Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика ОНР




 

В работах отечественных логопедов – Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой, Л.В.Лопатиной, В.И. Селиверстовым, Т.А. Ткаченко, Т.Б.Филичевой, отражены принципы формирования речи детей с нарушением речи.

Для осуществления исследования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимым является различение понятий нормы и нарушения речи. Речь - функционирование языка, продукт речевой деятельности, в процессе которой используются единицы, категории, формы и нормы языка; последовательность языковых знаков, которые организуются в соответствии с потребностями информации, которая выражается.

Нарушения речи определяются как отклонение в речи человека, который говорит, от языковой нормы, принятой в определенном языковом окружении, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения имеют такие особенности:

1) они не отвечают возрасту человека;

2) не являются диалектизмами, безграмотностью и выражением незнания языка;

3) связанные с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4) осуществляют негативное влияние на последующее психическое развитие ребенка;

5) имеют стойкий характер и не исчезают самостоятельно;

6) требуют логопедической помощи, в зависимости от их характера.

Поскольку, нарушения речи являют собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности, то под структурой речевого дефекта мы понимаем множественное число речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их взаимосвязи. В структуре речевого дефекта выделяют первичный дефект (ядро) и вторичные отклонения, которые являются последствиями первичного и находятся в причинно-следственной связи с ним. Структура речевого дефекта находит свое отображение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что большей частью определяет специфику логопедического влияния.

Все нарушения речи можно рассматривать по двум классификациям: психолого-педагогической и клинико-педагогической. Согласно психолого-педагогической классификации, которая была предложена Р. Левиной, выделяют нарушение средств общения и нарушение их приложения в общении. К нарушениям средств общения относят фонетическое недоразвитие, фонетико-фонемное недоразвитие и общее недоразвитие речи, а к нарушениям применения средств общения относят заикание.

Общее недоразвитие речи (ОНР) включает у себя тяжелые нарушения, такие как проворная и сенсорная алалия, сложные формы ринолалии и дизартрии. При ОНР нарушаются все компоненты речи: фонемные процессы, произношение звуков, словарный запас, грамматический строй и связная речь.



Формирования первоначальных основ связной речи, по мнению Р.И. Лалаевой, имеют характер широкой иррадиации, поэтому характеризуются наличием ошибок. Примером таких ошибок является неправильное словоизменение и словообразование [34].

По мнению Т.А. Ткаченко временные характеристики данного процесса различны и могут продолжаться долгое время, это обусловлено отсутствием внутренней ориентации детей на форму слова. Данные навыки формируются в процессе продолжительной и целенаправленной работы, обращения внимания ребенка на форму слова, акцентирования внимания на состав слова [55].

Т.Б. Филичевой рассмотрены процессы формирования дифференциации, формирования стереотипа, а так же замена сложившихся навыков формирования слов на другие средства [62].

Данная работа должна содержать многократные подкрепления, методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Формирование связной речи включает в себя ряд целенаправленных, последовательных действий, первым этапом является формирование навыков словоизменения и словообразования.

Проблема формирования умений согласовывать слова в фразах является основой формирования связной речи, начинается с правильного согласования слов с именем существительным.

В соответствии с предложенной системой деления С.Н. Цейтлин все грамматические ошибки можно разделить на два вида – морфологические и синтаксические.

Общее недоразвитие речи - это разные многочисленные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы, которые относятся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

По клиническим видами К. Мастюкова выделяет три группы детей с ОНР.

Первая группа – необремененный вариант ОНР, который характеризуется наличием лишь признаков ОНР. У детей с этим вариантом ОНР не оказывается локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов у матери, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности, непродолжительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у этих детей наблюдается общая эмоционально волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений и др.



Вторая группа – обремененный вариант ОНР церебрально органического генезиса. У детей этой группы ОНР предопределяется более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сопровождается неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом поражении соответствующих мозговых структур.

Детям присущие следующие синдромы:

1. Гипертензийно-гидроцефальний синдром, который характеризуется увеличенным внутричерепным давлением, увеличенным размером головы, расширением венозной сетки в височных участках головы. У детей с данным синдромом наблюдается быстрая истощаемость, повышенная возбудимость, раздражительность, частая головная боль, головокружение.

