Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О, Русь моя! Жена моя! До боли






Нам ясен долгий путь.

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

Куликовская битва приобретает в цикле «На поле Куликовом» символистский смысл. В стихотворении «Опять над полем Куликовым» (1908) прошлое своей земли поэт рассматривает в тесной связи с современностью, оно-то и внушает веру - несмотря на «мглу» «грядущий день» состоится. В стихотворении реминисцируются строки В.Соловьева, взятые в качестве эпиграфа: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло».

Цикл «Родина» (1907-1916) знаменует самый важный этап в творческом пути Блока. Об этом свидетельствует и его письмо матери. В 1911 г. он пишет ей, что у него «определился очень важный перелом (…) Я думаю, что последняя тень «декаденства» отошла». В разработке темы родины получает наиболее совершенное выражение концепция целостного восприятия мира, концепция «вочеловеченья»: «Настоящее – страшно важно, будущее – так огромно, что замирает сердце, - и один, бодрый, здоровый не «конченный», отдохнувший. Так долго длилось «вочеловеченье» (Письмо А.Белому, 1911 г.).

Остро звучит тема России в стихотворениях цикла «Родина»: «Коршун» (1916), «Новая Америка»(1913), «Рожденные в года глухие»(1914), «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910), в поэме «Скифы» (1918). Лейтмотив всего цикла можно определить строками из стихотворения «Грешить бесстыдно, непробудно»: «Моя Россия, ты всех краев дороже мне!»Моя Как страстное объяснение в любви к России звучат и строки из стихотворения «Русь»(1916):

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Поэзия Блока отразила историческую судьбу России во всех ее трагических противоречиях. С общенародной точки зрения осмысляется им и война, уносящая человеческие жизни в стихотворении «Коршун».

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней, -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

В стихотворении «Новая Америка» Блок осмысливает будущее России. Она оборачивается для него «новым ликом»: «на пустынном просторе, на диком» перед мысленным взором лирического героя предстают «фабричные тубы», «многоярусные корпуса завода». В письме к матери он размышляет о будущей России: «Для меня мыслима и приемлема будущая Россия, как великая демократия (не непременно новая Америка)».

В каждой строке стихов Блока о России – чувство спасительной веры в «новый век, в грядущее: «И я люблю сей мир ужасный: / За ним сквозит мне мир иной, / Обетованный и прекрасный / И человечески простой». Поэт мучительно размышляет, предъявляет «спрос к себе», – что сделать, чтобы «обетованный и прекрасный мир» состоялся:

И с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой! (…)

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные светлым огнем. («Опять с вековою тоскою », 1908 г.).

Тема России раскрывается и в поэме «Соловьиный сад» (1915). Поэма является одним из ярчайших образцов поэтического мастерства Блока, в ней поэт размышляет о сущности жизни, о ее ценностях. В основе поэмы лежит мысль о том, что призвание человека – труд и борьба, что за «неприступной оградой» соловьиного сада не спрячешься от трудностей и сложностей жизни. В поэме Блок развивает проблему выбора судьбы, развивает тему «дороги крестом». Соблазн «соловьиного сада» побуждает героя бросить трудовую жизнь, своего осла с тяжелой поклажей, дом на песке под скалой, чтобы познать «жизнь другую». Но, попав в сад, лирический герой не может забыть свою прежнюю трудовую жизнь на берегу моря, усталую поступь своего осла: «Пусть укрыла от дольнего горя / Утонувшая в розах стена, - / Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна». Герой бежит из сада, покидает возлюбленную и «чуждый край незнакомого счастья», куда не доносятся «жизни проклятья» и возвращается в трудный мир. Однако жизнь за время его отсутствия изменилась. Осла его нет, он не может найти свой дом, брошенный им ради сладкой песни:

А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

Поэма «Соловьиный сад» прочитывается как притча: «Пусть укрыла от дольнего горя / Утонувшая в розах стена - / Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не вольна». Смысл поэмы – иносказательный. «Море» в символике Блока является воплощением жизненной стихии во всех ее противоречивых проявлениях: никакие сладостные «соловьиные песни» не должны и не могут заглушить призывный рокот волн житейского моря. Жизнь жестоко мстит за измену ей, мстит одиночеством, отчаянием, душевной опустошенностью.

