Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-воспитательная практика в Средние века






Сословно-корпоративное устройство средневекового общества предполагало наличие большого количества субкультур, групповых обычаев, традиций, норм воспитания, способов и методов обучения подрастающих поколений. Практика социальной педагогики в это время складывалась в условиях господства семейного и общинного воспитания. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Средневековая деревня жила в аграрном циклическом ритме с чередой сменяющих друг друга поколений, вовлечения детей в процессы жизнедеятельности. Дети являлись частью окружающей природы, всеобщих процессов рождения, взросления, старения и умирания. Они воспитывались на идеалах мифов и легенд, где люди с раннего детства совершают героические поступки. Идеалы христианского деревенского воспитания стали основой для создания рыцарской культуры.

Система образования подразумевала сословный уровень, в котором выделялись крестьянские, рыцарские, монашеские составляющие, и корпоративный уровень, который ориентировался на обучение и воспитание ремесленников, купцов, ученых и других. Для женщин было предусмотрено только домашнее обучение, которое осуществлялось под строгим присмотром матери или же в монастыре.

Смысл средневекового образования сводился не к овладению суммой знаний, а к построению самого себя по образу и подобию Божию. Основным способом становилось ученичество: ученичество у Бога (монах, священник, послушник), ученичество у мастера (ремесленник, ученый, военный), ученичество в семье. Особенно оно было принято в семьях торговцев и ремесленников. В ремесленной и торговой среде этот вид образования осуществлялся следующим образом: мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера учить судили представители ремесленного или гильдейского цеха. Таким образом, основное содержание воспитания сводилось к освоению опыта жизнедеятельности, т.е. организации социализации. Школы также имели ученический вид, так как отсутствовала строгая система и ученики перенимали знания и умения у учителя в непосредственном учении.

Собственно педагогическая деятельность раннего средневековья совмещалась с духовной, светской или военной службой. Практическая направленность обучения выражалась в формировании страха как начала премудрости. Мудрецы эпохи Средневековья считали, что многознание — суетное любопытство, а главное состоит в неспешном и вдумчивом диалоге с божественно устроенным миром, с самим Богом. Строгость в обучении формировала уничтожение гордыни и приобретение опыта постижения христианской истины почитания и следования Господу. Человек должен стремиться к отрешению от страстей, порочных желаний и помыслов.

В первых христианских школах готовили лишь к таинству крещения, полностью игнорируя мирские знания. Отсюда — катехизический (вопросно-ответный) метод обучения. Однако на протяжении всего средневековья школа способствовала социальному продвижению людей даже низкого происхождения. Вместе с тем образование служило и средством укрепления установившегося государственного и церковного порядка.

Идеи для преобразования школы черпались из практики обучения и воспитания так называемых братств. Формально светские организации, не связанные официально с церковью, католические братства (а вслед за ними протестантские секты, такие, как движение анабаптистов Германии, Швейцарии, Нидерландов начала XVI в. и другие) имели общее имущество, совместное питание, работу, одинаковую одежду; проповедовали идеалы христианского коммунизма. Одна из важнейших задач братств виделась в воспитании детей и распространении образования.

Идеологи Реформации провозгласили лозунг всеобщего элементарного обучения для детей всех сословий, что привело к расширению сети учебных заведений (классические гимназии Ф. Меланхтона, И. Штурма, гугенотская система воспитания М. Кордье, латинские школы). Они должны были путем приобщения к светскому знанию формировать личность человека-прагматика, сочетающего христианскую добродетель со служением собственному интересу. Для содержания школ и обеспечения бесплатного обучения использовалось церковное имущество, секуляризованное в процессе Реформации, и частные пожертвования. В церковные уставы включались пункты, касающиеся школьного дела, в частности регулирование часов занятий, составление программы обучения и воспитания, разработка структуры уроков. Обучение в школах проводилось на родном языке, что в значительной степени упрощало усвоение грамоты детьми.

Так, в общинах моравских баптистов воспитание было организовано и регламентировано как в общественном производстве, которое осуществлялось на основе крупных мануфактур. Ребенок, как только его отнимали от материнской груди, поступал под присмотр «сестер» — членов общины; в возрасте 5—6 лет отправлялся в школу, где его учили чтению, письму, счету, Библии и катехизису. Затем следовала профессиональная подготовка в той области, где ребенок проявлял наибольшие способности.

