Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кафедра теории, истории государства и права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Работа допущена к защите

и.о.зав. кафедрой теории, истории

государства и права к.и.н., доцент

____________________Саая С.В.

«____»_____________ 2015 г.

 

Курсовая работа

 

по дисциплине теория государства и права

на тему: «Государство и правовой статус личности»

 

Выполнила: студентка 1 курса, 214,

ФИО Чульдум Ангыр-Чечек Михайловна__________________________

Научный руководитель: к.и.н., доцент кафедры теории, истории государства и права Саая С.В. _______________________

 

 

Работа защищена «____»_________ 2015 г.

На оценку «____» _______________

 

 

Кызыл – 2015

Введение

Глава I Государство, права человека и гражданина.

1.2. Понятие, виды, структура правового статуса личности

1.3. Гражданство: понятие и принципы

 

Глава II Взаимодействие государства и личности в правовом государстве

2.1. Роль правового государства в сфере реализации прав и свобод личности

2.1.1.Свободы и законные интересы личности

2.1.2. Обязанности личности

2.1.3. Гарантии правового статуса личности

Глава III Взаимная ответственность государства и личности

3. Понятие, признаки и виды правонарушений

 

Заключение

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в современной концепции основных прав и свобод человека и гражданина, воплотившейся в ныне действующей Конституции Российской Федерации, определяющее место принадлежит правовому государству, юридически гарантируется государственная, прежде всего судебная, защита прав и свобод человека и гражданина, подчёркивается признание и гарантия прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также положение о том, что непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина определяют как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем, взаимоотношения государства с правами и свободами личности, их взаимообусловливающие отношения и зависимости остаются не в полной мере исследованными. Более того, распространены суждения, исходящие из представления о несовместимости основных прав и свобод с государством как таковым. В то же время в условиях переходного периода к новому общественному строю и к новой эпохе, как никогда ранее, требуют осмысления проблемы соотношения и взаимодействия Российского государства с правами и свободами человека под углом зрения происходящего процесса органического соединения универсальных, общечеловеческих ценностей. Постоянно возникающие в современных условиях новые явления, нуждаются в глубоком осмыслении и обобщении. Это касается и потенциальных возможностей политико-правовых институтов, их значимости, эффективности, степени воздействия на ход развития общества. Среди них важное место занимает институт прав и свобод граждан. Место и роль личности в правовой системе наиболее полно молено охарактеризовать через категорию правового статуса, который позволяет раскрыть реальное (фактическое и юридическое) положение личности в обществе. В этом контексте проблемы правового государства и основных прав и свобод человека представляют особую актуальность с позиций современной юридической теории и практики. На фоне этого следует согласиться с мнением о том, что главное в сущности права, основанного на принципиально иной, демократической концепции юридического опосредования общественной жизни, связано с обеспечением свободы, утверждением общечеловеческих ценностей. Собственно, это как раз и есть то, чего люди во все времена ждали от законов. Ведь именно с таких позиций философия права часто предлагала оценить действующее законодательство на предмет того, закрепляет ли оно правовые начала или является «законодательно оформленным произволом». Свобода, равноправие, требование законности, справедливости и гуманности, презумпция невиновности, неотвратимость наказания за нарушение норм права — вот те принципы, которые должны лежать в основе правовой системы и характеризовать правовой статус личности как её составную часть.

Правосубъектность, несомненно, входит в правовой статус, характеризует его, но к нему не сводится. Правосубъектность это свойство, качество субъекта, его способность иметь и самостоятельно осуществлять права и обязанности. Правовой же статус - не свойство, не качество, а положение, состояние лица (гражданина). Из этого вовсе не следует, что правосубъектность гражданина не имеет никакого отношения к его правовому положению. Являясь составной частью правового статуса, правосубъектность не может не характеризовать правового положения граждан, однако это все же разные категории. Объектом исследования является правовой статус личности, который как одна из важнейших политико-юридических категорий, составляет самостоятельное научное направление в общей теории государства и права. Предметом курсовой работы стал правовой статус личности в условиях формирования правового государства в российском обществе, направленной на обеспечение механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина в обновляющейся правовой системе Российской Федерации.

Курсовая работа выполнена на основе анализа разнообразных источников права.

Целью курсовой работы является комплексное изучение теоретических проблем деятельности правового государства в сфере реализации основных прав и свобод граждан на современном этапе развития российского общества. В связи с этим цель курсовой работы конкретизируется в следующих задачах:

1. понятие и раскрыть содержание правового статуса личности;

2. исследовать роль правового государства в сфере реализации прав и свобод человека;

4. изучить взаимную ответственность государства и личности;

5. роль органов государственной власти в обеспечении прав и свобод личности в условиях формирования в российском обществе правового государства;

В курсовой работе конкретизируется положения: принципы свободы, равноправия, требование законности, справедливости, гуманности, презумпция невиновности, неотвратимость наказания за нарушение норм права должны лежать в основе правовой системы общества и характеризовать правовой статус личности как её составную часть. Нарушения при реализации основных прав и свобод, а также не соблюдение отдельными государственными органами и должностными лицами действующего законодательства, проявление с их стороны формализма и пренебрежения к правам и свободам граждан указывают на необходимость выработки более действенного механизма по контролю за соблюдением прав и свобод человека в Российской Федерации через все структуры российского государства и международные органы. Наличие критерия обусловленности основных прав и свобод конституционными принципами правового статуса человека и гражданина, гарантированных государством, предопределит оценку принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет их соответствия данному критерию ибо осуществление мер по соблюдению государством конституционных гарантий прав и свобод человека является его важнейшей функцией.. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии.

