Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика здравоохранения. Определение, задачи. Понятие о медицинской, социальной, экономической эффективности здравоохранения.






Экономика (в пер. искусство ведения домашнего хозяйства) – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются политические и юридические надстройки, и которой соответствуют определенные формы общественного сознания (определение Маркса); это отрасль научных знаний, которая изучает производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства или обмене.

Основные группы человеческой деятельности:

1) производственная деятельность: промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, торговля и др.

2) услуги: образование, здравоохранение, пасажирский транспорт, социальные услуги и др.

3) духовное производство: наука, культура, средства массовой информации

4) домашнее хозяйство

1-ая группа подлежит экономической оценке, 2 группа – подлежит частично, 3-ая группа – подлежит условно, 4-ая группа – не подлежит экономической оценке.

Экономика ЗО – отраслевая экономическая наука, предметом изучения которой является выявление взаимодействия ЗО как отрасли непроизводственной сферы народного хозяйства с обществом. Она исследует действие объективных экономических законов, условия и факторы обеспечения максимального удовлетворения потребности населения в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенных затратах труда.

Общая экономика ЗО изучает вклад всей системы ЗО в развитие народного хозяйства: прямые и обратные связи, которые существуют между ЗО как спефицической отраслью народного хозяйства и народным хозяйством в целом.

Система хозяйствования – это сложный комплекс, целью которого является удовлетворение потребностей вообще и в здоровье в частности. ЗО оказывает влияние на народное хозяйство путем: а) увеличения числа работающих за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности; б) снижения затрат по социальному страхованию; в) оздоровления среды обитания человека, психического и физического состояния населения.

История экономики ЗО.

Впервые на экономику санитарно-демографических процессов обратил внимание в России Рославский («Исследование о движении народонаселения в России», опубликованное в «Вестнике императора»). Фаве определил расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потерь рабочего времени в связи с болезнью – «Опыт изучения малярии в санитарном отношении». Работа межведомственной комиссии под руководством Рейна подсчитала вред экономическому развитию России от заразных болезней; в 1914 г. прошел первый конгресс по проблемам медицинской экономики, Рейн предложил проект первого министерства ЗО, но его осуществлению помешала война 1914 г.. Томили один из первых попытался синтезировать теорию по экономической демографии и экономике ЗО («Народно-хозяйственная ценность человеческой жизни», «Профилактика и экономика», «Экономика населения и ее социально-гигиеническое и народно-хозяйственное значение» - профилактика является экономикой по своим целям, т.к. она уберегает от растраты человеческих жизней). До 1965 г. в экономике ЗО преобладала идея Сешашко – в ЗО нужно включить столько, сколько нужно, однако вкладывали много, а КПД был низкий, поэтому подходы пришлось изменить.

Задачи экономики ЗО:

1. Правильное определение объема и рациональное использование экономических ресурсов, выделяемых на ЗО.

2. Обоснование неотраслевого экономического эффекта от ЗО и анализ внутриотраслевой эффективности использования ресурсов, имеющихся в системе ЗО (разработка методологии в оценке конечных результатов деятельности системы ЗО)

3. Изучение социально-экономических проблем, связанных с изменениями оплаты труда медицинских работников, теоретических и практических вопросов нормирования труда в ЗО

4. Изучение и оценка экономической эффективности деятельности учреждений ЗО на современном этапе

5. Экономическое обоснование удовлетворения потребностей населения в лечебно-профилактическом обслуживании

6. Проведение экономических экспериментов в ЗО.

Методы экономического анализа в ЗО: бухгалтерский учет; статистический; экспертный; хронометражный; математического моделирования; экспериментальный; анкетирования; интервью и др.

Эффективность системы ЗО определяется рядом эффектов:

а) медицинским – степень достижения медицинского результата; в отношении конкретного больного это выздоровление или улучшение состояния здоровья, восстановление утраченных функций отдельных органов и систем, на уровне ЗО в целом это удельный вес излеченных больных, уменьшение случаев хронизации, снижение уровня заболеваемости населения и др. Медицинская эффективность отражает степень достижения поставленных задач диагностики и лечения заболеваний с учетом критериев качества, адекватности и результативности.