Мыслями о будущем России продиктована Блоку поэма «Двенадцать». В современном литературоведении поэма «Двенадцать» рассматривается как произведение лироэпического рода литературы, содержащее повествование о последовательно развивающихся событиях, которые положены в основу ее сюжета. Есть и другие определения жанрового своеобразия произведения. О.Э.Мандельштам в статье «Барсучья нора» определил «Двенадцать» как «монументальную драматическую частушку», отметил, что «независимо от различных праздных толкований, поэма (…) бессмертна, как фольклор». Современный блоковед Е.Г.Эткинд рассматривает «Двенадцать» как своеобразный поэтический цикл. Композиционное единство этого цикла он усматривает в образной и тематической соотнесенности стихотворений-глав, составляющих поэтический цикл.

Поэма Блока «Двенадцать» написана изнутри эпохи, изнутри событий, во многом определивших пути и беспутья ХХ века. Блок, говоря о поэзии, замечал, что «в стихах каждого поэта 9/10, может быть, принадлежат не ему, а среде, эпохе, ветру». Неслучайно столь буквально перекликается с ощущением Блока, мотивом «ветра» - «Ветер, ветер – на ногах не стоит человек» - одно из ранних характерных произведений Б.Лавренева, носящее символическое название «Ветер» (1924). Образ «ветра» прочитывается как образ повторяющий в литературе о гражданской войне разгулявшейся стихии. У Лавренева ветер определяется как «беснующийся, пахнущий кровью, тревожный ветер». М.Волошин в стихотворении «На дне преисподней», посвященном Гумилеву и Блоку, также использует символику «ветра»: «Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит».

Поэма «Двенадцать»состоит из двенадцати главок. Организация речевых форм поэмы становится основой всей композиции. Блоку революция представлялась музыкой, он призывал в статье «Интеллигенция и революция» «слушать революцию». В «музыку революции» он и вслушивается в поэме. За богатством речевых манер, соединенных в поэме, почти не слышно лирического героя-повествователя, голос лирического героя, звучащий в начале некоторых глав и дающий краткую информационную картину, переходит в чей-то голос: это голос старушки, проституток, «писателя-витии», барыни; звучат в поэме и голоса, неизвестно кому принадлежащие: «Вся власть Учредительному Собранию!», «Что нынче невеселый, товарищ поп?», «Хлеба! Что впереди? Проходи!», «Товарищ! Гляди в оба!», «Кто еще там? Выходи!» В поэме звучат песни, поющиеся на разный манер и разными голосами. Здесь напев «Варшавянки», и народно-песенные мотивы, и ритм причитания, и ритм плясовой, слышны диалоги, которые ведут красноармейцы, звучит исповедь Петрухи, лексика литературная соседствует с просторечьем, дольник сменяется ямбом, хореем. Все это создает ощущение многоголосия, хаоса.

Строя сюжет поэмы, Блок обращается к антитезе, использует прием контраста. В экспозиции поэмы автор создает зрелище всесветного масштаба: «Ветер, ветер - / На всем божьем свете!». Философской символикой света, тщательным подбором лексики, ритмом стиха автор подчеркивает грандиозный смысл происходящего. Черно-белая графика стиха – «Черный вечер./ Белый снег» - выявляет этический смысл происходящего, противопоставляет свет и тьму, добро и зло, и в то же время подводит к размышлению о том, что не все краски в жизни «черно-белые», побуждает вникнуть в противоречивость явлений. Опорные образы в поэме (ветер, черное небо, белый снег, двенадцать человек, Иисус Христос, Святая Русь, голодный пес) уводят читателя как-бы за видимую грань, дают возможность услышать все оттенки противоборствующих голосов. Поэтика символизма (образный строй, библейские реалии, стиль, ритм поэмы, звучащая в ней музыка) вызывают множество аналогий и ассоциаций, вопросов, на которые нельзя не обратить внимания: почему Иисус Христос предстает в поэме «в белом венчике из роз»? В Евангелии он в терновом венце, на всех известных произведениях живописи, основанных на библейских сюжетах, он также изображен в венке из ветвей терна. Почему двенадцать красногвардейцев (библейская цифра двенадцать – апостолы Христа, призванные нести миру благую весть о возрождении жизни) оправдывают бессмысленное, жестокое преступление Петрухи – «- Что, Петруха, нос повесил, / Или Катьку пожалел?».

