Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъектов хозяйствования. Определение показателей эффективности внешнеторговых сделок — важная, но не единственная составляющая работы по оценке эффективности ВЭД предприятия






Определение показателей эффективности внешнеторговых сделок — важная, но не единственная составляющая работы по оценке эффективности ВЭД предприятия. В основе должен быть поиск путей ее повышения. Задачей субъектов хозяйствования является постоянный мониторинг динамики эффективности, выявление внутренних и внешних резервов, их использование, ликвидация неэффективных коммерческих операций. Следует помнить, что резервы эффективности заложены в производственных подразделениях предприятий, оперативности и слаженности связей между ними, в отношениях предприятия с поставщиками сырья, материалов, других видов ресурсов и потребителями готовой продукции. Наряду с определением основного критерия эффективности сделки — уровня рентабельности — немаловажное значение имеет оценка и других показателей, характеризующих эффективность ВЭД предприятия. Среди них следует назвать динамику внешнеторгового оборота предприятия, его ассортиментную и географическую структуры, конкурентоспособность товарных и ассортиментных групп, освоение новых рынков и новых товаров, уровень влияния новых технологий в снижении издержек, долю прибыли от ВЭД в составе прибыли предприятия, долю экспортных поставок в общем объеме производства.

Конкурентоспособность.

Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.

Конкурентоспособность компании — это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.

О величине технического параметра потребитель оценивает, насколько свойство изделия, представленное данным параметром, удовлетворяет соответствующий элемент его потребности. Это можно выразить в количественной форме как процентное отношение величины указанного параметра к величине того же параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью. Полученный показатель может быть назван единичным параметрическим показателем:

qi = pi/pi100 x 100%, (6.13)

где qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру; pi - величина i-го параметра для анализируемого изделия; pi100 - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

Для получения на базе этих единичных показателей группового показателя, характеризующего соответствие изделия данной потребности, необходимо их объединить с учетом значимости (веса) каждого единичного показателя в общем наборе:

Iт.п. = q1 x a1 + q2 x a2 + < +qn x an, (6.14)

где Iт.п. - групповой параметрический показатель по техническим параметрам; qi - единичный параметрический показатель по i-му техническому параметру; аi - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность; n - число параметров, участвующих в оценке.

Полученный групповой показатель Iт.п. характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров.

Национальные факторы.

Исторически конкурентоспособность страны определялась наличием сырьевых ресурсов. Так, страны, обладающие богатыми запасами природных ресурсов, по сравнению со своими конкурентами располагали большим капиталом, тем самым имея возможность использовать передовую технологию и более квалифицированную рабочую силу. Все четыре фактора (сырье, финансовые и трудовые ресурсы, технология), а также эффективный менеджмент определяли успех компаний данной страны.

Ресурсы и возможности компании. Конкурентоспособность международной компании определяется и ее внутренними характеристиками. Для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны компании, определить ресурсы, а также ее возможности и инновационный потенциал. Таким образом, анализируются материальные и финансовые активы, технологические, производственные и сбытовые возможности компании. Полученные результаты используются при формулировании и разработке стратегии компании. При этом необходимо учитывать преимущества международного разделения труда (человеческие ресурсы, месторасположение производственных мощностей, каналы сбыта, финансирование и кредитование подразделений), начиная со стадии закупок и заканчивая реализацией продукции.

Конкурентоспособность страны обуславливает достижение определенного уровня конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров. При этом конкурентоспособность национальной экономики, определяется, с одной стороны способностью экономических институтов формировать благоприятные условия, с другой – возможностью фирм и отраслей воспользоваться этими условиями для создания и развития устойчивых конкурентных преимуществ. Международная конкурентоспособность экономики предполагает рассмотрение страны: во-первых, как самостоятельной автономной системы, состоящей из ряда взаимосвязанных подсистем; во-вторых, как отдельного субъекта мировой экономики, вступающего с другими субъектами в международные конкурентные отношения. Основными составляющими конкурентоспособности являются: качество национальных ресурсов, эффективность их использования, положение страны в системе мирохозяйственных связей.

