Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи социального/общественного воспитания в эпоху Возрождения






С развитием производительных сил в Европе в начале XIV в. формируется новое мировоззрение, получившее название гуманистического. Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, обращается к идеалам античности, актуализируя идею гуманизма как признание ценности человека, его права на самоутверждение. Утверждая возрождение основных принципов античной культуры, философы- мыслители Ренессанса не могли игнорировать античное понимание человеческой сущности как социальной, т.е. человек как социальный мир, социальное существо, которое признает идеал высокой гражданственности. С другой стороны, для эстетики Ренессанса характерно и осознание некоторой беспомощности человека в преобразовании природы, художественной деятельности. Человек эпохи Возрождения в своих индивидуальных помыслах ощущал свою слабость и испытывал потребность в поддержке коллектива.

Гуманизм как течение не был однороден и развивался на протяжении ХІУ-ХУІ вв. Сторонники и представители так называемого «гражданского гуманизма» (Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Лоренцо Вала) считали основной функцией воспитания задачу формирования социальной личности (ііото сш/е), действующей на благо общества, а очагом воспитания — семью. В Италии, колыбели европейского Возрождения, где оно проявилось наиболее ярко, главным в формировании гармоничной личности становится воспитание гражданина. Мерилом человека становится не религиозная добродетель, а доблесть (уігіи), «которая дает человеку крылья».

Гуманизм XVI в. оказался связан с проблемами социальной жизни как национальной, религиозной, общественной: своей критикой католицизма гуманисты подготовили Реформацию (Э. Роттердамский); их волновали проблемы объединения государств (Ульрих фон Гуттен в Германии), политики и политической власти (защита сильного единовластия у

Макиавелли и Бодена, критика тиранической единоличной власти у Этьена Ла Боэси); они начали откликаться на обострившиеся социальные проблемы (бедность, отлучение от средств производств у Т. Мора, Хуана Луиса Вивеса).

Борьба итальянских горожан за независимость городов-республик пробуждала гражданское самосознание личности и развивала чувство патриотизма. Первые шаги в практическом осуществлении программы гуманистического воспитания нового типа были предприняты в 20-е гг. XV в. талантливыми итальянскими педагогами В. да Фельтре и Г. Гуарини.

Витторино да Фельтре создал придворную школу (в Мантуе), вошедшую в историю как «Дом (школа) радости». В ней кроме детей мантуанского герцога, на средства которого она содержалась, и других детей знати учились еше свыше сорока неимущих учеников (как мальчиков, так и девочек, что само по себе было новшеством для того времени). Символом школы стал пеликан, который, согласно легенде, раздирает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов.

Основную цель школы В. да Фельтре видел в том, чтобы заложить такой фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладеть специальными предметами. Это была школа воспитания, она не имела профессиональных целей. Главную воспитательную задачу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в подготовке достойных граждан страны. Он заявлял, что даже обладающий феноменальными способностями человек не в праве назвать себя просто юристом, врачом, филологом, если не осознает своих общественных обязанностей. Помимо образовательных дисциплин было много физических упражнений и игр. Большое значение уделялось религиозному воспитанию как практическому благочестию. В детях воспитывали трудолюбие, умение выносить трудности, презрение к пустым удовольствиям и бездействию, уважение к старикам и почитание родителей, учили строить человеческие отношения со сверстниками.

' Близкой по гуманистическому духу, но принципиально отличающейся по подходу к содержанию образования явилась частная школа в Ферраре, куда был приглашен для преподавания педагог высочайшей культуры Г. Гуарини. Он также потребовал от маркиза, владельца школы, права обучения не только наследника, но и других мальчиков. Девочки в его школе не обучались. Педагогическая цель школы состояла в том, чтобы подготовить своих питомцев к их будущей профессии, что отличало его от «Дома радости». Поэтому при обучении каждого ученика он делал акцент на тех предметах, которые будут необходимы избранной данным учеником профессиональной деятельности.

Не менее значимой фигурой общеевропейского гуманистического движения в формировании научного педагогического знания был испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес. Многолетняя деятельность Вивеса в качестве школьного учителя и преподавателя университетов во Франции и Англии позволила выдвинуть ряд важных для педагогической прогностики положений, изложенных в его сочинении «О науках». Вивес первый из гуманистов обратил внимание на появление в тот период так называемых «школ для бедных», функционировавших при работных домах, где детям давали азы грамоты. Готовя учебную программу для этих школ и проект их финансирования, Вивес понимал тщетность такой попытки избавить народ от обнищания. Но, тем не менее, его представления о школах для бедных были в то время значительно прогрессивнее.

