Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функции органов государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь






Высшим уровнем управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.

Специальным государственным органом, осуществляющим общую координацию внешнеэкономической деятельности в республике, является Министерство иностранных дел Республики Беларусь (МИД РБ). В своей деятельности оно подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.

В процесс управления ВЭД также вовлечены Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальному банку Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Белорусская торгово-промышленная палата

На Министерство иностранных дел Республики Беларусь возложены задачи разработки решений по вопросам государственной внешней политики и обеспечению их реализации, совершенствованию форм сотрудничества с зарубежными странами, координация деятельности предприятий и государственных органов в области торгово-экономических отношений с иностранными партнерами, принятия мер по стимулированию развития экспортно-импортных операций.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь выполняет следующие функции:

- разрабатывает проекты международных договоров республики, проводит работу по их заключению и исполнению;

- разрабатывает предложения по приведению законодательства республики в соответствие с международными обязательствами;

- осуществляет анализ отчетного торгового и платежного балансов и разрабатывает их прогнозные показатели;

- устанавливает связи и развивает сотрудничество с зарубежными и международными организациями;

- ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в Беларусь, обеспечивает соблюдение единого государственного протокола республики;

- принимает участие в работе по привлечению в экономику республики иностранных производственных и финансовых инвестиций и анализирует их эффективность;

- совместно с заинтересованными сторонами участвует в антидемпинговых расследованиях в отношении товаров (работ, услуг), производимых юридическими и физическими лицами республики Беларусь;

- оказывает содействие в создании за рубежом торговых домов, консалтинговых фирм.

Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает и проводит единую государственную социально-экономическую политику страны в целом и, в частности, в сфере международного сотрудничества, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерство управляет государственным имуществом и приватизацией, поддерживает предпринимательство, координирует проведение государственной инвестиционной политики, обеспечивает противодействие монополистической деятельности и конкуренции. Для этого в его структуре с правом юридического лица созданы департамент по предпринимательству, департамент по санации и банкротству, фонд государственного имущества. Выполняя функции координации инвестиционной политики, Министерство экономики Республики Беларусь разрабатывает меры по привлечению иностранных инвестиций, созданию и функционированию СЭЗ на территории республики, проводит экспертизу инвестиционных проектов, взаимодействует с международными финансовыми институтами.

Министерство финансов Республики Беларусь регулирует кредитно-денежную сферу, участвует в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Значительное место в системе регулирования внешней экономической деятельности принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Совместно с Министерством финансов Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности. Он регулирует валютные операции и курс белорусского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций, участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК) выполняет следующие функции:

- принимает участие в разработке таможенного законодательства и реализации таможенной политики Республики Беларусь;

- осуществляет контроль за пересечением государственной границы республики гражданами и грузами путем декларирования грузов и имущества;

- участвует в изменении ставок таможенных пошлин, а также размеров таможенных сборов;

- осуществляет взимание таможенных пошлин, сборов;

- осуществляет защиту интересов Беларуси от незаконного вывоза грузов, ценностей;

- проводит конфискацию грузов, имущества, незаконно ввозимых в республике;

- ведет таможенную статистику;

- принимает участие в валютном и экспортном контроле.

Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики, промышленных, научно-технических и торговых связей Республики Беларусь с другими странами. Она основана на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республики. БелТПП выражает интересы белорусских производителей товаров, работ и услуг, независимо от формы собственности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и за ее пределами.

БелТПП осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию белорусской экономики, интегрированию ее в мировую хозяйственную систему, формированию рыночной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, осуществлению и упорядочению внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, а также решению торгово-экономических связей республики с другими странами.