В общинах чешских братьев была создана школьная система, состоявшая из начальных школ, где преподавалось чтение, письмо и религия, низших братских школ, где наряду с углубленным начальным образованием преподавалась латынь, и высших братских школ — «гимназий», которые пользовались широкой известностью и давали своим выпускникам знания, позволявшие им продолжать обучение в университете. Так же, как и у других сектантов, образование чешских братьев было всеобщим, т.е. в той или иной степени охватывало всех членов общины вне зависимости от социального положения. Из общины «Моравские братья» в Чехии вышел Я.А. Коменский.

Педагогическая практика протестантского сектантства — не что иное, как утверждение общественного характера воспитания. Принятое в общинах воспитание включало умение коллективно работать, уважение к физическому труду и формирование социально приемлемого в рамках церковной об- шины поведения. Большая забота проявлялась о здоровье членов общин и их отдыхе. Если начальная школа решала простейшую задачу — научить читать и понимать Библию, то перед средней школой стояла задача более серьезная — с помощью хорошо организованной системы образования и воспитания подготовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества, готовые служить интересам протестантской Германии.

В условиях жесткого сословно-корпоративного разделения общества отдельную категорию составляли люди, не входившие ни в одну из социально значимых групп: бродяги, нищие, больные, убогие, сироты. Отношение к таким людям было отрицательное, хотя христианское мировоззрение утверждало принципы милосердия и благотворительности по отношению к тем, кто находится в нужде, скорби или болезни.

Постепенно церковь использует милосердные принципы жизни для сохранения социального мира и сглаживания социальных противоречий. Ценным является то, что апелляция к милосердию существовала не только на уровне проповеди, но и в реальной практической деятельности. Прежде всего, через распространение милостыни, а также создавая отдельные убежища для нуждающихся. Одни из самых ранних и известных — убежища для престарелых, госпиталь, странноприимный дом, богадельня для слабых, увечных и сирот, открытые в IV в. н.э. в Малой Азии св. Василием Кесарийским. В 787 г. подобное учреждение открывается при соборе в Милане. Долгое время оно оставалось единственным в Европе, и лишь к ХГУ в. число воспитательных домов возрастает до тридцати. Эти учреждения занимались не только уходом за детьми-сиротами, но вели профилактическую работу: помогали матерям, предупреждая отказ от ребенка, передавали детей в семьи, преимущественно крестьянские, осуществляли контроль за их воспитанием. И в дальнейшем многие детские приюты возглавлялись священнослужителями. Богатые христиане как частные лица устраивают учреждения помощи: ксенодохии (странноприимные дома) Евбула, носокомии (больницы) Симеона Странноприимца в Константинополе.

Наиболее активными участниками этого процесса становятся средневековые монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и удаления от мира.

Как особое учреждение христианское монашество появилось в IV в. н.э. В ХІ-ХІІІ вв. монашеские ордена разделились на традиционные и обновленные. К первой группе относят ордена бенедиктинцев, доминиканцев, кармелитов, которые занимались в основном служением Богу молитвой, проповедью, соблюдением обетов. Вторую группу составили ордена тамплиеров, антонинов, иоаннитов, которые занимались практической деятельностью по уходу за больными. В целом католические ордена имели «специализацию» — оказание помощи отдельным категориям. Так, иоанниты и ла- заристы поддерживали больных, беггарды и алексиане — умирающих, трентории специализировались на выкупе пленных и т.д. Таким образом, благотворительная деятельность, осуществляемая церковью, формировала содержание и формы адресной помощи.

Активная благотворительная деятельность церкви способствовала решению социальных проблем средневековой Европы, таких, как голод, эпидемии. Страх голода, свойственный жизни человека, объясняет то, что практически все чудеса святых католической церкви связаны с едой, начиная с манны небесной (например, чудо св. Бенедикта, св. Якова и др.), объектом всех чудес являлся хлеб. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания. Однако в конце Средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится всё менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.