2. Церебрастеничний синдром, который характеризуется повышенной нервно-психической изнурительностью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания, памяти. Церебрастеничний синдром в одних случаях проявляется на фоне эмоционального и двигательного беспокойства, в других сопровождается вялостью, заторможенностью, пассивностью.

3. Синдромы двигательных расстройств проявляются в изменении мускульного тонуса, в нарушении координации движений, в несформированности общей, мелкой, а также артикуляционной моторики, которая проявляется в виде тремора, насильственных движений, легких парезов, спастичности, что присущие скрытой форме дизартрии.

К третьей группе детей с ОНР относятся дети с алалией.

На сегодня этиология алалии сопровождается поражением речевых зон, как левого, так и правого полушарий головного мозга. Клинические и энцефалографические исследования показывают, что у детей с алалией наблюдаются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражения подкорковых структур мозга.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речевой деятельности: первые слова появляются до 3-4, а иногда в 5 лет. Речь аграмматическая, недостаточно фонетически оформленная, малопонятная, наблюдается недостаточная речевая активность. Отстает экспрессивная речь при относительно благополучном понимании обращения. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы. Наблюдается недостаточная стойкость внимания, ограничены возможности ее деления. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает производительность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития предопределяет специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно логического мышления. Без специальной учебы дети с ОНР с трудом овладевают навыками анализа и синтеза, сравнением и обобщением. Вместе с общей соматической ослабленностью им свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности обнаруживаются при выполнении движений по словесной инструкции.

Для детей с ОНР характерное нарушение последовательности элементов действия и пропуски его составных частей, наблюдается недостаточность координации пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, замедленность.

У детей дошкольного возраста с ОНР формирование форм общения происходит с опозданием, наблюдаются стойкие трудности во взаимосвязи и взаимодействии с окружающими. У детей не формируется, характерное возрасту, понимание эмоций, состояний, отношений и действий окружающих и самого себя.

Следовательно, вариативность клинических характеристик детей с нарушениями речи, в частности с ОНР обнаруживает общие для них признаки, а именно: общее недоразвитие составных компонентов или фонетико-фонемной и лексико-грамматической сторон речи.

Рассмотрим некоторые особенности развития связной речи детей с ОНР в онтогенезе. У ребенка трех – четыре лет с нормальным развитием происходит непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря, который вмещает категории существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных, союзов, возгласов. Дети этого возраста понимают разговорную и повествовательную речь, которая отвечает их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, в состоянии рассказать об увиденном, услышанном, запомнить небольшое стихотворение. Они овладевают грамматическим строем речи, употребляют простые, распространенные и сложные предложения. Им доступные простые формы диалогической речи. Младшие дошкольники начинают овладевать умениями выражать свои мнения и построения небольшого связного высказывания. Известно, что элементы монологического языка появляются у детей двух – трех лет, потому что они связаны только с определенной ситуацией (С.Л. Рубинштейн, Д.В. Эльконин, А.Г. Мушена).

Дети с ОНР 3 – 4 лет характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у детей, которые развиваются нормально, речь в основном сформирована.

Дети 3 – 4 лет, а иногда старше имеют очень ограниченный активный словарь, который состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов, которые не понятны окружающим. Звуковые комплексы часто сопровождаются соответствующими жестами, что дает возможность понять ребенка (например: «де» – вместо «дедушка», «би» с жестом кручения руля автомобиля – вместо «машина едет»).

По своему звучанию лепет складывается как из подобных словам элементов (например «сиса» - лиса), так из совсем непохожих на правильное слово звукосочетаний.

Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но, как правило, эти слова имеют обезображенную составную структуру и звуковое оформление.

Одним и тем же по звучанию словом дети помечают разные предметы (например: «мак» - это все разновидности цветов, вазоны с цветами, клумбы; «снег» - это зима, сани, зимние развлечения детей).

Названия действий заменяются названиями предметов (например: «играть мячом – мяч», «открывать» - закрывать дверь); названия предметов могут заменяться названиями действий (например: «диван» - «пать» - спать).

Дети не пользуются морфологическими элементами для выражения грамматических знаний. Доминируют «корневые» слова, в которых отсутствуют флексии, почти полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слов.