Начиная с XV в., в условиях усиливающегося разделения труда и возросшей социачьной мобильности, воспитание, по мнению гуманистов, было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе, т.е. способствовать социализации человека.

В философско-литературных произведениях представителей утопизма Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанеллы («Город Солнца») проблемы воспитания рассматривались в связи с идеей совершенствования общества (у Мора дурной человек — вор. бродяга, достойный виселицы разбойник — порождение плохо устроенного государства, отношений в обществе).

Однако в отличие от античного представления об исходной непротиворечивости общества и человека, представители утопизма начинают осознавать несовершенство человека и общества. Они высказывали мысль о том, что гармоническое развитие человека должно осуществляться не изолированно, а в коллективе, и с этой целью необходимо объединение людей на новой социальной основе, хотя общественные отношения утопийцев по-прежнему являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети — родителям, и вообще младшие по возрасту — старшим», — писал Т. Мор. Вслед за Платоном и Аристотелем он полагал, что рациональным путем, за счет разумных законов и правильно организованного воспитания (даже без Божественной помощи), удастся полностью изменить несовершенную человеческую природу и, как следствие, создать идеальный общественный строй. Отсутствие в «Утопии» сколько-нибудь стройной системы учебных заведений, что предполагалось Платоном, компенсировалось продолжительным воспитанием в большой семье, где в этом процессе участвовали не только родители, но и старшие родственники.

Традиция платоновского «Государства», возрожденная Т. Мором, нашла продолжение у Т. Кампанеллы. В «Городе Солнца» Кампанелла представляет такое государство, в котором люди живут общиной и упразднена частная собственность — основа социального неравенства. Сам социальный принцип построения общины не допускает возникновения таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. Обеспечить гармоническое состояние этого государства Кампанелла предполагал несколькими путями: искусственной селекцией детей, общественным воспитанием, совершенными законами и угрозами жестоких наказаний.

Воспитание, как считает Кампанелла, — это самая первая основа благосостояния государства, и воспитывать детей должно только государство, и ручаться за его надежность может только воспитатель и никто другой. Кампанелла не доверяет воспитание детей родителям, так как они дурно их воспитывают, «на гибель государству». Дети полностью находились на попечении государства и под его надзором. Их обучение и воспитание проводились организованно, причем учили и конкретным ремеслам (по собственному выбору детей), и «отвлеченным наукам» (в том числе метафизике, т.е. философии), и спортивным упражнениям, а мальчиков, как рекомендовал Платон, брали на войну. В зависимости от проявленных успехов каждый определялся к какому-либо виду работ или получал чиновничью должность.

Социальный аспект воспитания, таким образом, выражался, во-первых, в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми. Во-вторых, само воспитание воспринималось как социальная сила, способная решать социальные проблемы общества. В-третьих, главную воспитательную задачу педагог, разделяя взгляды «гражданского» гуманизма, видел в подготовке достойных граждан страны. Реализацию гражданского долга гуманисты тесно связывали с трудовой деятельностью. Эффективность социального воспитания, состоящего из прямых наставлений в нравственности и добрых примеров старших, по мнению Кампа- неллы, должна быть очень высокой. Косвенное социальное воспитание в «Городе Солнца», как и в «Утопии» Мора, продолжалось до конца жизни, поскольку свободное от работы время люди проводили в нравоучительных беседах и изучении наук.

Если античное представление об общественном воспитании выражается в признании формирования человека в интересах обшества/государства средствами этого общества/ государства, то представления ранних социалистов-утопистов несколько меняют акцент: речь идет о развитии «неповторимой человеческой индивидуальности» средствами общества (в том числе семьи, общины, трудового коллектива и пр.). Различия связаны с изменениями в социальной, политической, культурной жизни европейского общества и изменением представлений о сути человека и общества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика христианско-религиозного понимания общественного воспитания?

2. Что нового внесли в воспитание христианские традиции?

3. Какие социально-педагогические задачи пытались решить деятели Реформации?

4. Что меняется в понимании сути общественного воспитания у философов-гуманистов эпохи Возрождения?

5. Какова роль школы в социализации человека в Средние века и в эпоху Возрождения?

6. Каковы педагогические аспекты христианской благотворительной практики?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.