Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и методика экспериментальной работы






 

Экспериментальное исследование возможностей развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста при использовании устного народного творчества включало в себя три этапа (рис. 1).

Рисунок 1.Этапы и компоненты эксперимента

 

Методы анализа уровня развития связной речи.

Для проведения исходной диагностики использовались методики, предложенные В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой рассказывание по серии сюжетных картин и специально организованная беседа с детьми.

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать небольшую по объему сказку, которую необходимо пересказать. Для пересказа была предложена русская народная сказка «У страха глаза велики» Пересказы детей анализируются по следующим показателям:

· понимание текста – правильное формулирование основной мысли;

· структурирование текста – умение последовательно и точно строить пересказ;

· лексическая полнота, соотносимая с оригиналом, замена авторских выразительных средств собственными;

· грамматическая правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

· плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;

· самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель предлагается оценивать отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно).

В 2 балла, по каждому из выделенных критериев, оценивается:

- правильное воспроизведение;

- последовательное и точное построение пересказа;

- использование авторских слов и своих точных слово замен;

- наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз;

- самостоятельное пересказывание.

В 1 балл по каждому критерию оцениваются: - незначительные отклонения от текста;

- отсутствие нарушений логики;

- отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений;

- отсутствие длительных пауз;

- небольшое количество подсказок;

- преобладающая самостоятельность.

0 баллов за каждый критерий ставится при неверном воспроизведении; нарушении структуры текста; бедности лексики; наличии серьезных грамматических ошибок; многочисленных паузах; необходимости в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка выше 6 баллов – среднему уровню, оценка ниже 6 баллов – низкому уровню.

При рассказывании по картинам дети, с одной стороны, опираются на их содержание, а с другой стороны – могут проявлять собственный творческий подход. Безусловно, следует подбирать картины, доступные старшим дошкольникам по содержанию и изобразительным средствам. Мы использовали серию картин под общим заголовком «Что случилось с медвежонком в лесу».

Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить связный рассказ. Фиксируется и анализируется предметно-логическое содержание и языковое оформление рассказа.

Связная речь оценивается по следующим показателям:

- целостность – единство темы;

- последовательность и структурное оформление рассказа;

- связность – способы межфразовой связи, количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

- развернутость рассказа, его объем – число слов и предложений, соотношение простых и сложных предложений;

- самостоятельность – наличие и число вспомогательных вопросов;

- плавность – наличие длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Количественное выражение балльной оценки аналогично оцениванию пересказа текста. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные исходные уровни развития связной речи детей.

В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой выделены три уровня развития связной речи детей дошкольников:

I уровень – определяется как высокий. Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень – средний. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умеет пользоваться формами речевого этикета, но применяет это умение эпизодически, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы и вступать в диалог.

III уровень – охарактеризован как низкий. Ребенок мало активен и неразговорчив в общении и со взрослыми и с другими детьми, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, обладает бедным словарем, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.