Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение






Понятие воображения. Воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. При этом новые образы не просто воссоздают уже имеющиеся, но конструируют их, соединяя в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и соответственно выстроить адекватную схему поведения. В процессе реализации разных видов деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищая конечный результат и помогая ориентироваться в этапах и средствах его осуществления. Не менее важной является роль воображения в любой ситуации неопределенности, так как оно помогает создать и постоянно модифицировать схему поведения, замещающую и (или) создающую недостающие в реальности элементы. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Воображение характеризуется активностью, действенностью и пассивностью. Классификация воображения основывается на степени его активности, то есть возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого, выделяют пассивное и активное воображение. В пассивном (непроизвольном) выделяют сон, грезы и мечты, в активном (произвольном) – репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Различие активности и пассивности является различием в степени намеренности и сознательности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. В самых низших своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им, при этом еще нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.

Сновидения – один из видов пассивного воображения. Сновидения возникают непреднамеренно, при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Галлюцинации – непреднамеренное пассивное воображение – возникают при патологических расстройствах сознания.

Грезы – преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Всем людям свойственно грезить о чем-то, радостном, приятном, заманчивом, в грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и является недостатком развития. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь либо из-за недостатка активности и целенаправленности в деятельности субъекта, либо из-за полного отсутствия возможностей и средств их реализации. Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, которое часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для него картины. Аутистическое мышление, о котором говорилось в предыдущем параграфе, помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки). Более активный вариант грез – мечты как образ желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Активное воображение, как упоминалось выше, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость, и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, то есть с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Операции воображения. Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции – слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном обра­зе. Так, слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.

Особый вид слияния – это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец – полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда – это тоже результат гиперболизации.

Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры. Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация – выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании сохраняется.

Связь воображения с эмоциональными и когнитивными процессами. Воображение тесно связано с другими сферами психики – эмоциями и познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением). Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.

Восприятие, в отличие от воображения – это отражение реально существующей действительности, тогда как воображение – преобразование действительности. Образы, отражающие действительность в сознании, не являются статичными, есть динамические образования. Стоит сделать попытку фиксации какого-либо образа, чтобы убедиться, как он каждый раз изменяется, сдвигается, трансформируется. Тождественность образа заключается скорее в единстве его предметной отнесенности, чем в неизменности его наглядного содержания.

Воображение – не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе затем развивается определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-либо конкретной творческой деятельности. Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий, что приводит к искажению, а иногда и более глубокому познанию действительности.

Связь воображения с памятью является довольно тесной. Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается на прошлый опыт, с другой – образное воспроизведение обычно в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью существует связь. Однако, воображение – это отхождение от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее.

Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения – их преобразовать. В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности диаметрально противоположное тому, которое характеризует память в ее высших сознательных формах. Для памяти существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается как его воспроизведение.

Для воображения в высших его формах, в которых полностью проявляется его специфичность, не менее характерным является иное отношение к прошлому опыту – сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразования. Данная свобода означает, прежде всего, известную психологическую независимость по отношению к прошлому. В обоих рассматриваемых процессах можно выделить один общий компонент, само возникновение и формирование целостного образа-представления.

Существует весьма распространенный стереотип, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Воображение, подобно мышлению, позволяет предвидеть будущее, и возникает в случаях необходимости отыскания новых решений, мотивируется потребностями личности. Опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, тогда как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Системы образов и понятий тесно связаны. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления, если же проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу, тогда в действие приходят механизмы воображения. Воображение работает на этапе познания, когда неопределенность ситуации велика.

Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации. Воображение неразрывно связано со способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. В некоторых людях доминирует инертность, им сложно преобразовывать действительность, хотя бы в воображении, также и их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способнос­ти, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативноств отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.

Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи – восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Развитие креативности подтверждает данные Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:

- оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

- семантическая гибкость – способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;

- образная адаптивная гибкость – способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

- семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.

Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

Роль и основные функции воображения

Важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в возможности представлять результат труда до его начала, включая конечный и промежуточные продукты. Представление ожидаемого результата с помощью фантазии есть коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Воображение выступает как необходимый аспект художественной, научной, конструкторской, литературной, музыкальной – любой творческой деятельности, ориентируя человека в процессе деятельности путем создания психической модели конечного или промежуточных продуктов труда, что способствует их предметному воплощению. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.

Творчество – социально обусловленная деятельность человека, в которой раскрываются многие психические качества, и выражается содержание личности. Психическая деятельность в процессе творчества протекает на самом высоком уровне психики (надсознательном), проявляясь в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах личности. Значимые элементы творчества – увлеченность, устремленность и вдохновленность, при этом творчество является смыслом жизни для увлеченного человека. Вдохновение характеризуется, с одной стороны, высокой продуктивностью, с другой – высоким подъемом и напряжением душевных и физических сил человека. Протекание творческого процесса является неосознанным, т.к. внимание человека концентрируется на объекте творчества для контроля и оценки творческих решений.

Существенное значение воображения отражено в эмоциональной жизни человека: образы воображения всегда сопряжены с переживаниями и вызывают те или иные кратковременные эмоциональные состояния. Образы воображения по своему содержанию связаны с основными целями жизни человека, становясь одним из внутренних источников возникновения и развития глубоких и стойких чувств. В особенности образы желаемого будущего являются внутренними побудителями человека к волевому поведению. Развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека – например, его одухотворенность, при наличии которой воображение включено во всю познавательную деятельность и отношение к другим людям, что сопровождается эмоциональной приподнятостью. Особой чертой личности является мечтательность, связанная с волевыми качествами и становящаяся положительным свойством при условии ее включения в деятельность, являясь одним из побудителей деятельности.

Воображение является непременным условием становления черт личности, выражающих отношение к самому себе и другим людям: чуткости, тактичности, сочувствия. Тактичность предполагает способность воссоздавать в воображении настроение и переживание другого человека, а также предвидеть производимое на него впечатление. Роль воображения значительна в познавательной и практической деятельности, в системе всей духовной жизни человека и всех форм отражения им объективного мира. Жизненный путь человека, развитие его как личности, индивидуальность существенно зависят от меры представленности воображения в структуре деятельности и личности.

Функции воображения:

1) активизация наглядно-образного мышления;

2) управление эмоционально-потребностными состояниями;

3) произвольная регуляция познавательных процессов;

4) создание и реализация внутреннего плана действиями;

5) программирование поведения;

6) управление физиологическими состояниями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.