 

 

Глава I Государство, права человека и гражданина.

 

Основное различие между данными понятиями заключается в том, что «права гражданина» обусловлены принадлежностью лица к тому или иному государству, а «права человека» не связаны такой принадлежностью.

«Права человека» присущи каждому человеку как таковому в силу его рождения. Они наполняют собой то, что в течение многих столетий именуется естественным правом.

В основе естественного права лежат естественные, неотчуждаемые, неизменные «права человека».

Содержание этих прав объективно предопределено естественной, биологической и духовной природой человека. В частности, из инстинктивного стремления людей к физическому самосохранению в качестве естественного права логически выводится, предполагается право человека на жизнь; из безусловной необходимости удовлетворения различных потребностей людей выводится в качестве естественного права право собственности и т. д.

В дальнейшем с возникновением государства появляется также и так называемое позитивное право, право «рукотворное», т. е. нормы поведения, созданные, установленные государством, людьми и выраженные в законах, судебных прецедентах, договорах и в других юридических источниках позитивного права. Соответственно различению естественного и позитивного права проводится принципиальное различие между, с одной стороны, правами человека как возможностями, возникающими и существующими помимо государства, закона, присущими каждому в силу факта рождения человеком, и с другой — «правами гражданина», т. е. юридическими возможностями, установленными конкретным государством для своих граждан.

Несмотря на то, что эти суждения, представления имели в большей степени идеологический, ценностный, нравственный характер, нежели строго научный, они сыграли важную положительную роль, стали практически действенным ориентиром, средством в борьбе людей за достойное существование, за обладание реальными социальными возможностями.

Наряду с понятиями «права человека» и «права гражданина» в научной литературе и в повседневной жизни нередко используется термин и понятие «права личности», охватывающее собой «права человека» и «права гражданина», применительно к любому обществу и государству.

Права личности — это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций.

Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта.

В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т. е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

 

 

1.2. Понятие, виды, структура правового статуса личности

 

Правовой статус — это юридически закрепленное поло­жение личности, выраженное в совокупности прав, свобод и обязанностей, отражающее его фактическое место во взаи­моотношениях с обществом и государством.

Именно через понятие правового статусаможно наибо­лее полно охарактеризовать многообразные связи права и личности. В нем отражаются все основные стороны юриди­ческого бытия индивида: его интересы, потребности, взаи­моотношения с государством, трудовая и общественно-по­литическая деятельность, социальные притязания и их удов­летворение. Это собирательная, аккумулирующая категория.

В основе правового статуса лежит фактический социальныйстатус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это поло­жение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. В догосударственном обществе определенный социальный ста­тус был, а правового нет, поскольку там не было права.

Подобное неправовое состояние можно отразить поняти­ем социально-нормативного статуса, т.е. такого, который определяется соответствующими социальными нормами и отношениями. Его важнейшей органической частью в даль­нейшем стал правовой статус, т.е. совокупность прав, сво­бод, обязанностей и законных интересов личности, призна­ваемых и гарантируемых государством.

Говоря о правах и свободах личности, полное и реальное представление о них нельзя будет получить, если не рассмотреть эти явления в составе правового статуса личности. Прежде всего эта категория имеет собирательный, универсальный характер. Она вмещает в себя: 1) правовой статус гражданина; 2) правовой статус иностранного гражданина; 3) правовой статус лица без гражданства; 4) правовой статус беженца; 5) правовой статус вынужденного переселенца.

Также в данной категории находят отражение индивидуальные особенности человека и действительное его положение в общей системе многообразных общественных отношений.

Права и свободы составляют базу правового статуса личности, поэтому не могут быть реализованы без других его компонентов (например, без обращающихся к правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в некоторых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как основных черт волевого и осмысленного поведения человека).

Категория правового статуса дает возможность увидеть права, свободы, обязанности личности в ее целостном, системном виде, позволяет проводить сравнение статусов, открывает пути для их дальнейшего совершенствования.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

  1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;
  2. правосубъектность;
  3. основные права и обязанности;
  4. законные интересы;
  5. гражданство;
  6. юридическая ответственность;
  7. правовые принципы;
  8. правоотношения общего (статусного) типа.

