Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Специфика обучения, его методы и формы






 

Специфика и содержание процесса обучения

 

Одной из важнейших составных частей педагогики является дидактика (от греч. дидактикос - «поучающий») – теория обучения. Она раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых; описывает процесс овладения знаниями, навыками и умениями; характеризует принципы, методы и формы организации обучения.

Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех учебных дисциплин (предметов), имеет тесную связь с частными методиками (т. е. методиками преподавания конкретных дисциплин). Эта взаимосвязь проявляется в том, что первая, изучая общие вопросы обучения, выступает общетеоретической основой частных методик, вторые же, изучая особенности преподавания отдельных предметов, обогащают дидактику конкретными данными.

Задачей дидактики является изучение собственно процесса обучения. Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Первый различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный материал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Содержание процесса обучения определяется его основными характеристиками:

• принципами обучения, представляющими собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения;

• методами обучения, т. е. способами совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности последних, ведущими их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющими им усвоить конкретное содержание образования;

• формами обучения – четко организованными, содержательно-насыщенными и методически оснащенными системами познавательного и воспитательного общения, взаимодействия учителя и учащихся;

• средствами обучения, т. е. всеми объектами и процессами (материальными и материализованными), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Обучающий – учитель (преподаватель), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых, формирует у них определенные знания, навыки и умения.

Обучаемые – дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

В свою очередь деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит название учения.

По своей сущности процесс обучения – это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, закономерности частных наук, а также закономерности самого процесса обучения, к которым относятся:

• соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям. Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стремление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни;

• соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллективной деятельности обучаемых. Эта закономерность ориентирует учителя на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую вовлечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, навыки и умения;

• соответствие воздействий обучающего познавательным, интеллектуальным и другим возможностям обучаемых. Эта закономерность обучения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические особенности, познавательные возможности, интересы и характер деятельности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности;

• соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения, которые сегодня достаточно многочисленны и многообразны. Для того чтобы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кроме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся;

• моделирование (воссоздание) деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям современных условий жизни и деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе и в вузе соответствовал требованиям их реальной жизни, особенностям развития современного общества. Поэтому вся учеба должна насыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться в обстановке максимальной заинтересованности учащихся и дополняться трудовой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Закономерности обучения определяют его принципы, которые представляют собой основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения. Основными из них являются:

• сознательность, активность и самостоятельность в обучении, которая предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия.

• наглядность обучения, которая ориентирует на то, что она должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, отвечать и соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно;

• последовательность и комплексность в обучении, требующие давать стройную систему знаний учебной дисциплины.

• обучение на высоком уровне трудностей, ориентирующее на постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала;

• прочность овладения знаниями, навыками и умениями, требующая разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; его применения в практической деятельности обучаемых

• групповой и индивидуальный подход в обучении, предполагающий обучение детей согласованным совместным действиям; формирование в группе положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).

Обучение – многогранный процесс, принимающий различные виды, среди которых обычно различают:

• групповое обучение, которое осуществляется в составе группы и дает возможность использовать эффект максимального воздействия обучаемых друг на друга;

• индивидуальное обучение, предполагающее работу с каждым конкретным человеком и позволяющее оказывать на него максимальное педагогическое воздействие;

• дифференцированное обучение, ориентирующееся на специфический педагогический подход к каждому учащемуся или их группам;

• личностно-ориентированное обучение, представляющее собой обучение, основывающееся на учете личностных особенностей обучаемых;

• трудовое обучение, т. е. обучение в условиях трудовой деятельности с формированием у учащихся навыков и умений, необходимых для нее;

• коррекционно-развивающее обучение, предполагающее коррекцию и развитие личностных качеств, навыков и умений обучаемых;

обучение одаренных детей, ориентирующееся на создание учебных групп или классов, в которых объединяются дети с наиболее развитыми способностями и обучение идет по специально созданным продвинутым программам;

• обучение детей из групп риска, т. е. обучение детей из трудных семей или лишенных родителей, обычно требующих дополнительного внимания.

Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование их методической подготовки и специального образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.