В концепции поэмы сказалась противоречивость взглядов Блока в оценке революции, он рассматривает революцию как сложный узел противоречий. Человек огромной нравственной силы, интеллигент с большой исторической культурой, Блок не приемлет старого, основанного на насилии, и не приемлет нового, если это новое антигуманно. Двенадцать красногвардейцев – апостолы обновляющейся России; они принесли «благую весть» - старое разрушено. Но двенадцать красногвардейцев понимают свободу слишком анархически, без границ («Свобода, свобода. Эх, эх, без креста»), и стреляют они по кому-то, «кто там ходит беглым шагом, хоронясь за все дома». И идут вдаль все двенадцать «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль». Блоковские апостолы не приемлют жалости, не осознают ценности человеческой жизни, в чем убеждают строки: «- Поддержи свою осанку! / – Над собой держи контроль! / - Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой! / Потяжеле будет бремя / Нам, товарищ дорогой!».

После их утешений Петруха, убивший Катьку «за любовь», явно веселеет: «И Петруха замедляет / Торопливые шаги…/ Он головку вскидывает / Он опять повеселел».

Величие «революции-бури», несущей возмездие старому миру, Блок утверждает образом Иисуса Христа. Образ Иисуса Христа логически оправдан верой Блока в конечное осуществление мечты о гармоничном обществе, верой поэта в разум человека. Библейский Иисус является олицетворением мечты Блока о справедливом обществе, при котором человек будет счастлив. Поэтому Христос открывает движение отряда, поэтому Христос - «в белом венчике из роз», а не в терновом венце, поэтому он - «И за вьюгой невидим, / И от пули невредим». «Пес паршивый», символизирующий старый мир, его обреченность, ковыляет позади отряда красногвардейцев («Только нищий пес голодный / Ковыляет позади»). В двенадцатой главе поэмы опять слышен голос лирического героя-повествователя. Его речевая манера характеризуется четким и относительно нейтральным ритмом – четырехстопным хореем, отсутствием просторечных и разговорных слов, стилистика речи напоминает лирику символистов. Слово лирического героя-повествователя замыкает поэму, осмысливает разноголосицу, подводит итоги: тернистый путь революции должен привести к торжеству самых высоких идеалов:

Так идут державным шагом -

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди – Иисус Христос.

День завершения поэмы «Двенадцать», 29 января 1918 г., Блок пометил в своей записной книжке словами: «Сегодня я – гений».

Призвав в статье «Интеллигенция и революция» деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира, Блок с начала 1918 г. работает в театральном отделе Народного комитета просвещения(Наркомпросс) в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом М.Горьким издательстве «Всемирная литература». Однако ощущение крайней усталости, восприятие действительности как спада революционной волны, столкновение с бюрократией и все возрастающим вмешательством государства во все сферы жизни приводят Блока к творческому кризису и состоянию глубокой депрессии. Е. Замятин вспоминает фразу Блока, сказанную им летом 1920 г.: «Сейчас Россию я люблю ненавидящнй любовью». В речи «О назначении поэта» (1921), посвященном пушкинской годовщине, Блок выскажет свое отношение к тем чиновникам, «которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение». В последнем своем стихотворении «Пушкинскому Дому» (11 февраля 1921) Блок обращается к Пушкину со своими раздумьями о наступившей эпохе и обманутых надеждах:

Что за пламенные дали

Открывала нам река!

Но не эти дни мы звали,

А грядущие века!

Ужас перед грядущими испытаниями любимой России и человека заканчивается у Блока перед «уходом в ночную тьму» верой в спасательную миссию свободы и культуры:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

О нравственном максимализме Блока, о его бескомпромиссности говорит и его запись в дневнике в конце 1920 г.: «Совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказаться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося, - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь (…) Под игом насилия человеческая совесть умолкает; тогда человек замыкается в старом; чем наглей насилие, тем прочней замыкается человек в старом. Так случилось в Европе под игом войны, с Россией ныне».

В апреле 1921 г. Блок серьезно заболел, болезнь протекала остро и мучительно. Утром 7 августа 1921 г. А.А.Блок умер. А.А.Ахматова, называвшая Блока «человеком-эпохой», в день смерти поэта 7 августа 1921 г. написала короткое четверостишие:

Не странно ли, что знали мы его?

Был скуп на похвалы, но чужд хулы и гнева,

И Пресвятая охраняла Дева

Прекрасного поэта своего.

Когда Блока уже похоронили на Смоленском кладбище в Петрограде, Анна Ахматова (в то время ждавшая известий о судьбе Н.С.Гумилева, арестованного 3 августа и расстрелянного 25 августа) написала второе стихотворение, посвященное смерти Блока и написанное в жанре обрядового «плача»:

Принесли мы Смоленской заступнице,

Принесли пресвятой Богородице

На руках во гробе серебряном

Наше солнце, в муке погасшее, -

Александра, лебедя чистого.