1.3. Гражданство: понятие и принципы

 

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпо­сылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государ­ством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с граждан­ством в Российской Федерации, регулируются Конститу­цией Российской Федерации и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство — правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории. Гражданином госу­дарства лицо является не в силу проживания на его терри­тории, а вследствие существования между лицом и государ­ством особых связей, составляющих содержание государ­ства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается в их общем право­вом нормировании и в индивидуальном юридическом оформ­лении гражданства каждого данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, по­рядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его граждан­ство. Такими документами считаются паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Устойчивый характер отношений гражданства заключа­ется в их постоянстве, длящемся от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекраще­ния, не допускающего расторжения гражданства в односто­роннем порядке. Определение в Федеральном законе Российской Федера­ции гражданства как связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязан­ностей, определило новую концепцию взаимоотношения личности и государства.

Конституция Российской Федерации и Федеральный за­кон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливают общие основы, которые определяют сущность отношений гражданства:

  1. гражданство Российской Федерации является единым;
  2. гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения;
  3. гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в за­креплении законом нормы о том, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданст­во, и, во-вторых, Конституция и Закон закрепляют право гражданина Российской Федерации изменить гражданство;
  4. Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства;
  5. конституционный принцип гражданства — предостав­ляемая гражданину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), которая реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства;
  6. российское законодательство исходит из принципа со­хранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации;
  7. гражданство Российской Федерации основано на отри­цании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Фе­дерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении граж­данства другим супругом;
  8. принципы покровительства и защиты граждан Россий­ской Федерации, находящихся за пределами Россий­ской Федерации, закреплены в Конституции Россий­ской Федерации (ст. 61) и в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации».

Делами о гражданстве ведают федеральные органы ис­полнительной власти в сферах внутренних и иностранных дел, кроме них вопросы гражданства — это сфера полномо­чий Президента РФ.

 

Глава 2. Взаимодействие государства и личности в правовом государстве

2.1. Роль правового государства в сфере реализации прав и свобод личности

 

Классификации прав человека осуществляется по различным основаниям:

1) по происхождению:

— естественные права (право на жизнь, личная непри­косновенность);

— позитивные (волеустановленные) права (право на за­щиту от безработицы);

2) по правовому статусу субъекта:

—права человека (право на объединение);

— права гражданина (право участвовать в управлении делами государства);

3) по количественному признаку:

— индивидуальные права (право пользоваться родным языком, право выбирать язык общения и обучения);

— коллективные права (право на забастовку);

4) по содержанию:

—личные (право свободно передвигаться и выбирать место жительства);

— политические (избирать и быть избранным):

— социально-экономические (право собственности);

— социо-культурные (право доступа к культурным ценностям).

Существуют и иные подходы к классификации прав человека.

Естественные права:

- право на жизнь (абсолютное право, не подлежит огра­ничениям);

- право на охрану чести и достоинства личности (ника­кие обстоятельства, в том числе чрезвычайные, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства);

- неприкосновенность личности, частной жизни и жи­лища (каждый человека вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы по собственному же­ланию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей);

-право на национальную идентификацию (право каж­дого определять свою этническую принадлежность);

-свобода передвижения (право свободно передвигаться и выбирать место жительства);

свобода совести (каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения).

Политические права предназначены для непосредственного участия граждан государства в управлении обществом.

Политические права:

- право на гражданство и правосубъектность;

- равный доступ граждан к государственной и муници­пальной службе;

- право на участие в формировании представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- проявляется в необходимости четкого законодательного ре­гулирования, к примеру, форм государственного правле­ния и устройства, отношений собственности, гражданства, основных прав и свобод граждан, и т.п. Другими словами, субъекты не могут вопреки воле государства устанавливать необходимые им правоотношения.

Нормы права — это статичная форма правового регулирование, а правоотношение — динамичная.Правоотношение яв­ляется формой реализации юридической нормы. Речь идет о том, что важно не только выработать и установить нормы права, но и воплотить их в реальной практике. Формой та­кой конкретизации и реализации правовой нормы выступа­ют права и обязанности конкретных участников правовых отношений. Именно в правовом отношении и проявляется реальная сила государственного предписания, и достигается определенная цель. Норма права определяет участников правоотношения.

Норма права:

1) в гипотезеуказывает на условия возникновения пра­воотношения;

2) в диспозиции определяет субъективные права и юри­дические обязанности субъектов правоотношения;

3) в санкциисодержит указание на возможные отрицатель­ные последствия в случае нарушения данной нормы и возникающего на ее основе правового отношения.

Правоотношение — результат воздействия юридической нормы на общественные отношения. Это можно представить в следующем: норма права — общественные отношения — правоотношения. Здесь право­вая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие.

Субъекты правоотношений.

Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность

Субъекты права — это участники правоотношений (люди и их объединения), выступающие в качестве носителей пред­усмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны.

