Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирования






 

Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

- фискальную - пополнение госбюджета;

- протекционистскую - защита отечественных производителей;

- регулирующую - связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РБ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Процесс государственного таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, в частности, представляет собой механизм, включающий в себя ряд методов и инструментов по обеспечению порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и других средств реализации таможенной политики.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите национального рынка; стимулирование развития национальной экономики, содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства.

Основными средствами реализации таможенной политики являются:

- установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

- осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами;

- участие государства в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Элементом таможенного регулирования является таможенная территория государства. Таможенную территорию составляют сухопутная территория, внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенное регулирование осуществляется различными методами, которые подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на использовании государственных правил, нормативов, запретов, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъекты внешнеэкономической деятельности, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. По своей сути административные методы противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается. Среди административных методов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить дискриминацию импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Главную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и современных условиях играют экономические методы, как соответствующие природе рыночных отношений и воздействующие на ввоз товаров и формирование конкретной среды на внутреннем рынке через механизм цен. При применении этих инструментов за покупателем сохраняется свобода выбора между импортными и схожими отечественными товарами, что является одним из важнейших условий функционирования нормальных рыночных отношений. Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности основываются на применении экономических инструментов: импортных и экспортных таможенных пошлин; налога на добавленную стоимость и акцизов, таможенных сборов и других таможенных платежей. Используя экономические инструменты, государство воздействует па экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности, сохраняя при этом за ними полную оперативную самостоятельность.

Экономические и административные методы являются по своей природе принципиально различными, но, тем не менее, на практике взаимно дополняют друг друга. Экономические методы подразделяются: на нетарифные; тарифные.

Нетарифные методы – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера. Цель этих мер – усиление конкурентных позиций импортирующего государства, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. В отношении экспортных операций нетарифные ограничения используются также для защиты национальных рынков. К нетарифным методам регулирования относятся:

- квотирование – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю;

- добровольные экспортные ограничения – добровольное обязательство страны-экспортера по ограничению экспорта в данную страну;

- экспортные субсидии – льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу (в результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем), экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.д.); Такое субсидирование также возможно в форме прямого финансирования НИОКР и экспортного производства

- демпинг – продажа экспортером своего товара на зарубежном рынке по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера (демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию, во-вторых, демпинг может стать результатом политики монополии по дискриминации в ценах); выделяют разбойничий демпинг, т.е. временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели; постоянный демпинг в свою очередь продолжается неограниченное время;

- международные картели – монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами с целью установления выгодных цен;

- торговое эмбарго –1) государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определенного вида ценностей, золота, ценных бумаг, валюты 2) блокирование торговли с определенными странами по решению ООН

Тарифные методы являются основой экономического регулирования внешнеэкономической деятельности и позволяют сокращать нерациональный импорт и выравнивать сальдо торгового баланса государства. Таможенные пошлины являются основой тарифных методов. В последнее время наравне с таможенными пошлинами и другие таможенные платежи (налог на добавленную стоимость, акцизы и сборы, взимаемые при таможенном оформлении) занимают достойное место в регулировании внешнеэкономической деятельности.

Основными элементами системы таможенно-тарифного регулирования являются: таможенные платежи, таможенные режимы, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (ТН В ЭД Республики Беларусь), страна происхождения товара и его таможенная стоимость.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства о таможенном деле, а также законодательства и международных договоров, контроль над которыми возложен на таможенные органы. Таможенный контроль является особым видом финансового контроля, выступает частью таможенного дела в Республике Беларусь, организуется и осуществляется в зонах таможенного контроля, а также в свободных экономических зонах и на свободных складах на всей таможенной территории Республики Беларусь. Таможенный контроль охватывает следующие стадии движения товара: производство, хранение, покупка, продажа, погрузка, разгрузка, упаковка, транспортировка, страхование, использование.

Основными задачами таможенного контроля являются:

- создание условий, способствующих развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе ускорению внешнеторгового оборота;

- разрешительный порядок перемещения через таможенные границы товаров и транспортных средств;

- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенного законодательства и правил, а также пересечение через таможенные границы наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;

- правильное определение таможенной стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств;

- своевременное и полное взимание таможенных платежей;

- ведение таможенной статистики внешней торговли;

- осуществление валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов.

Объектами таможенного контроля являются:

- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенные границы республики;

- документы и сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах;

- физические и юридические лица – владельцы товаров или лица, действующие по их поручениям, – таможенные брокеры, декларанты, таможенные перевозчики;

- соответствие фактических обстоятельств установленному порядку перемещения товаров и транспортных средств;

- возможность предоставления и соблюдения таможенных режимов, выбранных декларантами с согласия таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств.

Существуют следующие формы таможенного контроля:

- проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

- таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр);

- учет товаров и транспортных средств;

- устный опрос физических лиц и должностных лиц;

- проверка системы учета и отчетности;

- осмотр территории и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- обеспечение уплаты таможенных платежей.

Нормативным обеспечением реализации таможенного регулирования является законодательная база страны. Законодательство в данной сфере может включать национальные нормативные акты, двусторонние соглашения, а также многосторонние соглашения в рамках торговых организаций (интеграционных группировок преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз и торговые объединения – ВТО международные картели (ОПНК)). Основные вопросы таможенного регулирования в Республике Беларусь определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь. Законом «О таможенном тарифе» и др. нормативными документами. Таможенное дело в Республике Беларусь относится к ведению Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь и Государственного Таможенного Комитета.

Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу: товаров, вывозимых с таможенной территории РБ и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств РБ за рубежом; товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РБ, дислоцированными на таможенной территории РБ и за пределами этой территории; товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований; товаров, вывозимых в государства - бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности РБ, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах РБ на некоммерческой основе; белорусских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.