Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классиф-я голос. наруш-й. Профес-ые растр-ва голоса, их хар-ка и способы предупрежд-я.






Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи. Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Общая характеристика нарушений голоса.Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Классификации нарушений голоса. Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого. Органические нарушения голоса - патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Эти нарушения считаются хроническими и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное. Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Функциональные нарушения голоса - наиболее распространенные и многообразные, они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причины: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов, или несколько причин выступают в совокупности. К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения (профессиональное заболевание у лиц голосоречевых профессий), гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии (перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации). Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы. Профилактика нарушений голоса Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить. Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

2. Принципы коррекцион. воздействия при экспрессивной (моторной)алалии. Логопед. работа.

Алалия —медико-психолого-педагогическая проблема. Логопедическая работа может быть эффективна только в том случае, если ведется систематически и комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачем-психоневрологом (невропатологом, психиатром). Логопедическая работа при моторной алалии должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон — фонетико-фонематической, лексической и грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте. При моторной алалии ребенку всегда ставится диагноз ОНР. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдение режима дня, закаливание организма, водные процедуры; физиотерапия; физическое воспитание; массаж, лечебная гимнастика, ритмика; развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений; игры с пением и музыкальным сопровождением; необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений.Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия. I этап: воспитание речевой активности, а т.ж. формир-ие пассивного и активного словаря(доступного для понимания и воспроизведения); формир-ие психо-физиолог. предпосылок речевой деят-ти(элементы лепета, звукоподраж-я). II этап: формиров-ие фразовой речи на фоне услож-ия словаря. Ведется работа над диалогом. III этап: развитие связной речи и автоматизация грамматич. структур. На каждом этапе формирся все стороны речев. деят-ти. Речь педагога д.б. немногословной, понятной и выразительной. Основная работа направл-ся на создание мех-мов речев. деят-ти: 1) формир-ие мотива коммуникатив-го намерения.(лучше в игре). Д.б. положит. эмоц. фон. На начальном этапе проходят телесно-ориентированные упражнения, необходимые для адаптации детей к невербальным средствам коммуникации. 2) грамматич. структуриров-ие – необходимо создание грамматич. моделей. которые позволят овладеть механизмом грамматики. 3) формирование внутренней программы высказывания. У детей с моторной алалией необходимо формировать язык, как целостное образование. Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия. Важно научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски Сегена); научить составлять предмет из составных частей различного количества; научить различать звуки по звуковым высотным характеристикам на материале звучащих игрушек; научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка); научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме. Развитие памяти. Важно: довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов. Научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов. Развитие мышления (3-5 лет). Важно: научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки). Используются предметы одного вида; научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое). Родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»). Логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»). Научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: по размеру, по высоте; по длине; по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому).

3. Нарушения чтения у умственно отсталых школьников.

Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер проявлений нарушений чтения определяется как механизмом и видом дислексии, так и этапом формирования навыка чтения у детей. Нарушения чтения обусловлены различными этиопатогенетическими факторами. У детей с дислексиями выявляется несформированность функций зрительного и слухового анализаторов, их взаимодействия, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.В зависимости от этиопатогенетических факторов выделяют следующие виды дислексии: фонематические, оптические, мнестические, семантические, аграмматические.

Фонематические дислексии в зависимости от их патогенеза подразделяются на дислексии, связанные с несформированностью слухопроизносительной дифференциации фонем, и дислексии, связанные с недоразвитием функции фонематического анализа. Оптические дислексии являются следствием нерасчлененности зрительного восприятия, трудности узнавания и различения сходных форм, несформированности пространственных представлений. Семантические дислексии обусловлены неумением устанавливать синтаксические связи между словами в предложении и несформированностью звуко-слогового синтеза. Мнестические дислексии вызываются нарушениями памяти. Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматического строя. Наиболее распространенными среди умственно отсталых школьников являются фонематические дислексии. Дислексии у детей с УО не являются изолированным нарушением, они всегда сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма. Большую трудность представляет процесс усвоения букв: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных преставлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложным является слияние звуков в слоги, ведь это происходит на основе четкого представления о звуковой структуре слогов, а у детей с УО функция фонематического анализа формируется с большим трудом. Крайне сложно для них и формирование обобщенного представления о слоге. Вследствие недифференцированности восприятия для таких детей почти не существует доминирующих букв, что затрудняет чтение. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звукослогового анализа у детей с УО снижена, что замедляет узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текста. Смысловые догадки, играющие в чтении важную роль, проявляются у младших школьников с умственной отсталостью очень слабо. При усвоении букв могут быть следующие нарушения чтения: 1. Полное незнание букв. 2. Называние букв несоответствующими сочетаниями звуков или словами, начинающимися с соответствующих звуков.3. Незнание большого количества букв.4. Замены сходных по начертанию букв; замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки 5Недиф-ные замены букв. При чтении изолированных слогов возможны ошибки: 1) Побуквенное чтение слогов без последующего слияния с последующим слиянием звуков. 2) Замены слогов другими слогами, 3) Замены согласного звука в слоге. 3) Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками При чтении слов наблюдаются следующие нарушения: 1) Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения с осмыслением. 2) Побуквенное чтение слов с последующим слиянием, но без их осмысления. 3) Слоговое чтение и понимание только фонетически простых слов.4) Слово читается правильно, но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова.5) При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному. 6) Не читается конечная согласная слова, конечная гласная. 7) В словах, как и в слогах, твердые согласные заменяются мягкими. 8) В конце слова после согласного добавляется гласный звук.9) Пропуски согласных при их стечении или слово заменяется более простым.10) Добавления гласных звуков между согласными при их стечении и другие. При чтении предложений и текста наблюдаются следующие нарушения: 1. Замедленное и искаженное воспроизведение читаемого, вследствие чего нарушается понимание прочитанных предложений. 2. Побуквенное чтение при хорошем понимании прочитанного текста. 4. Затрудненное понимание текста при послоговом способе чтении, при технически правильном чтении. 5. Неправильное воспроизведение прочитанных предложений при послоговом чтении. При повторении предложения дети воспроизводят лишь его последнее слово.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.