Выделяют 2 группы факторов, влияющих на экономическую эффективность: внешние (т.е. факторы зарубежной среды) и внутренние (факторы национальной среды). К внешним относят:

- международные политические конфликты;

- социальные конфликты;

- международные политические союзы;

- международные политические и экономические соглашения;

- особенности структуры зарубежной экономики;

- зарубежные традиции в части их влияния на спрос на экспортируемый товар/услугу;

- особенности зарубежного законодательства;

- уровень надежности зарубежных партнеров;

- возможные проблемы с доставкой и хранением товара из-за климатических условий и т.д.

К внутренним можно отнести:

- политические конфликты внутри страны;

- изменение условий рынка;

- нестабильность экономики;

- инфляция;

- конфликты с политическими группировками;

- конфликты с местными деловыми кругами;

- особенности национального законодательства;

- государственное участие во внешнеторговой деятельности: льготирование, субсидирование, демпинговые и антидемпинговые меры;

- предлагаемый ассортимент товаров/услуг;

- развитие отечественного рынка сырья, комплектующих, запчастей и т.д.

Все эти факторы оказывают, в основном, косвенное влияние на эффективность внешнеторговой деятельности, уменьшая или увеличивая объем затрат на ее ведение либо сумму получаемого от нее дохода.

Однако для оценки эффективности внешнеторговой деятельности недостаточно оценки косвенного влияния перечисленных факторов на цену и условия сделки. Существует множество методов, позволяющих с точки зрения различных подходов оценить эффективность внешнеторговой деятельности предприятия/организации. Три подхода к определению эффективности: во-первых, через коэффициенты эффективности экспортно-импортных операций; во-вторых, по показателям рентабельности; в-третьих, по показателям объема продаж. Далее показатели эффективности в целях наглядности будут рассматриваться для экспортно-импортных операций, а затем будут описаны тонкости оценки бартерных и, в частности, толлинговых операций.

Коэффициенты экономической эффективности.

Для обозначения эффективности экспортной операции используется Ee. По своему экономическому смыслу Ee1 - это показатель отдачи затрат фирмы на экспорт, рассчитанный с учетом курса иностранной валюты на определенную дату.

Экономический смысл показателя Ee2 заключается в том, что он характеризует отдачу экспортной операции во внутренних ценах. Показатель Ee3 отражает уровень эффективности экспортной операции. Кроме того, очевидно, что если Ee1 > 2 и Ee2 > Ee3, то экспорт этого вида товаров является выгодным для фирмы.

Абсолютная экономическая эффективность экспорта (Eeа) определяется расчетом:

Eeа = Овр + Вр – Зex, (6.15)

где Овр - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд фирмы, рассчитанный пересчетом валютной выручки в рубли по курсу на дату поступлений валюты; Вр - рублевая выручка от обязательной продажи валюты; Зex - полные затраты фирмы на экспорт, равные сумме себестоимости производства, накладных расходов и экспортной пошлины.

Для обозначения эффективности импортной операции применяется Ei. Оценка экономической эффективности импорта проводится отдельно по товарам производственного назначения и товарам народного потребления. В расчетах используют понятие " полная цена потребления импортных товаров производственного назначения":

ЦП = Цп + Эр, (6.16)

где Цп - покупная цена импортируемого товара производственногоназначения; Эр - эксплуатационные расходы при использовании импортного товара производственного назначения.

Эр = См + Сэ + Ср + С3 + ЗП, (6.17)

где См - стоимость материальных ресурсов; Сэ – стоимость энергетических ресурсов; Ср - затраты на ремонт; Сз - затраты на приобретение запасных частей; ЗП - заработная плата работников.

По товарам народного потребления (ТНП) экономическую эффективность импортной операции определяют так:

Ei = Цр – Зi, (6.18)

где Цр - цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке; Зi - затраты на импорт ТНП.

Таким образом, рассмотренная методика определения экономического эффекта по экспортным операциям определяется отношением результатов к затратам, а экономический эффект по импортным операциям - отношением затрат на импорт к результатам импортной операции.

Показатели рентабельности.

Рост рентабельности продаж определяется или ростом цены на реализуемую продукцию, выполняемые работы, или снижением затрат на производство и реализацию. Этот показатель характеризует конкурентоспособность продукции.

Показатели измерения эффективности через объем продаж. Коэффициент оборачиваемости активов фирмы измеряет не только скорость оборота активов, но и отдачу с авансированных средств. Коэффициент оборачиваемости можно рассчитывать отдельно по основным средствам и оборотным активам.

