить на себя внимание. Получить одобрение. Если для тревожных детей оснвоная проблема заключается в постоянном неодобрении взрослых, то для демонстративных - в не достатке похвалы. Причина демонстративности может крыться в недостатке семейного внимания, а то и в заброшенности, «недолюбленности» в семье. Или напротив, - в чрезмерной опеке и внимании, формирующих гипертрофированную потребность в эмоциональных контактах. Дети с негативистической демонстративностью могут добиваться необходимого им внимания разными средствами, в том числе и нарушением правил поведения.

Даже замечания взрослых для него выступают в качестве отрицательного подкрепления его демонстративности. Взрослому следует предварять подобную потребность в подкреплении, используя различные приемы диадического общения с подобными детьми, избегая публичных замечаний в их адрес, отвлекающих внимание остальных детей. Полезно предоставлять таким детям различные возможности самореализации. Важно помнить при этом. Что лучшее место для проявления демонстративности –сцена (участие в утренниках, концертах), хорошим отвлекающим средством может стать изобразительная деятельность и общественные поручения.

- уход от реальности также является вариантом неблагоприятного развития. Он представляет собой сочетание демонстративности с тревожностью. При таком варианте дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но не могут реализовать ее в театрализованной форме из-за тревожности. С одной стороны, опасаясь вызвать неодобрение, они стремятся выполнить требования взрослых, с другой, - высокая тревожность затрудняет их контакты и продуктивную деятельность. Не достигая желаемых успехов в деятельности, они «выпадают» из процесса, «витая в облаках». Их спасает защитная функция воображения, к которой они часто прибегают: в мечтах, разнообразных фантазиях дети получают возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего признания. В детском фантазировании, в отстраненности от реальной жизни дети всегда отражается стремление к признанию и вниманию. Коррекционной тактикой взрослых (достаточно легкой и эффективной) может явиться активное поощрение детей, проявление внимания и заинтересованности к результатам их деятельности.

Разновидностьюнегативистической эмоциональности детей может быть и проявление агрессивности. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, тем не менее они не считаются ненормальными. Причиной подобного поведения является блокирование желаний или намеренной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как ребенок не имеет намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, возникающие чаще всего из-за обладания игрушками. Вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка. Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам наблюдения за детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство полутора-двух летних детей добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей “Я” приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать любую просьбу поделиться, как поступиться частью себя.

Психологический механизм формирования агрессивности состоит в том, что агрессивность ребенка чаще всего возникает как однотипная реакция на неудовлетворенную потребность. Нередко бывает так, что родители или кто-нибудь из близких запрещают что-либо, лишают ребенка предмета возникшей потребности или не позволяют удовлетворять ее тем способом, каким он желает. Процесс неосознанного снятия напряжения (злость, ненависть) обычно принимает форму физического или психического действия ребенка на окружающих - агрессию. Однако агрессивность в чистом виде встречается редко. Она, как правило, является проявлением и выражением определенных нарушений функций центральной нервной системы - церебральной недостаточности. Сама же церебральная недостаточность нередко обуславливается инфекционными, токсическими и наследственными заболеваниями. Очевидно в этой связи, что диагностика, психокоррекция агрессивности требуют квалифицированного подхода. Однако, как известно, профилактика неблагоприятного явления всегда является более благодарным делом, чем его искоренение.

В числе эффективных приемов предупреждения агрессивных действий детей следует выделить следующие:

а) переориентации энергии ребенка на социально ориентированные дела

б) никогда не поощрять ребенка за проявленную агрессивность (даже если она использована в, так называемых, благих целях);

в) в необходимых случаях можно использовать временную изоляцию ребенка с кратким разъяснением причины;

г) допустимо временно оставить агрессивного ребенка среди сверстников для выяснения отношений

д) если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям, можно предоставить им право на выбор меры наказания;

д) если ребенок готов к нанесению удара, то следует быстро остановить его короткой и резкой командой “Нельзя! ”.

е) изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Профилактическая работа с детской агрессивностью должна увенчаться осознанием ребенка того положения, что любое агрессивное поведение неприемлемо для социума: оно не может быть оправдано и допустимо. При недостаточности механизмов осознания допустимо «включение» запретительных механизмов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.