Из истории известно, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-про­дажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценны­ми субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий и четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид, как уже говорилось, не может находиться в ка­ком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное право­отношение). С юридической точки зрения в таких правоотношениях, т.е. с множеством субъектов, легко просматриваются две про­тивостоящие стороны — управомоченная и правообязанная. Субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей, хотя иногда в дореволюционной юри­дической литературе (Л. Петражицкий) допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут вы­ступать животные, например лошадь, домашняя собака. В 1593 г. в Российской империи был наказан кнутом и со­слан в Сибирь церковный колокол, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия. В некоторых штатах США животные и сегодня могут быть в качестве субъектов права, участников судебных процессов, становятся наслед­никами и т.д.

Субъекты права разделяются на:

1.индивидуальные (физические лица)

К индивидуальнымсубъектам права относятся:

1.1. граждане Российской Федерации;

1.2. иностранцы;

1.3. лица без гражданства (апатриды);

1.4. лица с двойным гражданством (бипатриды).

2. Коллективныесубъекты права делятся на следующие виды:

2.1. государство;

2.2. государственные органы и учреждения;

2.3. общественные объединения;

2.4. административно-территориальные единицы;

2.5.ссубъекты Российской Федерации;

2.6. избирательные округа;

2.7. религиозные организации (ст. 117 ГК РФ);

2.8. промышленные предприятия;

2.9. иностранные фирмы;

2.10. специальные субъекты (юридические лица).

Не все организации и учреждения могут выступать в ка­честве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям.

Признаки юридического лица(ст. 48 ГК РФ):

1. имущественная обособленность и отвечает им по своим обязательствам;

2. способность от своего имени приобретать соответству­ющие права и нести обязанности;

3. быть истцом и ответчиком в суде.

Само понятие юридического лица имеет значение глав­ным образом в гражданском праве, т.е. в имущественных, обязательственных отношениях.

Правоспособность — это признаваемая государством об­щая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные за­коном права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все гражда­не без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособ­ность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Главное в правоспособности — не сами права, а принципи­альная возможность или способность иметь их. Правоспособ­ность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права:

1) неотделима от личности, нельзя человека лишить пра­воспособности или ограничить;

2) не зависит от пола, возраста, профессии, националь­ности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств;

3)непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

4) по отношению к субъективному праву правоспособ­ность первична;

5) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

Правоспособность — не сумма каких-то прав, не коли­чественное их выражение, а непременное и постоянное граж­данское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Сам термин «правоспособ­ность» весьма точно передает смысл этого понятия.

Различают общую, отраслевую и специальную право­способность.

Общая правоспособность — это принципиальная возмож­ность лица иметь любые права и обязанности из числа пред­усмотренных действующим законодательством.

Отраслевая правоспособность — это возможность приоб­ретать права в тех или иных отраслях права.

Специальная правоспособность — это такая правоспособ­ность, при которой требуются специальные познания или талант (судьи, врачи, ученые, артисты, музыканты и т.д.).

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих ус­тавах и положениях. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность — это не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений.

Дееспособность зависит от возраста и психического со­стояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объе­ме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достиже­нии 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протя­жении всей его жизни, то дееспособность — лишь с опреде­ленного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них вы­ступают их законные представители — родители, опекуны, попечители. Человек должен обладать способностью управ­лять собой, отдавать отчет своим поступкам, иначе он — недееспособен. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с пись­менного согласия родителей, усыновителей или попечите­лей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипен­дией и иными доходами, осуществлять авторские и изобре­тательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ). Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет.

Дееспособность бывает:

1) полная;

2) частичная;

3) ограниченная.

Полная, как уже говорилось, наступает с совершенноле­тием, частичная — с 14 лет, а ограниченная — когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические ал­коголики, наркоманы). В Гражданском кодексе РФ существует понятие эмансипации(ст. 27). Это означает, что несовершеннолетний, дос­тигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Родители, усыновители и попечители не несут ответ­ственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения (деликта). Деликтоспособность наступает с разного возраста, в за­висимости от вида юридической ответственности. Например, административная ответственность наступает с 16 лет, уго­ловная — с 16 лет, а по отдельным видам преступлений — с 14 лет (убийства, разбой, грабеж). У юридического лица все три элемента правосубъектнос­ти возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юридического лица.

 

2.1.1.Свободы и законные интересы личности

 

