Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 28.




1.Моторная алалия.Структура речевого дефекта. Неречевая симптоматика детей с алалией: особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы при алалии.

Алалия - системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до 3х лет. Причина возникнов-ния: Алалия всегда возникает на основе органического поражения ЦНС в области коры головного мозга. Тяжесть может быть различна: картина дефекта м.б. тяжелая при органическом поражении, динамика развития речи замедленная (причины: более тяжелое внутриутробное, природовое или послеродовое поражение); Картина дефекта менее выражена при недоразвитии клеток головного мозга (хорошая динамика развития речи). Недоразвитие клеток вызваны более легкими причинами: коклюш, рахит, диспепсия, дизентерия, особенности ухода за ребенком, расстройства сна. При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое реальное развитие, оставаясь на молодой, незрелой стадии - нейробластов (зрелые - нейроны). Это недоразвитие клеток может быть врожденным или приобретенном в раннем возрасте. В КГМ два ведущих речевых центра: речедвигательный центр Брока и речеслуховой центр Вернике. При поражении ц.Брока возникает моторная алалия, при поражении ц. Вернике - сенсорная алалия. Если поражение этих центров наступает после 3 лет, наступает афазия. Классификация. 1.Моторная алалия2. Сенсорная алалия 3.Сенсомоторная (с преобладанием сенсорной) 4. Мотосенсорная (с преобладанием моторной). Моторная алалия - возникает при поражении нижних отделов центральных областей КГМ. - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Большинство авторов связывают алалию с кинетической и кинестетической апраксией и выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы. При афферентной алалии механизм нарушения речи сводится к кинестетической апраксии, при эфферентной - к кинетической апраксии. а) кинестетическая апраксия - возникает при поражении нижних постцентральных отделов КГМ. Ребенок перестаёт ощущать положение органов артикуляции. В первую очередь страдает фонетическая сторона речи: искажения и замены, постоянного заменителя нет. Механизм нарушения речи при кинестетической апраксии: Органическое поражение ЦНС? поражение нижних отделов постцентральных областей КГМ? нарушаются кинестетические ощущения? в следствие КА страдает звукопроизношение? это приводит к тому, что возникает нарушение фонематического слуха и всех фонематических моторную алалию. Кинетическая апраксия возникает при поражении нижних. премоторных областей КГМ. У детей нарушается смена артикуляционных позиций. Замедляется темп речи, наблюдается нарушение слоговой структуры слов (иллизии, парафазии, контаминации, персеверации). Механизм нарушения речи при кинетической моторной алалии: Отмечается поражение премоторных областей КГМ? страдает переключаемость артикуляционных позиций или укладов? проявляется кинетическая апраксия? страдает слоговая структура слова? страдают фонематические процессы? страдает лексика и грамматика? в результате ОНР. Неречевая симптоматика моторной алалии. В структуре речевого дефекта при моторной алалии неречевые симптомы занимают значительное место. Для детей с экспрессивной алалией характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Кроме этого наблюдается неврологическая симптоматика: от стертых проявлений мозговой дисфункции до выраженных неврологических расстройств, особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Отмечается оральная апраксия, соматическая ослабленность. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. У детей отмечается преобладание леворукости или амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, аспонтанные. Память детей с моторной алалией имеет следующие особенности: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная память - произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуре резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Недоразвитие речи у детей с моторной алалией приводит к недоразвитию интеллекта. М.В. Богданов-Березовский (1909), Р.А. Белова-Давид (1972) и другие считают, что мышление нарушено первично и в свою очередь это приводит к недоразвитию языковой способности. Другие исследователи (Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский) подчеркивают, что интеллект у детей изменен вторично в связи с состоянием речи. Но прямой зависимости между уровнем недоразвития языка и интеллекта не установлено. Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие. Речь у детей с алалией не является ведущим средством познания окружающей действительности. Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности, выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, Негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты. У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно-практической деятельности выражаются в том, что детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, а не в речевом плане, не до словесной инструкции. У детей возникают трудности в формировании пространственно-временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный уровень логического абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в работе. У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов, интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной деятельностью, специфическое поведение и ряд других особенностей. Большинство детей имеет общие дефекты, характерные для всех форм алалии; несформированность системы значений слов, дефекты грамматического структурирования, семантические дефекты. У детей нарушается структурно-семантическое оформление как отдельных высказываний, так и связной речи.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.