Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика развития связной речи






 

Работа по развитию речи включает в себя несколько этапов – подготовительный, этап развития временных и причинно-следственных связей, этап развития связной речи.

Подготовительный этап включал в себя игры и упражнения, подготавливающие детей к выполнению основных упражнений, направленных на развитие связной речи, основой данной работы явились следующие упражнения:

Ø сюжетно-ролевые игры с элементами театрализации, которые, с помощью моделирования социокультурных ситуаций и отношений, позволяют детям осваивать окружающий мир в диалоговом речевом общении;

Ø творческие игры-превращения, которые отвечают любви старших дошкольников к сказочности, волшебству; они также связаны с театральностью и содержат в себе момент произвольного изменения детьми своего поведения, мимики, пластики и речи в соответствии с превращением;

Основной этап включал в себя развитие временных и причинно-следственных связей и развитие связной речи средствами устного народного творчества.

Основным методом при работе с детьми явился пересказ. Особо важную роль играет работа над кратким пересказом текста, т.к. именно такой пересказ даёт ёмкое представление о поиске основного содержания, которое позволяет воспроизводить главное, а значит, учит определять концепт, который и делает чтение осмысленным.

Проводился многоаспектный анализ текста

– композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т.д.);

– стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов);

– типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

– лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений).

Использовался план работы с текстом, предложенный Ф.А. Сохиным определил примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста;

2. Словарная работа;

3. Тема текста;

4. Идея текста;

5. Тип текста;

6. Стиль текста;

7. Выразительные средства речи и их роль.

К основным дидактическим методам организации процесса проблемного обучения по лингвистическим дисциплинам относятся следующие: монологический; рассуждающего изложения; диалогического изложения; эвристических заданий; схематизации; моделирования речевых, условно-речевых ситуаций; языкового сопоставления.

Работа включала в себя следующие упражнения: настольный театр картинок, настольный театр кукол, игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами, импровизация.

Работа проводилась по следующему плану:

1. Осмысливать содержание просмотренного видео (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно);

2. Групповое обсуждение увиденного, составление некоторого плана;

3. Пересказывать кратко текст по составленному плану; находить героев, которые представлены в сказке;

4. Составлять план для краткого и полного пересказов (работа производится без использования терминологии, наводящими вопросами выделяются основные герои, структурные части сказки);

5. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно;

6. Драматизация сказки.

Организационная работа воспитателей по использованию театрально- игровой деятельности для развития связной речи детей в итоге выстроилась в следующий оптимальный вариант:

1-й шаг: ориентировать детей в игровой ситуации.

2-ой шаг: эмоциональное и пластическое раскрепощение детей с помощью коротких игровых этюдов, пластических импровизаций на заданные темы;

3-й шаг: помощь детям в создании игрового замысла (косвенным образом – с помощью предложений, наводящих вопросов, вопросов-размышлений);

4-й шаг: наблюдение за самостоятельной игрой детей;

5-й шаг: поддержка и закрепление речевой активности детей в театрально-игровой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.