Свобода личности — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, без принуждения со стороны других субъектов. В привычной конституционной трактовке прав и свобод человека и гражданина, употребляемых как однопорядковые, эти две ипостаси отличаются существенно. Право — это легитимное притязание человека на материальные и духовные блага, на получение которых он обладает правомочием, а свобода — возможность действовать по своему усмотрению без какого-либо внешнего вмешательства и принуждения, независимость от чужой воли во внешнем проявлении. Именно такое понимание свободы стало превалировать с созданием доктрины прав человека. Действующая Конституция Российской Федерации взяла на себя обязательства обеспечивать свободу передвижения и свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Гражданину гарантируется возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода мысли и слова. Другая ипостась свободы личности предполагает неприкосновенность человека. С точки зрения ограждения его самого и его жилища от произвольных арестов, задержаний и обысков. Лишение свободы имеет место, если человек против его воли на какое-то время удерживается в определенном месте. Чаще всего это случается в практике правоохранительных органов, которым в силу своей деятельности приходится посягать на свободу людей. Свободная личность в государстве — это личность, действующая со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей, а не по принуждению. Независимо от политического режима и формы правления за государством всегда сохраняется определенный объем свободы. И чем больше ее у государства, тем меньше ее будет у личности. Поэтому необходима мера свободы государственной власти, которой определяется и задается мера его ответственности. Право призвано устанавливать гарантии каждой личности в беспрепятственном осуществлении принадлежащих ей прав и свобод. Гарантированное от вмешательства власти пространство есть зона свободы и самодеятельности личности. Еще одна категория, которая характеризует правовой статус личности, наряду с правами и свободами — это законные интересы. Мы имеем право на труд, однако почему-то не можем найти работу по специальности; мы имеем право на ежегодный оплачиваемый отпуск, но не всегда можем отдохнуть именно летом; мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание, тем не менее зачастую нам приходится обращаться не в те медицинские учреждения, где бы мы действительно хотели бы лечиться. В подобных случаях участники правоотношений «имеют дело» с категорией «законный интерес».

Законный интерес — это стремление субъекта пользоваться определенными социальными благами и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права потребностей. Содержание законных интересов сводится к следующим основополагающим аспектам:

- их существование немыслимо без того, чтобы субъект правоотношений не стремился к обладанию благом, способным удовлетворить его потребности; •

- стремление к обладанию определенным благом должно соответствовать существующим нормативным предписаниям, смыслу действующего законодательства;

- благо, к которому стремится субъект, не должно быть противоправным, что лишит интерес статуса «законного»;

- несмотря на то, что лицо, обладающее законным интересом, не может потребовать от других лиц его не нарушения, что и отличает последний от субъективного права, законный интерес — самостоятельный объект правовой охраны и защиты. Для того чтобы субъект правоотношения мог реализовать свой законный интерес, ему необходимо обосновать правомерность и законность своих интересов и выдвигаемых в соответствии с ними требований, а также суметь найти и воспользоваться защитой, «способной» исходить от компетентных органов в случае признания ими значимости и правомерности выдвигаемых субъектом притязаний.

 

2.3. Обязанности личности

 

Наряду с правами, свободами и законными интересами в правовой статус личности входят и обязанности. При этом законодатель исходит из того, что блага, получаемые гражданином от государства, являются основанием его обязанностей. У личности возникают различные социальные обязанности перед обществом и государством, выступающим от имени общества.

Различают политические, экономические, юридические, моральные, религиозные, семейные обязанности, которые часто взаимодействуют, дополняя друг друга. Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, то есть уставными обязанностями. Экономические обязанности связаны прежде всего с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы. Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие. Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан. Таким образом, юридическая обязанность есть социально обусловленная и гарантированная необходимая возможность в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права (конституцией, законами), в целях использования определенных благ и ценностей для удовлетворения как собственных, так и общественных, корпоративных и иных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания. Права и свободы человека должны корреспондировать с определенными обязанностями человека и гражданина по их обеспечению в форме активного участия в управлении государством, заключающимися в создании надлежащих условий для реализации прав и свобод граждан либо в организации самого процесса осуществления их личностью. В данном случае утверждается принцип господства права, который охватывает приоритет прав человека по отношению к государству и взаимную ответственность человека перед государством и государства перед человеком. Юридические обязанности удовлетворяют потребности личности в чужих действиях, служат специальным юридическим средством воздействия на других лиц с тем, чтобы вызвать к жизни такую их деятельность, в которой нуждается индивид при реализации его субъективного права. Кроме того, существуют общие (универсальные) юридические обязанности, содержание которых не может быть прямо и непосредственно выведено из субъективных прав личности как их коррелятов в правовых связях и отношениях. Эти юридические обязанности обеспечивают охрану общественных интересов, благ и ценностей, свободу для активных собственных действий, а также свободу от вмешательства со стороны иных лиц в сферу позитивной свободы личности, посягательств на личные блага человека — его жизнь, личную свободу, честь, достоинство и т.д. Целью такого рода юридических обязанностей служит удовлетворение общественных, коллективных интересов, а также интересов других лиц. К числу общих обязанностей граждан РФ следует отнести основные обязанности, установленные в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации73. Особую группу среди общих юридических обязанностей составляют правовые запреты, устанавливающие необходимость воздержания от определенных активных действий. В число правовых запретов входят конституционные запреты всякой проповеди расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения. КоАП РФ, УК РФ, формулируя конкретные составы административных правонарушений и преступлений, тем самым устанавливают правовые запреты, направленные на охрану общественных и личных интересов, благ и ценностей.

