Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорно-перцептивное развитие младенца






Роль разнообразных ощущений, благодаря которым дети воспринимают внешний мир, в первый год жизни необычайно велика. Благодаря взаимодействию с окружаю­щими предметами и людьми, развитию мозга и совершенствованию зрительной системы увели­чивается объем информации, которую органы чувств могут воспринимать. От рождения до года в той или иной мере разви­ваются все способности восприятия младенца, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение. Зрительное сосредоточение, появившееся ещё на этапе новорождённости, постепенно совершенствуется. Уже у двухмесячного ребенка отмечается стремление рассматривать лица и глаза других людей. По мере роста ребенка расширяется его видение окружающего мира, его все более притягивают зрительно воспринимаемые сложные объекты, а также обьемные изображения. В четыре месяца ребёнок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издаёт радостные звуки. Из аморфной ситуации он выделяет лицо матери и устремляется к общению с ней. Именно в это время происходит выделение человеческого лица как объекта, на который направляется поведение. Многие малыши начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей другим. Новые значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг и ли плач.

В это время дети положительно реагируют на мягкие оранжевые тона, могут даже прекратить плач при появлении в поле их зрения предметов оранжевого цвета, что говорит о первом цветоразличении. Исследователи называют этот возраст «оранжевым периодом». К трем месяцам развивается конвергенция (сведение обоих глаз для рассматривания предмета с очень близкого расстояния), что позволяет ребенку воспринимать один и тот же объект двумя глазами сра­зу, то есть у него формируется бинокулярное зрение.

Способность удерживать в памяти представле­ние о постоянстве размера какого-либо объекта наблюдает­ся у детей уже в полгода, а у отдельных малышей ее даже в четыре месяца. А вот восприятие постоянства формы предметов возникает достаточно поздно - между восемью и десятью месяцами

Замечено, что младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам – переходам прямой линии в изогнутую, его привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

Младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создаёт обобщённые образы предметов.

Способность малышей различать звуки начинает быстро развиваться после первого месяца жизни. К примеру, в четыре месяца дети могут отличить материнский голос от отцовс­кого, а их голоса - от голоса незнакомого человека. Экспери­менты показывают, что малыши пугаются высоких тонов и успокаиваются при низких ритмичных звуках, соответствую­щих их сердцебиению и дыханию. Трех-шести месячные дети не только слышат, но и могут имитировать разнообразные звуки высоких и низких тонов.

Восприятие прикосновений, или осязание (тактильные ощущения), развивается у детей, пожалуй, луч­ше других способностей. К концу первого года малыши могут опознавать объекты, опираясь только на свое осязание, и отличать знакомый объект от незнакомого даже в темноте. Благодаря развитию способности восприятия различных видов пищи - горькой, сладкой, горя­чей, холодной, кислой у детей уже на первом году жизни начинает вырабатываться предпочтение определен­ных вкусовых ощущений.

Познавательному развитию ребёнка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребёнком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стремиться к созданию разнообразной развивающей сенсорно-перцептивной среды. Замечено, что познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает больше новых впечатлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.