Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российской Федерации. Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей






Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации.

В содержании ст. 5 Конституции Российской Федерации включены полный перечень видов субъектов Российской Федерации с указанием критериев их првосубъектности; конкретизация основ государственного устройства Российской Федерации (практически целостное закрепление ее федеративного статуса); характер взаимоотношений федеративной власти со всеми субъектами федерации.

Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их наименование в ст. 5: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Вместе с тем, все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города федерального значения);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная классификация основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

Таким образом, действующая Конституция РФ наделила административно-территориальные единицы высшего звена (края, области), а также города федерального значения качествами субъектов Федерации, гарантировала всем субъектам действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции.

Виды субъектов РФ:

 

1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счёт либо интеграции в состав России иного государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края), либо образования в её составе нового субъекта (путём объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований). «Именно придание государственного характера всем указанным типам позволяет сделать шаг к унификации статуса субъекта федерации, что служит преодолением несимметричности самой федерации.»

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Признаки субъектов РФ:

 

1) Не обладают государственным суверенитетом;

2) Не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) Статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) Осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) Все субъекты РФ равноправны.

Множественность субъектов Российской Федерации не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами.


Все субъекты Российской Федерации являются неотъемлемыми составными частями Российской Федерации и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава Российской Федерации).

 

Все субъекты Российской Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов Российской Федерации в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения самоопределения народов и наций в составе Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов Российской Федерации в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.

Располагая рядом суверенных прав, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено федеральным законом. При этом, самостоятельно образуя органы государственной власти, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с закреплёнными в федеральной Конституции основами конституционного строя. Государственность субъектов Российской Федерации должна отвечать критериям демократического, правового, федеративного и социального государства с республиканской формы правления, опираться на принципы единства системы государственной власти и на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Все субъекты Российской Федерации в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта.

На все субъекты Российской Федерации распространяется принцип территориальной целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории Российской Федерации (например, уступка части территории субъекта Российской Федерации иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории Российской Федерации. О первом случае, изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую. Такие изменения обусловлены, прежде всего, экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают: законы о местном самоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствовать федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местном самоуправлении.

Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею9. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации – уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах – законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д10. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.

Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации) и в сфере совместной компетенции (ст. 72 Конституции Российской Федерации), в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует примат федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта Российской Федерации.

Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения.

Все субъекты Российской Федерации вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации13. Что же касается других договоров, то международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта. При подготовке договоров Российской Федерации с другими государствами, если положения договоров относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, учитываются мнения заинтересованных субъектов, а представители последних по согласованию с федеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономические договоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что, однако, делается далеко не всегда. Субъекты Российской Федерации могут осуществлять связи с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями. С согласия Правительства Российской Федерации они могут осуществлять такие связи и с органами иностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы Российской Федерации (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства Российской Федерации). Субъекты Российской Федерации могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация о их деятельности должна представляться органам Российской Федерации. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами Российской Федерации в суде.

Субъекты Российской Федерации имеют свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности14. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта15. Таким образом, распределяются, например, доходы от добычи полезных ископаемых на территории субъекта Федерации. Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года субъект Федерации не вправе объявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросы Конституцией Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов).

Субъекты Федерации имеют свою символику – герб и флаг, редко – гимн, а также столицы (административные центры).

Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов Российской Федерации есть свои особенности конституционно-правового статуса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.