Отношение объема реализации к основному капиталу есть показатель фондоотдачи основных средств.

Отношение объема реализации к капиталу оборотному – показатель отдачи оборотных активов фирмы.

Для некоторых организаций целесообразно рассчитать коэффициент отдачи по материально-производственным запасам. Это те предприятия, которые производят материалоемкую продукцию, или те, для которых объем экспорта значительно зависит от цены на экспортируемую продукцию.

Снижение этого показателя означает ухудшение сбыта готовой продукции или увеличение запасов сырья, материалов, например, в связи с ожидаемым ростом цен.

Эффективность экспортной операции может быть определена по показателю доли издержек производства в выручке от экспорта, т.е. по коэффициенту затрат.

Наконец, эффективность труда работников предприятия рассчитывается через коэффициент выработки, определяющий товарооборот по экспортно-импортным договорам в расчете на одного работника фирмы.

Экономическая эффективность бартерных операций так же, как и экспортно-импортных, определяется на основе сравнения, соотношения результата и затрат. Особенность товарообменной операции в том, что результатом ее будет стоимостная оценка полученных в обмен за поставленную продукцию товаров, работ, услуг. Эффективность бартерной операции будет зависеть от соотношения цен внутреннего и внешнего рынков.

Что касается их разновидности – толлинговых операций, результатом для предприятия, перерабатывающего иностранное сырье с уплатой за переработку готовой продукции, будет стоимость этой готовой продукции. Затратами для предприятия-переработчика сырья будут затраты, непосредственно связанные с переработкой и доставкой сырья и отправкой готовой продукции.

В зависимости от цели анализа эффективности работы предприятия по внешнеторговым операциям могут рассчитываться как все показатели системы, так и отдельные группы.

Кроме того, для полноты анализа эффективности внешнеторговой деятельности организации, следует учитывать существующие риски, как на этапе заключения сделки, так и на этапе ее завершения: поставки товара/работ/услуг и их оплату. При ведении внешнеторговой деятельности выделяют 3 основных вида рисков:

- риск времени и расстояния - означает продолжительный период перевозки, подготовки товара, получения коммерческого кредита на его оплату, что увеличивает время получения товаров/денежных средств, что увеличивает время, на которое они отвлечены от оборота, что, в свою очередь, затрудняет заключение и исполнение других сделок;

- валютный риск - означает возможное изменение курса валюты, в которой оплачивается товар/услуга, что неблагоприятно отразится на прибыли одной из сторон, а также дополнительные трудности по продаже или покупке такой валюты для или после оплаты;

- законодательный риск - означает возможные убытки или уменьшение прибыли вследствие ошибок в знании или понимании правил и законов стран партнеров в сфере валютного контроля, лицензирования экспортно-импортных операций, торговых эмбарго, импортных квот и пошлин, стандартов качества и т.д.

Таким образом, сущность внешнеторговой деятельности заключается в перемещении товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности через границу на возмездной основе. Основой для измерения ее эффективности является полученная прибыль от внешнеторговой операции и производные от нее показатели. Для ведения эффективной внешнеторговой деятельности следует учитывать ряд факторов, как внешних, так и внутренних, а также существующие риски.

В заключение вопроса оценки внешнеэкономической деятельности предприятия отметим, что при оценке эффективности отдельных внешнеэкономических проектов как совместной формы сотрудничества в международной теории и практике используются следующие основные методы:

- расчет коэффициентов рентабельности;

- определение чистой приведенной стоимости;

- расчет внутренней нормы доходности (рентабельности);

- расчет срока окупаемости.

Внешнеэкономический проект будет считаться эффективным, если при анализе по одному из указанных методов будет соблюден критерий эффективности, справедливый для указанного метода.

Таким образом, применение метода оценки эффективности ВЭД предприятия определяется целью данного анализа, при обосновании целесообразности и результативности проводимых внешнеэкономических операций используются показатели эффекта экспорта (импорта), базовые и альтернативные коэффициенты экспорта (импорта). Для масштабной оценки всей ВЭД предприятия, оценки его экспортного потенциала приемлема система показателей, базирующаяся на оценки рентабельности (доходности) внешнеэкономических операций, деловой активности ВЭД и валютной самоокупаемости. Оценка эффективности отдельных внешнеэкономических проектов проводится с применением методов финансового анализа инвестиционных проектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.