Оба стихотворения обусловлены особенностями человеческой судьбы, личности Блока, своеобразием его творчества, поражавшими его современников: это культ Вечной Женственности, будь то Богородица или «Прекрасная Дама», культ России и любви, преобладание лиризма в его поэзии, символом которого является лебедь.

Вопросы для самостоятельной работы.. (НА 5 вопросов. Письменно – по выбору студента).

Ответьте на вопросы, выполните задания:

1. Что Вас привлекает в поэзии А.Блока? Что оставляет равнодушным (если это происходит).

2. Какими настроениями проникнуты «Стихи о Прекрасной Даме»? Как отражены в книге философские идеи, искания В.Соловьева, личные переживания, чувства Блока?

3. В чем Вы усматриваете новизну тем и смену настроений между первой книгой Блока «Стихи о Прекрасной Даме» – и второй – «Нечаянная радость»?

4. Раскройте роль метафоры в поэзии Блока. На материале стихотворения «Фабрика» объясните идейно-художественное значение метафоры.

5. Определите характерные особенности поэтического языка Блока. В каких произведениях в наиболее концентрированной форме сказалась поэтика символизма?

6. В чем заключается трагизм и конфликт стихотворения «На железной дороге»? Как Блок определил основную тему своей поэзии, которой он, по его словам, «сознательно и бесповоротно посвятил жизнь»?

7. Какие стихотворения вошли в цикл «Родина»? В каких стихотворениях тема Родины выражена, на Ваш взгляд, с наибольшей силой? Сделайте анализ одного из стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом». Какой исторический смысл вкладывает поэт в строки стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом»?

8. Как Вы понимаете блоковскую «ненавидящую любовь», «любовь-ненависть»? Проиллюстрируйте свои размышления ссылками на произведения Блока.

9. Что вы можете сказать об этапах творческого пути Блока, об эволюции его творчества?

10. Определите конфликт, проблематику поэмы «Соловьиный сад». Как разрешается в поэме тема творчества, роль поэта в жизни общества? Раскройте смысл названия поэмы.

11. В чем заключается жанровое своеобразие поэмы Блока «Двенадцать»?

12. Определите композицию поэмы, целесообразность построения глав, Что положено в основу сюжета поэмы? Какова роль лирического героя-повествователя в поэме?

13. Что Вы можете сказать о богатстве, обилии речевых манер, соединенных в поэме «Двенадцать»?

14. Что Вы можете сказать о художественной символике Поэмы «Двенадцать»? Найдите основные образы-символы поэмы, противопоставленные по принципу контраста? Какую роль играет контраст в поэме?

15. Какова роль евангельских мотивов и образов в поэме?

 

Тематика творческих заданий:

1. Курсовая работа: Жанровое своеобразие, проблематика, поэтика поэмы А.Блока

«Двенадцать».

2. Дипломная работа: «Этой теме (о России) я сознательно и бесповоротно

посвящаю жизнь». Тема России в творчестве Александра Блока.

 

Литература:

1.Блок А. Собр. соч.: В 12 т. – Л., 1932- 1936.

2.Блок А. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1980-1983.

 

3. Авраменко А.П. Александр Блок и русские поэты 19 века. – М., 1990.

4. Горелов А. Гроза над соловьиным садом: Александр Блок. 2-е изд. – Л., 1973.

5. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. – М., Л., 1966.

4. Долгополов Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. 2-е доп. изд. – Л., 1980.

6. Жирмунский В.М. Поэзия А. Блока. – Пг., 1922.

7. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». («Перечитывая классику»). – М., 1988.

8. Максимов Д. Поэзия и проза Александра Блока. 2-е изд. – Л., 1981.

9. Орлов В. Александр Блок: Очерк творчества. – М., 1956.
10. Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег...» Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». – М., 1993.

11. Турков А. Александр Блок. Изд. 2-е, испр. и дополненное. – М., 1981.

12. Эткинд Е.Г. «Кармен»: Лирическая поэма как антироман; «Демократия, опоясанная бурей»: Композиция поэмы А.Блока «Двенадцать» // Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века: Очерки. – СПб., 1997.

13. Тагер Е.Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока // Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 тт. Т.1. – М., 1980- 1993.

 


[1] Брюсов В. Александр Блок. // В.Брюсов. Собр. соч.: В 2 тт. Т.2. – М., 1987. С.416.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.