б) социальным – степень достижения социального результата; в отношении конкретного больного это возвращение его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенность медицинской помощью, на уровне всего ЗО в целом это увеличение продолжительности предстоящей жизни, снижение уровня показателей смертности и инвалидности, удовлетворенность общества в целом системой оказания медицинской помощи (данный эффект имеет максимальное значение)

в) экономическим – определяется разницой между экономическим ущербом вследствие заболеваемости до и после проведения активных медицинских оздоровительных мероприятий; общие экономические потери в связи с заболеваемостью населения делятся на прямые (затраты на оказание медицинской помощи, реабилитацию, научно-исследовательскую работу и подготовку медицинских кадров) и косвенные (потери в связи со снижением производительности труда в результате временной или стойкой утраты трудоспособности, преждевременной гибели и др.), при этом на долю прямых экономических потерь приходится около 10%, а на долю косвенных – около 90%; проведение различных медицинских оздоровительных мероприятий, нацеленных на снижение уровня заболеваемости (вакцинация определенных контингентов населения, диспансеризация и др.) уменьшают экономический ущерб вследствие заболеваний.

Основные экономические показатели в ЗО:

1. Фондовооруженность труда – оснаженность труда основными производственными фондами:

2. Фондоотдача – обобщенный показатель использования всей совокупности основных производственных фондов:

3. Производительность труда – количество продукции, производимое в единицу времени (у участкового врача – 5 человек в час)

4. Рентабельность – отношение прибыли, полученной от реализации определенного вида продукции к полной себестоимости ее изготовления. Прибыль – чистый доход. Себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции / услуги, выраженные в денежной форме.

Планирование здравоохранения. Основные принципы планирования. Виды планов.

Планирование – разработка количественных и качественных показателей и мероприятий в области ЗО, направленных на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; сложный динамический процесс в котором условно можно выделить 4 этапа:

- обоснование плана

- составление плана и его утверждение

- контроль за выполнением плановых показателей

- оценка эффективности запланированных мероприятий

Цель планирования ЗО (ПЗО): удовлетворение потребности начеления в медицинской помощи, снижение уровней заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение трудовой активности.

Задачи ПЗО:

1. Обеспечить пропорциональное развитие всех видов медицинской помощи

2. Устранить диспропорции в обеспечении населения ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.)

3. Усовершенствовать формы и методы управления

Значение ПЗО: 1) является способом достижения цели, т.к. планирование одна из функций управления (кроме него, функции управления: организация, руководство, контроль); 2) обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов; 3) обеспечивает деятельность учреждений ЗО и всей системы ЗО в целом.

Различают функционально-отраслевое и программно-целевое планирования.

Основные принципы ПЗО:

1) научность – плановые показатели основаны на достижениях науки и передового практического опыта

2) реальность – возможность выполнения плановых показателей

3) директивность – обязательность выполнения плана при возможности

4) единство текущего и перспективного планирования

5) сочетание территориального и отраслевого планирования

6) экономическая эффективность

7) выбор приоритетов (здоровье женщин и детей, первичная медико-санитарная помощь)

8) открытость – плановые задания необходимо четко довести до исполнителя

9) преемственность – по уровням ЗО и др.

План – перечень количественных и качественных показателей и мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья населения и составляемый на определенный промежуток времени.

Виды планов:

1. По времени:

а) долгосрочные (5 и более лет): перспективные и стратегические

б) среднесрочные (менее 5 лет): текущие и тактические

в) краткосрочные

2. По отрасли

3. По территории действия: республиканские, областные, городсткие, районные

4. По функциональному назначению: план деятельности, план социально-экономического развития, бизнес-план, комплексный план, финансовый план (смета), территориальная программа государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения.

Методы планирования. Нормы и нормативы в здравоохранении. Территориальные программы государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению.

Методы планирования:

1) аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения; планируется:

- обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками

- показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)

- функция врачебной должности

- функция больничной койки (оборот койки) и др.