БелТПП выполняет следующие функции:

- оказывает помощь белорусским субъектам хозяйствования в развитии производства конкурентоспособной продукции, осуществлении их хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

- содействует привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;

- содействует развитию экспорта белорусских товаров, работ и услуг, оказывает практическую помощь белорусским субъектам хозяйствования в проведении операций на внешнем рынке;

- организует обучение специалистов современным методам ведения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, в том числе в других странах;

- представляет и защищает интересы членов БелТПП при осуществлении внешнеэкономической деятельности, как в республике, так и в иностранных государствах;

- осуществляет консультационно-информационную деятельность по вопросам исследования и освоения зарубежных рынков, поиска иностранных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству;

- распространяет информацию об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале республики, обычаях и правилах международной торговли.

Свои функции БелТПП выполняет следующими методами:

- организует международные, национальные выставки и ярмарки, деловые встречи, конференции, семинары в республике и других странах;

- подтверждает подлинность документов, используемых в международном экономическом обороте, свидетельствует форс-мажорные обстоятельства;

- удостоверяет сертификаты происхождения; проводит все виды экспертиз товаров, сырья, оборудования и собственности; определяет принадлежность к собственному производству продукции, работ и услуг субъектов хозяйствования; осуществляет сертификацию соответствия продукции; определяет код товара в соответствии и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, осуществляет деятельность в качестве таможенных агентов;

- выполняет заявки белорусских и иностранных юридических и физических лиц по патентованию изобретений, промышленных образцов, разработке и регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований, а также выполняет функции, связанные с охраной промышленной и интеллектуальной собственности;

- осуществляет перевод документации, справочных и информационных материалов;

- оказывает содействие белорусским и иностранным предпринимателям в поиске партнеров для сотрудничества;

- развивает сотрудничество с торгово-промышленными палатами, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств, содействующими развитию внешнеэкономической деятельности;

- оказывает юридические услуги, в том числе в области внешнеэкономической деятельности.

Среди основополагающих принципов государственного регулирования выделяют следующие:

- уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров;

- внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с действующим законодательством;

- строгое соблюдение международных обязательств;

- государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях;

- во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования.

В основу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь положены как международные, так и внутренние правовые акты.

Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние.

Республика Беларусь является членом более 40 международных организаций. Их деятельность охватывает все сферы международного сотрудничества. Накопленный опыт участия в работе этих организаций позволяет Республике Беларусь активно участвовать в многостороннем сотрудничестве в рамках специализированных и региональных организаций.

В настоящее время Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ. Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке изымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, соглашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других.

Республикой Беларусь ратифицированы также соглашения и договоры с рядом международных организаций (Международной организацией по миграции, Промышленному развитию ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.)

При регулировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности Республика Беларусь руководствуется рядом положений, зарегистрированных Конституцией Республики Беларусь, а также законами и специальными актами.

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является создание эффективная работа а рамках Союзного государства Беларуси и России, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, развитие устойчивых внешнеэкономических отношений с Польшей и странами Балтии и другими странами Европейского экономического союза, установление новых внешнеторговых контактов.

Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на международную деятельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь.

Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь.

На начальном этапе формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь», «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «О таможенном тарифе». Законодательная база в сфере государственного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Таможенный кодекс таможенного союза (с поправками новая редакция), «Об экспортном контроле», «О свободных экономических зонах», «О внешней трудовой миграции» и др. Кроме того, в ранее принятые законодательные акты внесены существенные изменения, что значительно повысило эффективность государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешнеэкономической деятельности также осуществляется с помощью специальных постановлений и распоряжений правительства, министерств, ведомств, национального банка и других организаций по вопросам формирования валютных фондов, проведения валютных и экспортно-импортных операций, привлечения иностранных инвестиций, осуществления совместных с зарубежными партнерами проектов.

В Республике Беларусь регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью механизмов тарифного, нетарифного, валютно-финансового и налогового регулирования. Они обусловлены межгосударственными соглашениями и договоренностями, едиными правилами взаимодействия на мировом, широким набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного стимулирования экспорта и ограничения импорта. Методы регламентирования внешней торговли в международной практике представлены на рисунке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.