В свободном демократическом обществе государство всеми имеющимися у него средствами обеспечивает необходимость поведения, выраженного в юридической обязанности. Таким средством выступает прежде всего убеждение. Если же оно оказывается недостаточным, то к лицам, уклоняющимся от необходимости признанной линии поведения, применяется государственное принуждение. Юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности составляют единую систему. Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов представляет собой их структурную совокупность, то есть деление внутренне единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями материального содержания и правовой формы.

 

Гарантии правового статуса личности

 

Уважение к человеку, признание его достоинства и самоценности ныне становятся главной предпосылкой развития российского общества. Сущность правового положения личности в современном обществе определяется не только официально провозглашенными правами, но и их гарантированностью. Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту.

Общие гарантии — это совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными. Экономические гарантии создают объективные условия, при которых личность получает все более широкие материальные возможности для свободного осуществления своих прав и свобод: развивающаяся рыночная экономика, неуклонное возрастание материальных и культурных благ общества, рост национального дохода, а также рост производственно-технического потенциала, производительности труда; единство экономического пространства, беспрепятственное перемещение товаров, финансов и услуг; добросовестная конкуренция в экономической деятельности, отказ от глобального огосударствления экономики, признание частной и иных форм собственности. Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей личности охватывают отношения труда и капитала, здравоохранения, социального обеспечения, брака и семьи, рождаемости и смертности. Их развитие направлено на обеспечение каждому достойного уровня жизни. Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей определяются и отношениями между социальными слоями, нациями и народностями, коллективами в производственной сфере, в иных областях жизнедеятельности гражданского общества на основе сочетания и единения интересов, на принципах партнерства и социальной солидарности.

Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности — соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: демократия, развитость ее институтов и форм, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни.

Идеологические (духовные) гарантии использования прав и исполнения обязанностей — это деятельность государства и общества, направленная на создание и поддержание условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров. В качестве особого гаранта Конституция РФ признает в России идеологическое многообразие и в то же время однозначно запрещает разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнении юридических обязанностей, в их защите.

Юридические гарантии, в отличие от общих, могут существовать только в рамках определенных правил, процедур, придающих им четкий, упорядоченный характер. Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина основан на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону. Юридические гарантии охраны и защиты прав, обязанностей и законных интересов составляют самостоятельный вид юридических гарантий правового статуса личности, обеспечивают возможность каждому человеку самому либо с помощью органов публичной власти найти необходимую защиту своих прав и свобод, восстановить их в случае нарушения, наказать виновников правонарушений.

Правовая охрана — понятие объемное, широкое. Она предполагает прежде всего регулирование нормального, обычного поведения участников правоотношений. Она заключается в регулятивном потенциале всей совокупности существующих норм, которая необязательно связана с их нарушением или оспариванием. О защите же можно говорить лишь в случае ущемления, создания препятствий на пути реализации прав, свобод и законных интересов, при обращении заинтересованного субъекта в компетентный орган. Таким образом, защита в некотором роде производна от их охраны. Охрана прав и интересов существует в целях недопущения их нарушений, и ее эффективность будет заключаться в беспрепятственной возможности реализации субъектом своих разумных потребностей. К защите участники правоотношений вынуждены прибегать в случае нарушения или при его угрозе. Эффективность защиты проявляется в способах и формах устранения препятствий на пути реализации охраняемых законом интересов и восстановлении нарушенных прав.

Механизм защиты субъективных прав — это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективного права. Средства, обеспечивающие охрану прав и интересов лица, — это меры предупредительного, профилактического характера. Меры как охраны, так и защиты тесно связаны с юридической ответственностью. Однако если охрана лишь потенциально заключает в себе юридическую ответственность, то защита непосредственно оперирует правоохранительным и правообеспечительным механизмом, возлагая на виновную в нарушении чьих-либо прав и интересов сторону ответственность, имеющую различные формы своего выражения в зависимости от характера реализуемых прав и интересов, сопутствующих обстоятельств и многих других условий83. В число юридических гарантий охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности входят следующие закрепленные законом меры (средства, способы):

1) меры профилактики и предупреждения правонарушений: общая профилактика, включающая широкую систему мер экономического социального, политического и идеологического характера, призванных предотвращать правонарушения, устранять возможность их совершения; специальные, принудительные меры предупреждения и устранения причин, порождающих правонарушение со стороны конкретного лица;

2) меры пресечения и другие правообеспечительные меры, направленные на принудительное прекращение противоправных действий. К числу мер пресечения можно отнести удаление пассажиров с различных видов транспорта за безбилетный проезд или нарушение установленного порядка проезда, отстранение от работы за нарушение установленных правил, подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и другие;

3) меры правовой защиты — средства правового воздействия в отношении обязанных лиц с целью восстановления в полном объеме нарушенных прав и точного исполнения обязанностей. Потребность в использовании защиты возникает в тех случаях, когда без вмешательства компетентных органов и должностных лиц не представляется возможным обеспечить интересы управомоченного лица. К мерам правовой защиты следует отнести все процессуальные средства (иски, жалобы, обращения, запросы и др.), при помощи которых потерпевший может возбудить юрисдикционный процесс, направленный на восстановление его нарушенных прав, свобод и законных интересов, наказание правонарушителей;