2) сравнительный метод – составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.) в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет)

3) балансовый метод – обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.)

4) экспертный метод – высокопрофессионален, независим, но не всегда учитывает традиции страны

5) экономико-математический метод – применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.

6) нормативный метод – основа при планировании государственной системы ЗО, его основа – использование норм и нормативов, утвержденных МЗ; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т.е.во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.

Норма – количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.

Норматив – расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных типовых организационно-технических условиях.

Количество коек на 1 врачебную должность – это норматив, а количество физиотерапевтических единиц в год на 1 должность медсестры – это норматив.

Нормы и нормативы могут быть:

а) социальными – направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики и участковыми терапевтами – 1 врач на 1300 жителей, койками – 9 промилле, аптеками – 1 на 8 тыс. жителей, бригадами скорой помощи – 1 на 2, 5 тыс. жителей) и экономическими – направлен на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПО (бюджетные расходы на ЗО - 170 у.е. на 1 жителя)

б) минимальными – отражают уровень необходимых на данном этапе социально-экономического развития условий жизнедеятельности людей и потребности ЗО в ресурсах, ниже которых происходит нарушение нормального процесса функционирования системы охраны здоровья (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и рациональными – ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медицинскому персоналу).

в) комплексные – характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и частные – характеризуют отдельные стороны протекающих процессов

В ЗО действуют нормы и нормативы:

- по сфере применения: местные и отраслевые

- по сроку действия: временные и условно постоянные

- по способу построения: единые и типовые

- по методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные

- по единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т.п.

Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:

1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)

2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)

3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах и др.)

4. санитарно-гигиенические (строительные нормы и правила, предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе)

Основные принципы разработки норм и нормативов:

- использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО

- принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО

- учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах

- разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления медицинских услуг по поло-возрастным и профессиональным группам населения в территориальном разрезе, а также структуры заболеваемости

Функции норм и нормативов:

- анализ достигнутого уровня развития отрасли и результатов деятельности ЛПО

- планирование и прогнозирование деятельности ЛПО

- контроль за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов

- необходимый элемент хозяйственного механизма отрасли для организации работы по оказанию медицинских услуг

7) метод экстраполяции - применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы и др.

Территориальные программы государственных гарантий (ТПГГ) по оказанию медицинской помощи населению определяют виды и объем медицинской помощи, а также условия их предоставления за счет средств бюджета, содержат нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения, утверждаются ежегодно исполнительными органами власти.

Основа ТПГГ – гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно-регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определенный ежегодно МЗ РБ в виде государственных минимальных социальных стандартов в области ЗО.

Законодательные акты при составлении ТПГГ:

1. Конституция РБ

2. Закон о государственных минимальных социальных стандартах

3. Постановление Совета министров РБ о государственных минимальных социальных стандартах в области ЗО (2002 г.)

4. Постановление МЗ РБ об утверждении среднереспубликанских нормативов объема медицинской помощи, которые предоставляются государственными организациями гражданам РБ за счет средств бюджета (число посещений поликлиники 10600 на 1 тыс., уровень госпитализации 220 на 1 тыс., средняя длительность лечения 11, 7 дней, число вызовов скорой 260 на 1 тыс. и др.)

5. Инструкция по разработке и реализации ТПГГ

Также необходимо знание нормативов обеспечения медицинской помощью (норматив бюджетного финансиярования на 1 человека, обеспеченность врачами первичного звена – 1 на 1300, обеспеченность койками – 9 на 1000 населения, аптеками – 1 на 8000 жителей, бригадами СМП – 1 на 12, 5 тыс. жителей), показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность), данные о финансах.

Структура ТПГГ:

1. Общие положения

2. Перечень видов медицинской помощи, представляемой населению за счет бюджета конкретного района

3. Условия предоставления медицинской помощи населению

4. Объемы медицинской помощи

5. Обязанности и ответственность местных органов власти и органов ЗО






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.