Дети не различают слова по грамматическим формами единственного числа и множественного числа, рода и тому подобное.

Пассивный словарь детей значительно шире активного. Именно поэтому создается прочное впечатление, что дети все понимают, но сами ничего не могут сказать. Дети понимают обращенную к ним речь только в контексте ситуации. Они не понимают значений многих слов, значений грамматических изменений слов. В импрессивной речи детей существенную роль играет лексическое значение слов, грамматические формы не учитываются.

Звуковая сторона речи не сформирована. Невозможно определить точно состояние звукопроизношения. Произношение отдельных звуков часто не имеет постоянной артикуляции.

У детей не сформирована способность к восприятию и воссозданию составной структуры слова. В активной речи преобладают одно- и двусложные образования.

На пятом-шестом годах жизни дети овладевают ситуативной речью (использование предложений в условиях конкретной ситуации). Формированию такой речи способствуют задания по описанию предметов. В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально-содержательный тип речи. У детей с ОНР отмечаются значительные трудности при описании игрушки или иного предмета. Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида высказываний, определили необходимость поиска наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.

Формирование речи является сложным структурным образованием, одним из компонентов является лексико-грамматическая сторона речи. Основой формирования грамматической стороны речи является образования нервных связей и стереотипов.

Можно выделить несколько характерных особенностей лексического строя языка, которые проявляются в экспрессивной речи, данные особенности должны быть учтены при формировании программы развития культуры речи:

1. Замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (носик, донышко- чайник)

2. Замена названия предмета названием действия (шнурки – «завязывать чтобы»)

3. Замена видовых понятий родовыми (ромашка, колокольчик –цветок)

4. Замена слов другими, близкими по ситуации и внешним признакам (кресло, табурет – стул)

5. Использование обобщающих понятий, в основном бытового характера;

6. Неиспользование антонимов, редкое использование синонимов.

В.И. Селиверстовым отмечено, что норма речевого развития характеризуется отсутствием синтаксических ошибок: правильное употребление предложений с однородными именами существительными, сформированность умений правильного согласования слов в предложении, сформированность навыков правильного согласования слов в предложениях, активное использование простых видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, формирование навыка составления простых и сложных предложений. При нормальном речевом развитии наблюдается использование прямой и косвенной речи в текстах [19].

Нормальное речевое развитие по мнению Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович допускает наличия ряда ошибок, к которым авторы относят [14]

- Искажения при использовании падежных форм;

- Допущение ошибок в употреблении рода существительных;

- Наличие ошибок при согласовании прилагательных и числительных с существительными;

- Отсутствие или неправильное употребление предлога;

- Неспецифические нарушения навыков словообразования.

Логопедическая работа по развитию речи при наличии специфических устойчивых ошибок должна быть направлена, по мнению, Р.И. Лалаевой, Л.В.Лопатиной, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичевой и др., на развитие лексической стороны речи: развитие понимания словаря по таким обобщающим понятиям, как предметы, действия, признаки; формировать умения по слову выделять знакомые предметы; развитие понимания слов с суффиксом увеличительности; а так же развитие понимания префиксальных отношений.

Развитие грамматических средств языка будет включать: формирование понимания сущности единственного и множественного числа существительных и прилагательных; развитие основ использования предложно-падежных конструкций и предлогов; расширение и активизация пассивного и активного словаря.

А.Н.Гвоздев наметил три периода в формировании грамматического строя [8]:

1. Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов;

2. Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения;

3. Третий период - период усвоения морфологической системы, усвоение типов склонений и спряжений.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Значимость исследования грамматического строя связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь. Практика работы показывает, что дети с ОНР имеют отклонения в понимании падежей и предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов, нарушения в формировании словоизменения. Остановимся подробнее на навыках словоизменения существительных, прилагательных и глаголов.

Другим аспектом формирования связной речи является формирование последовательности и связности отдельных фраз. Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передаёт законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. В формировании связной речи выделяют монологическую и диалогическую речь:

- диалогическая речь, являющейся основной формой общения, пересказ способствует формированию и развитию в первую очередь те коммуникативно-речевых умений, которые не формируются без влияния взрослого, культуру речевого общения;

- связная речь, включающая достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом и грамматическим строем, именно в ней реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения).

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.089 сек.)