4) меры юридической ответственности — средства правового воздействия, во-первых, имеющие целью восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов и, во-вторых, носящие штрафной характер и направленные на личность правонарушителя в целях его наказания. К восстановительно-компенсационным мерам относятся: отмена неконституционных и иных неправомерных актов, решений и действий, принудительное исполнение невыполненной обязанности, возмещение причиненного ущерба, устранение препятствий, возникших при осуществлении прав и свобод, в гражданском праве — это принудительный возврат собственнику имущества, полученного другим лицом без правового основания, принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска и др. Карательно-штрафные меры юридической ответственности — это различные виды наказаний, которые по своему характеру могут быть конституционноправовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми, при помощи которых достигается общая и частичная превенция правонарушений, осуществляются задачи перевоспитания граждан, сознательно отступивших от требований норм права. Возложению лишений либо ограничений штрафного характера предшествуют оценка поведения правонарушителя и его осуждение; меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев правонарушений. Надзорно-контрольные меры направлены на выявление нарушений прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, на установление фактов правонарушений. К ним относятся: конституционный контроль, контроль судебных органов, прокурорский надзор, внутриведомственный и общественный контроль. Органы, осуществляющие контроль и надзор, проводят профилактическую работу, принимают меры к пресечению и устранению правонарушений, к восстановлению нарушенных прав, в границах своей компетенции принимают меры воздействия на виновных в правонарушениях либо ставят перед компетентными органами вопрос о привлечении их к карательно-штрафной ответственности, обеспечивают точное и полное исполнение судебных решений по применению мер юридической ответственности. Прокуратура призвана охранять права, обязанности и законные интересы личности. В этих целях она опротестовывает неконституционные и незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, участвует в охране прав граждан во всех видах судопроизводства, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности;

5) процессуально-процедурные формы реализации вышеназванных мер. Потребность в охране права или обязанности, как уже отмечалось, возникает всякий раз, когда последние оказываются нарушенными либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д. В этих случаях индивид сам использует дозволенные законом средства принудительного воздействия на правонарушителя (самозащита права) или обращается к компетентным органам за защитой нарушенного права. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. Процессуально-процедурная форма охраны прав и обязанностей граждан складывается, таким образом, из следующих действий: инициатива заявителя, вынесение акта применения и фактическое его исполнение. В случаях, особо предусмотренных законом, защита прав и обязанностей граждан осуществляется органами исполнительной власти — в административном порядке. В таком порядке отменяются незаконные необоснованные решения, нарушающие права граждан, возвращаются неправильно взысканные суммы и т.д. Судебная форма защиты объективно наиболее приспособлена к защите прав и обязанностей, вытекающих из отношений публичного и частного права. Она применяется в случаях, когда лицо отказывается выполнить лежащую на нем обязанность либо не в состоянии само восстановить нарушенное право, а также в случаях спора о том или ином праве. Правосудие обеспечивает максимально эффективную защиту прав, свобод и законных интересов личности. Оно основывается на началах открытости, равенства граждан перед законом и судом, устности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Большое значение при этом имеет строго определенный, детально регламентированный процессуальный порядок деятельности суда, который обеспечивает сторонам возможность предоставлять суду все необходимые материалы в защиту своих прав, знакомиться со всеми документами и т.п. Поэтому правосудие в форме гражданского и уголовного процесса рассматривается в качестве высшей юридической гарантии защиты прав, свобод и законных интересов личности. Через суд можно значительно быстрее и эффективнее добиться исполнения юридической обязанности, восстановления нарушенного права84. В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними.

Можно выделить несколько видов ответственности государства перед личностью:

1) за обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему преступлением;

2) ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан, как это предусмотрено в ст. 33 Конституции РФ; • ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающее права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

3) ответственность государственных правоохранительных органов за причинение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В этих и других случаях государство несет также ответственность за компенсацию морального вреда;

4) экологическая ответственность государства перед гражданами, поскольку она имеет важное значение для жизни и здоровья людей. Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека стало правовой основой для формирования единого механизма охраны и защиты правового статуса личности. Этот механизм представляет собой образованную на основе единых, законодательно закрепленных принципов систему государственных и муниципальных органов, а также негосударственных и международных организаций. Особое место в правозащитной системе занимает Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией России он является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Для этой цели он располагает специальными конституционными средствами: выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности; осуществляет правотворческую деятельность, которая заключается в издании указов, направленных на защиту как прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы. Отдельное место в механизме защиты прав человека занимают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. К совместному ведению федерального Центра и субъектов Российской Федерации отнесены защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств. Деятельность законодательных органов в рассматриваемой сфере сводится к принятию необходимых нормативных правовых актов. Следующий орган в числе конституционных элементов защиты прав человека — Правительство РФ. Оно также располагает необходимым набором соответствующих инструментов. В основном это, конечно, правоприменительная деятельность, направленная на реализацию раз личных социальных программ, проведение разумной экономической политики. С другой стороны, Правительство РФ вправе принимать постановления и распоряжения, направленные в том числе на защиту прав и свобод человека. Особое внимание необходимо уделить Уполномоченному по правам человека. Уполномоченный по правам человека в РФ рассматривает жалобы граждан, возбуждает производство в соответствующих государственных органах в интересах заявителя, анализирует состояние дел в правозащитной области, разрабатывает предложения по устранению нарушений прав и свобод человека; готовит ежегодные и специальные доклады о результатах своей деятельности; знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, и с прекращенными производствами и материалами; выступает на очередных заседаниях Государственной Думы с целью доведения до сведения депутатов информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод. Одним из наиболее действенных средств конституционной защиты прав и свобод личности признается судебная система. Деятельность судебной системы направлена на защиту любых нарушений прав и свобод со стороны как государственных органов, так и частных лиц. Защита конституционных прав и свобод — основополагающая задача Верховного Суда Российской Федерации. Он вправе рассматривать уголовные и гражданские дела в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Верховный Суд России активно защищает избирательные права граждан. Основная нагрузка по защите прав и свобод граждан лежит на районных судах, в которых рассматривается большинство дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан. Особое место в национальном механизме защиты прав человека принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституционный Суд РФ имеет особый правовой статус; осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина в особой процессуальной форме деятельности — конституционном судопроизводстве; наделен особыми полномочиями в целях защиты прав и свобод личности (проверка конституционности законов и иных нормативных актов уровня Федерации (ее субъектов), толкование Конституции РФ и др.); имеет специфические средства воздействия для восстановления нарушенных прав человека и гражданина; решения его являются окончательными и обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов, в том числе для Пре зидэента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших и иных судебных органов и других субъектов права. Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения со стороны других органов. Названные правозащитные механизмы дополняются правоохранительными органами, уполномоченными осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Следующий элемент в конституционном механизме защиты прав и свобод человека — органы местного самоуправления, которые имеют достаточные полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод. Достижение желаемого качества защищенности прав человека связывают с деятельностью правозащитных общественных объединений. Как отмечают специалисты, большое количество подобного рода организаций свидетельствует о высоком уровне развития общества, его способности к саморегулированию и самоуправлению на основе свободной инициативы граждан и их объединений в целях обеспечения прав и свобод каждого члена общества. Относительно самозащиты следует отметить, что граждане России имеют право самостоятельно защищать свои законные права и интересы, используя для этого разнообразные правовые средства. Самозащита прав и свобод человека и гражданина выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений, обращений в СМИ; в публичных выступлениях граждан; в гражданско-правовой и уголовно-правовой защите; в обращении в межгосударственные органы по защите прав человека86. Россия является участником многих важнейших международных соглашений в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других. Гражданам России доступны как универсальный механизм защиты прав человека, существующий в рамках системы ООН, так и региональный, созданный в рамках Совета Европы. Реализация правового статуса невозможна без активного участия в этом процессе самой личности. При этом, нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека в реализации и отстаивании своих прав, свобод и законных интересов, все же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия, обеспечивая при этом необходимый баланс общественных и личных интересов.

 

Глава III Взаимная ответственность государства и личности

3. Понятие, признаки и виды правонарушений

 

Правонарушение — это общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. Противоправное поведение (правонарушение) нарушает предписания правовых норм и наносит вред обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений. Так, например, Уголовным кодексом РФ предусмотрены преступления, которые посягают на основы государства.

- это волевые действия, т.е. добровольное поведение субъекта, обладающего сознанием, волей и способностью предвидеть последствия своих действий;

- это социально полезные действия, необходимые для нормального функционирования общества;

- правомерное поведение соответствует требованиям правовых норм.

Важное значение имеет классификация правомерных действий по субъективной стороне. Субъективная сторона составляет мотивационную основу поведения. В связи с особенностями отношения личности к характеру правового предписания можно выделить основные виды правомерного поведения:

1. Социально активное поведение. Поведение, основанное на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения, соответствующих их собственным индивидуальным или групповым интересам. Предполагает активные действия при реализации правовых норм.

2. Законопослушное поведение, характеризуемое сознательным подчинением требованиям закона.

3. Привычное поведение, когда правомерные действия превращаются в привычку в силу многократного повторения.

4. Конформистское поведение, основанное на пассивном подчинении правовым требованиям («как все, так и я»), приспособлении к окружающим, желании заслужить одобрение.

5. Маргинальное поведение, основанное на боязни наказания за иные варианты поведения. Характеризуется низким уровнем ответственности индивида.

В юридической литературе правомерное поведение зачастую характеризуется

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Млекопитающие как промежуточные хозяева и природные резервуары заболеваний человека. | Результаты пробного ЕГЭ по обществознанию




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.